Судья Гороховик О.В. гр.дело №33а-10936/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2015 года Самарская область, г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Захарова С.В., Лазаревой М.А.,
при секретаре: Татариновой Г.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерств культуры Самарской области на решение Ленинского районного суда г.Самары от 30 июля 2015 года по заявлению Министерства культуры Самарской области об оспаривании предписания государственного органа, с участием Мищенко М.Б. (представителя Министерства культуры Самарской области), Пелевина С.В. (представителя Счетной палаты Самарской области),
УСТАНОВИЛА:
Министерство культуры Самарской области обратилось в суд с заявлением об оспаривании представления Счетной палаты Самарской области, внесенного по результатам проведения контрольного мероприятия «Проверка эффективного использования средств областного бюджета, выделенных министерству культуры Самарской области на финансирование отдельных мероприятий областной целевой программы «Культурное наследие» на 2012- 2020 годы». Считает предписание незаконным и нарушающим права Министерства, поскольку под угрозой применения ответственности за неисполнение оно обязывает принять меры в сфере, в которой Министерство не является уполномоченным органом (органом охраны объектов культурного наследия).
Министерство просило признать представление Счетной палаты Самарской области от 11.06.2015 №02.03/1387 недействительным и обязать Счетную палату Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов министерства культуры Самарской области путем отмены представления.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 30 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что представление внесено в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного органа и права и законные интересы заявителя не нарушает.
В апелляционной жалобе Министерство культуры Самарской области ставит вопрос об отмене решения, полагая, что оно основано на неправильном применении норм материального права и принято без учета фактических обстоятельств дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства доводы жалобы поддержал.
Представитель Счетной палаты Самарской области просил решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела следует, что Счетной палатой Самарской области проведено контрольное мероприятие «Проверка эффективного использования средств областного бюджета, выделенных министерству культуры Самарской области на финансирование отдельных мероприятий областной целевой программы «Культурное наследие на 2012-2020 годы».
По результатам проверки в адрес Министерства культуры Самарской области внесено представление от 11.06.2015 №02.03/1387, в котором предложено: 1) обеспечивать надлежащий контроль соблюдения порядка ведения работ по сохранению объектов культурного наследия, включая своевременную подготовку проектной документации, отражающей ход выполнения работ; 2) не допускать выполнение работ без разрешения, выданного Министерством; 3) не допускать приемку работ по сохранению объектов культурного наследия, не предусмотренных разрешительной и проектной документацией, согласованной Министерством; 4) принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях; 5) принять меры по разработке конкретных мероприятий, направленных на установление и устранение причин осадок объекта культурного наследия «Особняк Аржанова», нарушения его конструктивных элементов и отделки; 6) принять меры по осуществлению демонтажа кондиционеров на фасаде здания.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанным представлением права и законные интересы Министерства не нарушены. Судебная коллегия находит данное суждение верным, основанным на нормах закона.
Так, статьей 17 Закона Самарской области от 30.09.2011 N86-ГД «О Счетной палате Самарской области и отдельных вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Самарской области» установлено, что счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти Самарской области и государственные органы Самарской области, орган управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления и муниципальные органы муниципальных образований в Самарской области, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Самарской области, муниципальному образованию в Самарской области или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Органы государственной власти Самарской области и государственные органы Самарской области, орган управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления и муниципальные органы муниципальных образований в Самарской области, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
По смыслу закона внесение представления в перечисленные в ст.17 Закона органы и организации направлено на понуждение их к устранению выявленных нарушений в добровольном порядке. Орган или организация, в адрес которого внесено представление, обязано в установленный срок рассмотреть его и направить в Счетную палату сообщение о результатах рассмотрения. При этом обоснованные возражения относительно позиции контролирующего органа не исключаются, что не свидетельствует о безусловности исполнения предложений, содержащихся в представлении.
Таким образом, поскольку иной безусловной обязанности кроме как рассмотреть и направить ответ контролирующему органу, оспариваемое представление на Министерство не налагает, права и законные интересы последнего нельзя считать нарушенными, а значит, совокупность двух необходимых условий для признания оспариваемого представления незаконным отсутствует.
Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя. Аналогичные положения содержала и ст. 258 ГПК РФ, действовавшая до 15.09.2015 года.
Такая совокупность в данном случае отсутствует. Негативных последствий представление для Министерства не несет, в том числе с учетом того, что полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия в настоящее время осуществляет Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области.
Доводы заявителя о том, что неисполнение предписания повлечет применение к Министерству мер ответственности, ссылками на нормы каких-либо правовых актов, устанавливающих такую ответственность, не подкреплены. При этом наступления административной ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) именно представления, а не предписания контрольно-счетного органа Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также Законом Самарской области "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" не предусмотрена. Кроме того, неисполнение предписания не влечет безусловное привлечение к ответственности. Законность неисполнения предписания контролирующего органа подлежит проверке в рамках дела о привлечении к ответственности.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Само по себе несогласие с содержанием оспариваемого предписания, а также невозможность его исполнения ввиду отсутствия полномочий в соответствующей сфере государственного регулирования, не могут служить основанием для удовлетворения требований в силу того, что нарушений прав заявителя в рамках настоящего дела не установлено. Доводы апелляционной жалобы относительно правовой позиции счетной палаты, изложенной в предписании, и исполнимости его предложений, не могут быть приняты во внимание по мотивам, изложенным выше.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Самары от 30 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерств культуры Самарской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи