Решение по делу № 2а-613/2021 от 30.07.2021

Дело №2а-613/2021

УИД: 48RS0008-01-2021-000843-03

                                                         Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2021 года                              п. Добринка Липецкой области

Добринский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи                 Перелыгиной Г.М.,

при секретаре                                              Волошиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Добринкого района в интересах неопределенного круга лиц, РФ к администрации сельского поселения Новочеркутинский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести противопожарные мероприятия на территории сельского поселения

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Добринского района Липецкой области обратился в суд с иском, просит обязать администрацию сельского поселения Новочеркутинский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области очистить и восстановить противопожарный барьер в границах между лесопарковой зоной и домом , по ул. Школьная, с. Павловка Добринского района Липецкой области, от сухостоя, пожароопасного подроста, подлеска и валежника, а противопожарную минерализованную полосу в пределах барьеров - подновить путем опиловки деревьев и вспашки грунта в самой полосе.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что прокуратурой района проведена проверка по исполнению законодательства о противопожарной безопасности на территории сельского поселения Новочеркутинский сельсовет. В ходе прокурорской проверки в марте 2021 года на территории в районе четырехквартирного д. ул. Школьная, с. Павловка Добринского района, за придомовой территорией    огороженной забором, за земельными участками с задней части дома, за садом, плодовыми деревьями и кустарниками, где хаотично произрастают плодовые деревья, несколько старых яблонь, кусты малины, цветы и пр., расположен противопожарный ров (канава, минерализованная полоса). В конце указанных участков расположен земляной ров и земляной вал, на котором имеются остатки валежника, древесного хлама и подлесок, молодые побеги которого зашли за земляной вал на территорию сада.

Указанное является нарушением ст. 70 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» в соответствии с которым, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Для устранения указанных нарушений закона прокурор обратился в администрацию сельского поселения с представлением от 24.03.2021г., в котором просил устранить отмеченные недостатки, однако до настоящего времени представление прокурора частично не выполнено.

В связи с чем, прокурор обращается в суд с иском, просит обязать администрацию сельского поселения, устранить нарушения противопожарной безопасности в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца – и.о. прокурора Добринского района Насонова Е.В, исковые требования поддержала, по основаниям изложенным выше.

Ответчик - глава администрации сельского поселения Новочеркутинский сельсовет Зюзина Е.Е. иск не признала, суду объяснила, что администрация сельского поселения в полном объеме выполнило представление прокурора. В целях устранения нарушений противопожарной безопасности между домом по ул. Школьная, в с. Павловка и лесопарковой зоной была произведена очистка территории от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе 10 метров и более. Администрацией было вывезено более 10 тракторных тележек травянистой растительности и других горючих материалов с указанного участка, очищен земляной вал от травянистой растительности. Провести минерализованную полосу путем вспашки невозможно, т.к. земляной вал и противопожарный ров в течение длительного времени – не менее 20-30лет, не убирались, на них выросли деревья, огромные корни деревьев, которые препятствуют вспашки земляного рва и противопожарного вала.

Выслушав доводы сторон, исследуя письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно абзацу 2 преамбулы, абзацу 2, 5 ст. 1 ФЗ «О противопожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Нарушение требований пожарной безопасности есть невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Из п. 4.2 ГОСТ Р 57972-2017 следует, что к объектам противопожарного обустройства лесов относятся среди прочего искусственные и естественные противопожарные барьеры, в том числе противопожарные разрывы, заслоны, минерализованные полосы, канавы, просеки и пожароустойчивые опушки, полосы, очищенные от пожароопасных сухой травяной растительности, валежника, хвороста, кустарниковой растительности.

В соответствии с абзацем 2 п. 5.12 ГОСТ Р 57972-2017 к искусственным противопожарным барьерам, специально создаваемым в лесах, в целях ограничения лесных (природных) пожаров относятся минерализованные полосы, противопожарные разрывы, противопожарные заслоны, пожароустойчивые опушки, противопожарные канавы. Противопожарные барьеры следует систематически очищать от сухостоя, пожароопасного подроста, подлеска и валежника, а противопожарные минерализованные полосы в пределах барьеров - ежегодно подновлять до наступления пожароопасного периода в течение пожароопасного сезона.

Согласно ст. ст. 67,68,69,70 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

              На территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.

На территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.

В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Из объяснений сторон судом установлено, что лесопарковая зона на территории сельского поселения Новочеркутинский сельсовет находится на территории бывшего образовательного учреждения школы-интерната на земельном участке с неразграниченной собственностью площадью 27 га., и прилегает к улице Школьная (по задней меже земельных участков, находящихся за домами и торцевой части к дому по этой улице) в с. Павловка Добринского района Липецкой области. Ранее по указанной границе, что было установлено судом, проходил земляной вал и противопожарный ров, которые в настоящее время покрыты густой растительностью- деревьями, кустарниками, завалены остатками мусора, частью порубленных деревьев.

На спорной части участка (по задней меже д. по ул. Школьная в с. Павловка земляной ров и противопожарный барьер по задней меже, очищены на расстоянии 10 метров и более от деревьев, кустарника, погнивших листьев, валежника, мусора. Данное обстоятельство было установлено судом при выезде участников процесса и суда на место спорного земельного участка, расчистка которого является предметом настоящего спора. В то же время, по торцевой части со стороны жилого дома № по ул. Школьная опилка и спил деревьев непосредственно подходящих к жилому дому и находящихся на земляном валу и в противопожарном рву не убраны. Данные обстоятельства были подтверждены и актом проверки, проведенной помощником прокурора Добринского района ФИО5 с участием дознавателя ОПД по Грязинскому, Усманскому и Добринскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России ФИО6, согласно которому, и после уборки и очистки указанного земельного участка от травянистой растительности в полном объеме эта уборка не проведена, т.к. на земляном валу и в противопожарном рву произрастают деревья, они покрыты толстым слоем старых опавших листьев, гнилых сухих веток и старой сухой растительности, что является хорошим горючим материалом.

При таких обстоятельствах требования прокурора являются законными и обоснованными.

Доводы представителя ответчика, что уборка была проведена, а провести опашку и обновить противопожарный ров и земляной вал путем вспашки невозможно, т.к. имеются корни деревьев, пни от спиленных деревьев, которые препятствуют произвести вспашку минерализованной зоны, судом не могут быть приняты во внимание, т.к. указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем установлении противопожарного барьера между лесопарковой зоной и жилыми домами, в том числе д. по ул. Школьная в с. Павловка.

Доводы представителя администрации сельского поселения о необходимости привлечения к указанным видам работ администрации Добринского муниципального района, поскольку лесопарковая зона расположена на земельной участке с неразграниченной собственностью и её распоряжение находится в ведение муниципального района.

Действительно согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 настоящего закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Таким образом, с 1 января 2017 г. земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории сельского поселения, органы местного самоуправления данного поселения лишены права распоряжаться. Эти полномочия принадлежат органам местного самоуправления муниципального района.

Однако в данном случае, спор идет о порядке пользования указанным земельным участком, установлением мер противопожарной безопасности между этим участком и землями сельского поселения в границах территории сельского поселения Новочеркутинский сельсовет. Поэтому обязанность по принятию и обеспечению первичных мер пожарной безопасности в силу п. 9 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лежит на администрации сельского поселения.

На основании изложенного выше, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                    РЕШИЛ

Обязать администрацию сельского поселения Новочеркутинский сельсовет организовать работы по установлению противопожарного барьера (очистить и восстановить противопожарный ров и земляной вал) между лесопарковой зоной и торцевой частью жилого дома № по ул. Школьная в с. Павловка Добринского района Липецкой области.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий                                            Г.М.Перелыгина

Решение в окончательной форме вынесено 15.09.2021г.

2а-613/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Добринского района Липецкой области
Ответчики
Администрация сельского поселения Новочеркутинский сельсовет
Другие
Администрация Добринского муниципального района
Суд
Добринский районный суд Липецкой области
Судья
Перелыгина Галина Михайловна
Дело на сайте суда
dobrinsud.lpk.sudrf.ru
30.07.2021Регистрация административного искового заявления
30.07.2021Передача материалов судье
04.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2021Подготовка дела (собеседование)
24.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2021Судебное заседание
08.09.2021Судебное заседание
09.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее