Дело № 2-289/2022
УИД: 59RS0043-01-2022-000423-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2022 г. г. Чердынь
Чердынский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Ярославцевой К.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шнайдерман Е.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Чердынского района Коростелевой Е.Б.,
третьего лица - Суликова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района Пермского края к Отделу Министерства внутренних дел России по Чердынскому городскому округу о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащего,
у с т а н о в и л:
истец, прокурор Чердынского района, обратилась в суд с иском к ответчику, Отделу Министерства Внутренних дел России по Чердынскому городскому округу (далее ОМВД России по Чердынскому городскому округу), с требованиями о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащего. В обоснование заявленного требования указала, что в ходе проверки Прокуратурой Чердынского района установлен факт нарушения законодательства о противодействии коррупции ОМВД России по Чердынскому городскому округу, выразившееся в следующем. Суликов А.В. проходил службу в ОМВД по Чердынскому району (Чердынскому городскому округу) в должности старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения, уволен по выслуге лет 27.09.2021. 11.10.2021 в ОМВД России по Чердынскому городскому округу поступило уведомление из Муниципального бюджетного учреждения «Центр обеспечения деятельности муниципальных учреждений» (далее МБУ «ЦОДМУ») (правопредшественник МБУ «Центр обеспечения образовательной деятельности») о том, что Суликов А.В. с 28.09.2021 принят на работу в МБУ «ЦОДМУ» на должность начальника отдела, в транспортный отдел со следующими должностными обязанностями: руководить работой персонала транспортного отдела, контролировать плановые ремонтные работы с автотранспортом, заведовать плановыми перевозками, определять потребность, запасные части, заведовать процессом списания, лично оформлять необходимую документацию, контролировать исполнение условий договора на поставку товаров и услуг для создания оптимальных условий труда.
Таким образом, Суликов А.В., как старший государственный инспектор безопасности дорожного движения, осуществлял надзорные и разрешительные функций в отношении МБУ «ЦОДМУ», указанные функции выполнялись им, в том числе при совместных с прокуратурой проверках соблюдения Учреждением требований транспортной безопасности.
В связи с изложенным прокуратурой Чердынского района 25.05.2022 внесено представление на имя начальника ОМВД России по Чердынскому городскому округу об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованиями принять меры к устранению нарушений, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лицо, допустившее нарушение. В настоящее время представление рассмотрено на оперативном совещании с участием заместителя прокурора Чердынского района, вместе с тем мер к устранению нарушений не принято.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие ОМВД России по Чердынскому городскому округу, выразившееся в не проведении заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов по вопросу дачи согласия на работу Суликова А.В. в МБУ «ЦОДМУ» или отказа в таком согласии.
Возложить на ОМВД России по Чердынскому городскому округу обязанность провести заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов по вопросу дачи согласия на работу Суликова А.В. в МБУ «ЦОДМУ» или отказа в таком согласии.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Указала, что третье лицо в настоящее время занимает должность директора в МБУ «ЦОДМУ». Вместе с тем указанные обстоятельства не влияют на существо заявленных требований, т.к. нарушения имели место быть, до настоящего времени не устранены, конфликт интересов обусловлен не конкретной должностью занимаемой Суликовым А.В., а именно его трудоустройством в МБУ «ЦОДМУ», поскольку при осуществлении должности государственного инспектора, он осуществлял надзорно-разрешительные функции за детальностью Учреждения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, также представил письменные возражения на исковое заявления, согласно которых с заявленными исковыми требованиями не согласен в полном объеме. Указал, что согласно ответу врио начальника ОГИБДД информация о выполнении должностных обязанностей по взаимодействию в период прохождения службы Суликовым с МБУ «ЦОДМУ» отсутствуют. Данное уведомление было рассмотрено. За дачей согласия на замещение должности в организации в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Суликов А.В. не обращался. Анализ правомочий и должностных обязанностей Суликова А.В. при замещении должности старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Чердынскому городскому округу свидетельствует о том, что по отношению к организации функций государственного управления он не осуществлял. Таким образом, оснований для расторжения трудового договора, заключенного между организацией и Суликовым А.В., не имеется.
Третье лицо - Суликов А.В. в судебном заседании также возражал против удовлетворения заявленных требований, доводы, изложенные представителем ответчика в письменном отзыве, на исковое заявление поддержал. Полагает, что при замещении должности государственного инспектора в его функции управление деятельностью организации МБУ «ЦОДМУ» не входило. Полагает, что какой-либо конфликт интересов при замещении занимаемой должности отсутствуют. При этом не отрицал, что будучи инспектором, осуществлял проверки МБУ «ЦОДМУ», однако эти проверки были инициированы не им, какой-либо личной заинтересованности не имеет.
Суд, исследовав представленные материалы, заслушав пояснения представителя истца, третье лицо приходит к следующему.
Статьей 64.1 ТК РФ предусмотрены условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими.
Согласно части первой статьи 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в части 3.1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" установлено, что согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на заключение трудового договора с организацией, если отдельные функции по государственному управлению данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, должен получать гражданин, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей в федеральном государственном органе, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также иные сведения, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557.
В соответствии с Указом Президента РФ от 18.05.20009 № 557 должность старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения входит в вышеуказанный перечень.
В пункте 4 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией относятся полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Из приведенных нормативных положений следует, что для граждан, ранее замещавших должности государственной службы, при заключении трудового договора установлено ограничение, заключающееся в том, что гражданин в течение двух лет после увольнения с государственной службы может замещать на условиях трудового договора должности в организации только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Указанное ограничение применяется, если отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего и должность государственной службы, которую замещал служащий до расторжения служебного контракта, включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Исходя из содержания пунктов 16 и 24 данного положения по итогам рассмотрения обращения гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, комиссия дает согласие на такое замещение или отказывает и мотивирует свой отказ.
В целях единообразного применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 18-4/10/П-2943 подготовлены Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией (далее - Методические рекомендации).
В пункте 2 Методических рекомендаций указано, что контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться в том числе в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы.
В соответствии п.п. «д» п. 15 "Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", утвержденного Указ ом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 основаниями для проведения заседания комиссии являются поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации в государственный орган уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в государственном органе, при условии, что указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией или что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации комиссией не рассматривался.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Материалами дела установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Суликов А.В. занимал должность старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОМВД России по Чердынскому район, что подтверждается представленной выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №л/с, контрактом о прохождении службы в ОВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, приказом об увольнении № л/с, а также сведениями трудовой книжки.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ Суликов А.В. принят в должность начальника отдела в транспортный отдел МБУ «ЦОДМУ», а с 01.02.2022 - в должность директора в МБУ «ЦОД МУ», что подтверждается приказами (распоряжениями) о приеме на работу о приеме на работу, трудовыми договорами № от 28.09.2021 и №-Р от 01.02.2022, а также сведениями трудовой книжки.
В соответствии с п. 1 Положения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, Инспекция осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
В соответствии с должностными обязанностями старшего государственного инспектора БДД Отдела МВД России по Чердынскому городскому округу, осуществление данных полномочий входит в должностные обязанности старшего государственного инспектора.
В соответствии с Уставом МБУ «ЦБД ОУ», утвержденным постановлением администрации Чердынского городского округа от 28.01.2020 № 81, в предмет деятельности Учреждения входит комплексное обслуживание муниципальных учреждений, обеспечение их деятельности, в чило задач Учреждение - организация работ по транспортному обеспечению муниципальных учреждений, организация внутригородских и пригородных перевозок, организация подвоза обучающихся и воспитанников к месту учебы и обратно, в число видов деятельности - организация транспортных услуг физическим и юридическим лицам. При осуществлении указанной деятельности учреждение использует закрепленное за ним имущество и имущество, приобретенное на средства, выделенное ему учреждением.
В связи с наличием у Учреждения данных полномочий, наличием принадлежащих Учреждению автобусов для перевозки детей в полномочия Суликова А.В. как старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения входило осуществление надзорных и разрешительных функций в отношении Учреждения. Указанные функции выполнялись, в том числе при совместных с прокуратурой проверок, что, подтверждается, в том числе, представленным актом проверки с участием Суликова А.В. от 04.09.2019, копией рапорта Суликова А.В. на имя начальника ОМВД по Чердынскому району от 04.09.2019 о состоянии автобусов при выпуске на линию, и не оспаривалось Суликовым А.В. в судебном заседании.
08.10.2021 МБУ «ЦОДМУ» в адрес руководителя ОМВД России по Чердынскому городскому окру было направлено сообщение о заключении трудового договора с бывшим (муниципальным) служащим.
В ходе проверки Прокуратурой Чердынского района установлен факт нарушения законодательства о противодействии коррупции ОМВД России по Чердынскому городскому округу явившегося основанием вынесения представления в адрес начальника ОМВД России по Чердынскому городскому округу об устранении нарушений законодательства о противоядии коррупции, а именно: получив 11.10.2021 уведомление из МБУ «ЦОДМУ» о принятии на работу Суликова А.В. начальником транспортного отдела, не инициировал и не провел заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих ОМВД и урегулированию конфликта интересов, не решил вопрос о даче согласия либо о несогласии на выполнение Суликовым А.В. данной работы. Причинами и условиями совершения нарушений является ненадлежащее отношение к выполнению требований законодательства о противодействии коррупции. В связи с чем Прокуратурой Чердынского района вынесено требование безотлагательно рассмотреть настоящее представление, о времени и месте рассмотрения представления заранее в письменной форме уведомить прокурора Чердынского района. Принять меры к устранению указанных нарушений. Принять меры к недопущению указанных нарушений в дальнейшем, к устранению причин и условий их совершения. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения. Копии приказов (распоряжений) представить в прокуратуру Чердынского района.
Согласно сообщению начальника ОМВД России по Чердынскому городскому округу от 15.06.2022, указанное представление рассмотрено на совещании у начальника ОМВД России по Чердынскому городскому округу 07.06.2022, в подтверждение чего представлена выписка из протокола от 07.06.2022 № 101.
Вместе с тем, как следует из содержания указанной выписки, комиссий подтверждён факт нарушений, выявленных прокуратурой Чердынского городского округа, вместе с тем сведений о принятии каких-либо мер по устранению выявленных нарушений не содержит.
Согласно сообщению от 27.06.2022, начальника ОМВД России по Чердынскому городскому округу направленного в адрес прокуратуры <адрес>, проведена служебная проверка в отношении помощника начальника ОМВД по Чердынскому городскому округу (по РЛС) майора внутренней службы ФИО4 и государственного инспектора безопасности дорожного движения РЭО ГИБДД ОМВД России по Чердынскому городскому округу капитана полиции ФИО5 по результатам служебной проверки вина вышеуказанных сотрудников не установлена.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вхождение в должностные обязанности Суликова А.В. как бывшего служащего отдельных функций государственного управления организацией, в которую он в настоящее время трудоустроен - МБУ «ЦОДМУ», подтверждается материалами дела, должностным регламентом старшего государственного инспектора БДД Отдела Министерства внутренних дел РФ по Чердынскому городскому округу, рабочей инструкцией МБУ «ЦОДМУ», актом проверки от 04.09.2021, рапортом по результатом проверки, выпиской из протокола от 07.06.2022, представлением прокурора района, а также не оспаривалось в судебном заседании и самим Суликовым А.В.
Выявление указанных нарушений явилось основанием для вынесения представления прокуратурой Чердынского района от 25.05.2022, которое до настоящего времени по существу обозначенных в нем требований остается не исполненным.
Доказательств иного ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
В соответствии с со ст. ст. 24, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств выполнения требований, обозначенных в представлении прокурора района по существу, нарушения обозначенные в представлении имели место быть и подтверждаются материалами дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований, и считает необходимым их удовлетворить - признать незаконным бездействие ОМВД России по Чердынскому городскому округу, выразившееся в не проведении заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов по вопросу дачи согласия на работу Суликова А.В. в МБУ «Центр обеспечения деятельности муниципальных учреждений» или отказа в таком согласии, возложить на отдел МВД России по Чердынскому городскому округу обязанность провести заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов по вопросу дачи согласия на работу Суликова А.В. в МБУ «ЦОДМУ» или отказа в таком согласии.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
исковые требования прокурора Чердынского района к Отделу Министерства внутренних дел России по Чердынскому городскому округу о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащего удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Отдела Министерства внутренних дел России по Чердынскому городскому округу, выразившееся в не проведении заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов по вопросу дачи согласия на работу Суликова Андрея Валерьевича в Муниципальном бюджетном учреждении «Центр обеспечения деятельности муниципальных учреждений» или отказа в таком согласии.
Возложить на отдел Министерства внутренних дел России по Чердынскому городскому округу обязанность провести заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов по вопросу дачи согласия на работу Суликова Андрея Валерьевича в Муниципальном бюджетном учреждении «Центр обеспечения деятельности муниципальных учреждений» или отказа в таком согласии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий К.В. Ярославцева
Мотивированная часть решения изготовлена 19.07.2022.
УИД: 59RS0043-01-2022-000423-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2022 г. г. Чердынь
Чердынский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Ярославцевой К.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шнайдерман Е.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Чердынского района Коростелевой Е.Б.,
третьего лица - Суликова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района Пермского края к Отделу Министерства внутренних дел России по Чердынскому городскому округу о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащего,
у с т а н о в и л:
истец, прокурор Чердынского района, обратилась в суд с иском к ответчику, Отделу Министерства Внутренних дел России по Чердынскому городскому округу (далее ОМВД России по Чердынскому городскому округу), с требованиями о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащего. В обоснование заявленного требования указала, что в ходе проверки Прокуратурой Чердынского района установлен факт нарушения законодательства о противодействии коррупции ОМВД России по Чердынскому городскому округу, выразившееся в следующем. Суликов А.В. проходил службу в ОМВД по Чердынскому району (Чердынскому городскому округу) в должности старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения, уволен по выслуге лет 27.09.2021. 11.10.2021 в ОМВД России по Чердынскому городскому округу поступило уведомление из Муниципального бюджетного учреждения «Центр обеспечения деятельности муниципальных учреждений» (далее МБУ «ЦОДМУ») (правопредшественник МБУ «Центр обеспечения образовательной деятельности») о том, что Суликов А.В. с 28.09.2021 принят на работу в МБУ «ЦОДМУ» на должность начальника отдела, в транспортный отдел со следующими должностными обязанностями: руководить работой персонала транспортного отдела, контролировать плановые ремонтные работы с автотранспортом, заведовать плановыми перевозками, определять потребность, запасные части, заведовать процессом списания, лично оформлять необходимую документацию, контролировать исполнение условий договора на поставку товаров и услуг для создания оптимальных условий труда.
Таким образом, Суликов А.В., как старший государственный инспектор безопасности дорожного движения, осуществлял надзорные и разрешительные функций в отношении МБУ «ЦОДМУ», указанные функции выполнялись им, в том числе при совместных с прокуратурой проверках соблюдения Учреждением требований транспортной безопасности.
В связи с изложенным прокуратурой Чердынского района 25.05.2022 внесено представление на имя начальника ОМВД России по Чердынскому городскому округу об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованиями принять меры к устранению нарушений, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лицо, допустившее нарушение. В настоящее время представление рассмотрено на оперативном совещании с участием заместителя прокурора Чердынского района, вместе с тем мер к устранению нарушений не принято.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие ОМВД России по Чердынскому городскому округу, выразившееся в не проведении заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов по вопросу дачи согласия на работу Суликова А.В. в МБУ «ЦОДМУ» или отказа в таком согласии.
Возложить на ОМВД России по Чердынскому городскому округу обязанность провести заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов по вопросу дачи согласия на работу Суликова А.В. в МБУ «ЦОДМУ» или отказа в таком согласии.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Указала, что третье лицо в настоящее время занимает должность директора в МБУ «ЦОДМУ». Вместе с тем указанные обстоятельства не влияют на существо заявленных требований, т.к. нарушения имели место быть, до настоящего времени не устранены, конфликт интересов обусловлен не конкретной должностью занимаемой Суликовым А.В., а именно его трудоустройством в МБУ «ЦОДМУ», поскольку при осуществлении должности государственного инспектора, он осуществлял надзорно-разрешительные функции за детальностью Учреждения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, также представил письменные возражения на исковое заявления, согласно которых с заявленными исковыми требованиями не согласен в полном объеме. Указал, что согласно ответу врио начальника ОГИБДД информация о выполнении должностных обязанностей по взаимодействию в период прохождения службы Суликовым с МБУ «ЦОДМУ» отсутствуют. Данное уведомление было рассмотрено. За дачей согласия на замещение должности в организации в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Суликов А.В. не обращался. Анализ правомочий и должностных обязанностей Суликова А.В. при замещении должности старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Чердынскому городскому округу свидетельствует о том, что по отношению к организации функций государственного управления он не осуществлял. Таким образом, оснований для расторжения трудового договора, заключенного между организацией и Суликовым А.В., не имеется.
Третье лицо - Суликов А.В. в судебном заседании также возражал против удовлетворения заявленных требований, доводы, изложенные представителем ответчика в письменном отзыве, на исковое заявление поддержал. Полагает, что при замещении должности государственного инспектора в его функции управление деятельностью организации МБУ «ЦОДМУ» не входило. Полагает, что какой-либо конфликт интересов при замещении занимаемой должности отсутствуют. При этом не отрицал, что будучи инспектором, осуществлял проверки МБУ «ЦОДМУ», однако эти проверки были инициированы не им, какой-либо личной заинтересованности не имеет.
Суд, исследовав представленные материалы, заслушав пояснения представителя истца, третье лицо приходит к следующему.
Статьей 64.1 ТК РФ предусмотрены условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими.
Согласно части первой статьи 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в части 3.1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" установлено, что согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на заключение трудового договора с организацией, если отдельные функции по государственному управлению данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, должен получать гражданин, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей в федеральном государственном органе, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также иные сведения, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557.
В соответствии с Указом Президента РФ от 18.05.20009 № 557 должность старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения входит в вышеуказанный перечень.
В пункте 4 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией относятся полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Из приведенных нормативных положений следует, что для граждан, ранее замещавших должности государственной службы, при заключении трудового договора установлено ограничение, заключающееся в том, что гражданин в течение двух лет после увольнения с государственной службы может замещать на условиях трудового договора должности в организации только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Указанное ограничение применяется, если отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего и должность государственной службы, которую замещал служащий до расторжения служебного контракта, включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Исходя из содержания пунктов 16 и 24 данного положения по итогам рассмотрения обращения гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, комиссия дает согласие на такое замещение или отказывает и мотивирует свой отказ.
В целях единообразного применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 18-4/10/П-2943 подготовлены Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией (далее - Методические рекомендации).
В пункте 2 Методических рекомендаций указано, что контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться в том числе в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы.
В соответствии п.п. «д» п. 15 "Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", утвержденного Указ ом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 основаниями для проведения заседания комиссии являются поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации в государственный орган уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в государственном органе, при условии, что указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией или что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации комиссией не рассматривался.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Материалами дела установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Суликов А.В. занимал должность старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОМВД России по Чердынскому район, что подтверждается представленной выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №л/с, контрактом о прохождении службы в ОВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, приказом об увольнении № л/с, а также сведениями трудовой книжки.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ Суликов А.В. принят в должность начальника отдела в транспортный отдел МБУ «ЦОДМУ», а с 01.02.2022 - в должность директора в МБУ «ЦОД МУ», что подтверждается приказами (распоряжениями) о приеме на работу о приеме на работу, трудовыми договорами № от 28.09.2021 и №-Р от 01.02.2022, а также сведениями трудовой книжки.
В соответствии с п. 1 Положения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, Инспекция осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
В соответствии с должностными обязанностями старшего государственного инспектора БДД Отдела МВД России по Чердынскому городскому округу, осуществление данных полномочий входит в должностные обязанности старшего государственного инспектора.
В соответствии с Уставом МБУ «ЦБД ОУ», утвержденным постановлением администрации Чердынского городского округа от 28.01.2020 № 81, в предмет деятельности Учреждения входит комплексное обслуживание муниципальных учреждений, обеспечение их деятельности, в чило задач Учреждение - организация работ по транспортному обеспечению муниципальных учреждений, организация внутригородских и пригородных перевозок, организация подвоза обучающихся и воспитанников к месту учебы и обратно, в число видов деятельности - организация транспортных услуг физическим и юридическим лицам. При осуществлении указанной деятельности учреждение использует закрепленное за ним имущество и имущество, приобретенное на средства, выделенное ему учреждением.
В связи с наличием у Учреждения данных полномочий, наличием принадлежащих Учреждению автобусов для перевозки детей в полномочия Суликова А.В. как старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения входило осуществление надзорных и разрешительных функций в отношении Учреждения. Указанные функции выполнялись, в том числе при совместных с прокуратурой проверок, что, подтверждается, в том числе, представленным актом проверки с участием Суликова А.В. от 04.09.2019, копией рапорта Суликова А.В. на имя начальника ОМВД по Чердынскому району от 04.09.2019 о состоянии автобусов при выпуске на линию, и не оспаривалось Суликовым А.В. в судебном заседании.
08.10.2021 МБУ «ЦОДМУ» в адрес руководителя ОМВД России по Чердынскому городскому окру было направлено сообщение о заключении трудового договора с бывшим (муниципальным) служащим.
В ходе проверки Прокуратурой Чердынского района установлен факт нарушения законодательства о противодействии коррупции ОМВД России по Чердынскому городскому округу явившегося основанием вынесения представления в адрес начальника ОМВД России по Чердынскому городскому округу об устранении нарушений законодательства о противоядии коррупции, а именно: получив 11.10.2021 уведомление из МБУ «ЦОДМУ» о принятии на работу Суликова А.В. начальником транспортного отдела, не инициировал и не провел заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих ОМВД и урегулированию конфликта интересов, не решил вопрос о даче согласия либо о несогласии на выполнение Суликовым А.В. данной работы. Причинами и условиями совершения нарушений является ненадлежащее отношение к выполнению требований законодательства о противодействии коррупции. В связи с чем Прокуратурой Чердынского района вынесено требование безотлагательно рассмотреть настоящее представление, о времени и месте рассмотрения представления заранее в письменной форме уведомить прокурора Чердынского района. Принять меры к устранению указанных нарушений. Принять меры к недопущению указанных нарушений в дальнейшем, к устранению причин и условий их совершения. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения. Копии приказов (распоряжений) представить в прокуратуру Чердынского района.
Согласно сообщению начальника ОМВД России по Чердынскому городскому округу от 15.06.2022, указанное представление рассмотрено на совещании у начальника ОМВД России по Чердынскому городскому округу 07.06.2022, в подтверждение чего представлена выписка из протокола от 07.06.2022 № 101.
Вместе с тем, как следует из содержания указанной выписки, комиссий подтверждён факт нарушений, выявленных прокуратурой Чердынского городского округа, вместе с тем сведений о принятии каких-либо мер по устранению выявленных нарушений не содержит.
Согласно сообщению от 27.06.2022, начальника ОМВД России по Чердынскому городскому округу направленного в адрес прокуратуры <адрес>, проведена служебная проверка в отношении помощника начальника ОМВД по Чердынскому городскому округу (по РЛС) майора внутренней службы ФИО4 и государственного инспектора безопасности дорожного движения РЭО ГИБДД ОМВД России по Чердынскому городскому округу капитана полиции ФИО5 по результатам служебной проверки вина вышеуказанных сотрудников не установлена.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вхождение в должностные обязанности Суликова А.В. как бывшего служащего отдельных функций государственного управления организацией, в которую он в настоящее время трудоустроен - МБУ «ЦОДМУ», подтверждается материалами дела, должностным регламентом старшего государственного инспектора БДД Отдела Министерства внутренних дел РФ по Чердынскому городскому округу, рабочей инструкцией МБУ «ЦОДМУ», актом проверки от 04.09.2021, рапортом по результатом проверки, выпиской из протокола от 07.06.2022, представлением прокурора района, а также не оспаривалось в судебном заседании и самим Суликовым А.В.
Выявление указанных нарушений явилось основанием для вынесения представления прокуратурой Чердынского района от 25.05.2022, которое до настоящего времени по существу обозначенных в нем требований остается не исполненным.
Доказательств иного ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
В соответствии с со ст. ст. 24, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств выполнения требований, обозначенных в представлении прокурора района по существу, нарушения обозначенные в представлении имели место быть и подтверждаются материалами дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований, и считает необходимым их удовлетворить - признать незаконным бездействие ОМВД России по Чердынскому городскому округу, выразившееся в не проведении заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов по вопросу дачи согласия на работу Суликова А.В. в МБУ «Центр обеспечения деятельности муниципальных учреждений» или отказа в таком согласии, возложить на отдел МВД России по Чердынскому городскому округу обязанность провести заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов по вопросу дачи согласия на работу Суликова А.В. в МБУ «ЦОДМУ» или отказа в таком согласии.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
исковые требования прокурора Чердынского района к Отделу Министерства внутренних дел России по Чердынскому городскому округу о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащего удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Отдела Министерства внутренних дел России по Чердынскому городскому округу, выразившееся в не проведении заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов по вопросу дачи согласия на работу Суликова Андрея Валерьевича в Муниципальном бюджетном учреждении «Центр обеспечения деятельности муниципальных учреждений» или отказа в таком согласии.
Возложить на отдел Министерства внутренних дел России по Чердынскому городскому округу обязанность провести заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов по вопросу дачи согласия на работу Суликова Андрея Валерьевича в Муниципальном бюджетном учреждении «Центр обеспечения деятельности муниципальных учреждений» или отказа в таком согласии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий К.В. Ярославцева
Мотивированная часть решения изготовлена 19.07.2022.