Решение по делу № 33-3374/2020 от 16.10.2020

Судья Гельфенштейн В.П.

№ 33-3374/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2020 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тарасовой Р.П.

судей Мишеневой М.А., Гудковой Г.В.

при ведении протокола помощником судьи Борисенковой Х.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-534/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 24 августа 2020 года по иску Захарова А.Н. к администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения на территории г. Костомукша.

Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Захаров А.Н. обратился с иском к администрации Костомукшского городского округа по тем основаниям, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. На основании изложенного истец просил возложить на ответчика обязанность предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма на территории Костомукшского городского округа.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, орган опеки и попечительства администрации Костомукшского городского округа.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд возложил на администрацию Костомукшского городского округа Республики Карелия обязанность предоставить Захарову А.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения на территории Костомукшского городского округа Республики Карелия.

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает на следующие обстоятельства. В целях установления и исполнения переданных государственных полномочий администрацией Костомукшского городского округа ведется список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Жилые помещения для указанной категории лиц приобретаются администрацией Костомукшского городского округа за счет субвенций, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Республики Карелия от 19.12.2019 № 2440-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов и лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству социальной защиты населения Республики Карелия как получателю средств бюджета Республики Карелия на соответствующий финансовый год. По соглашению о порядке взаимодействия при осуществлении государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 1-02 от 16.01.2020 размер субвенции, предоставляемой из бюджета Республики Карелия бюджету Костомукшского городского округа, составляет 3211000 руб. Численность детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, по указанному соглашению составляет 2 человека. При поступлении субвенции из бюджета Республики Карелия в бюджет Костомукшского городского округа, администрация приобретает жилые помещения и обеспечивает ими нуждающихся лиц согласно установленной очередности. По состоянию на 24.08.2020 администрация Костомукшского городского округа не имеет возможности исполнить судебное решение.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз.1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз.2).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (п. 3 ст. 8).

Согласно п. 7 ст. 8 Закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8).

В силу п. 9 ст. 8 Закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 321-ЗРК), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.

Согласно ст.4 Закона № 921-ЗРК органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что Захаров А.Н., (...) года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Заочным решением Краснослабодского районного суда Волгоградской области от (...) мать истца (...) лишена родительских прав.

Решением Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от (...) отец истца (...) лишен родительских прав.

Захаров А.Н. фактически проживает и зарегистрирован по месту пребывания в (...).

Постановлением администрации Костомукшского городского округа от (...)(...) с (...) опекуном Захарова А.Н. назначена (...).

Из материалов дела следует, что Захаров А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

Из Соглашения, заключенного между Министерством социальной защиты Республики Карелия и администрацией Костомукшского городского округа от 16.01.2020 № 1-02, следует, что финансовое обеспечение государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджету Костомукшского городского округа из бюджета Республики Карелия.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции, с учетом положений пунктов 12, 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», приобщены к материалам дела новые доказательства.

Из исследованных в суде апелляционной инстанции дополнительных доказательств усматривается, что недвижимого имущества в собственности Захарова А.Н. не имеется (уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений).

Разрешая спор, оценив доводы и возражения сторон, представленные доказательства и, руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона от 21.10.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Республики Карелия № 129-П от 16.04.2013, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Захаров А.Н. относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, в связи с чем в силу вышеназванных положений закона он имеет право на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на представленных и исследованных судом доказательствах, нарушений норм материального и процессуального права судебной коллегией не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 24 августа 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3374/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Захаров Александр Николаевич
Ответчики
Администрация Костомукшского городского округа
Другие
орган опеки и попечительства администрации Костомукшского городского округа
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Мишенева Марина Александровна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
16.10.2020Передача дела судье
11.11.2020Судебное заседание
13.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2020Передано в экспедицию
11.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее