Решение по делу № 33-1131/2022 от 11.03.2022

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0007-01-2021-010436-22

дело № 33-1131/2022                                                                                                                             поступило <...> года

судья Гурман З.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 мая 2022 года                                                            город Улан-Удэ

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Хаыковой И.К., Семенова БС., при секретаре Дармаеве Ж.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарураева В.А. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Жанчиповой Е.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27 января 2022 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обеспечить Тарураева В.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства в г. <...>.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Тыгылдырову В.Д., ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд, истец Тарураев В.А. просил обязать ответчика Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Исковые требования мотивированы следующим. Истец Тарураев В.А., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.

В судебном заседании истец Тарураев В.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Жанчипова Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Судом первой инстанции исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Жанчипова Е.А. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что истец на момент его постановки на учет нуждающихся в жилье не относился к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ему было более чем 23 года (<...> год). При этом сведения о причинах, по которым Тарураев В.А. своевременно не был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, не был включен в соответствующий список ранее, в материалах дела отсутствуют. Доказательств тому, что в сроки, установленные законом, истец был лишен возможности обратиться с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилье, стороной истца не представлено.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Тарураев В.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Тыгылдырова В.Д. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Истец Тарураев В.А., извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явился.

В предыдущих заседаниях судебной коллегии истец Тарураев В.А. пояснял, что он полагал, что состоит на соответствующем учете, так как с заявлением о его постановке на учет обращалась его бабушка, являвшаяся его опекуном.

Третье лицо Администрация г. Улан-Удэ, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание судебной коллегии представителя не направило.

Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом надлежащего извещения сторон, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Тыгылдырову В.Д., обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Тарураев В.А., <...> года рождения, являлся сиротой.

Так, согласно свидетельству о рождении серии <...><...>, выданному <...> отделом ЗАГСа г. Улан-Удэ <...> года, матерью истца является Т.., отцом – Т.

Как следует из имеющихся в материалах дела свидетельств о смерти, мать истца Т. умерла <...> года, его отец Т. умер <...> года.

Распоряжением Администрации Советского района г. Улан-Удэ от 30 сентября 2021 года № <...> истец Тарураев В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Удовлетворяя исковые требования Тарураев В.А., суд первой инстанции пришел к выводу, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилья не имеет, в связи с чем подлежит обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в г. Улан-Удэ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

    К одной из мер социальной поддержки, предусмотренной законом, относится однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Критерии отнесения граждан к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, к ним относится лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Часть 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусматривает, что Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем 1 пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Порядок формирования Списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в Список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список установлен постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 года № 397 (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в Список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

В пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 года, указано, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Как следует из приведенного Обзора практики, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяют требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ и части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, а также в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012    № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

    Таким образом, для применения норм Федерального закона Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ к конкретным правоотношениям, суду необходимо было выяснить, относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом того, что гарантии, установленные данным законом по обеспечению жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, имелись ли какие-либо уважительные причины необращения истца в соответствующие органы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилье по указанной категории лиц.

Судом апелляционной инстанции из Администрации Советского района г. Улан-Удэ запрошено учетное дело Тарураева В.А., из материалов которого следует, что постановлением Администрации Советского района г. Улан-Удэ от <...> года № <...> опекуном истца Тарураева В.А. назначена Т., являющаяся его родной бабушкой.

При этом доводы истца Тарураева В.А. о том, что он ранее не обращался с заявлением о постановке на учет, поскольку полагал, что уже состоит на соответствующем учете, заслуживают внимания.

Так, из представленных Администрацией Советского района г. Улан-Удэ по запросу суда апелляционной инстанции документов следует, что <...> года опекун истца Т. обратилась, в том числе в интересах своего подопечного - истца Тарураева В.А., в Администрацию Советского района г. Улан-Удэ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, мотивируя заявление тем, что является опекуном троих внуков, являющихся сиротами и нуждающихся в жилье.

    С <...> года опекун истца Т. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «улучшение жилищных условий» с составом семьи <...> человек, в числе которых также значится и истец Тарураев В.А.

    Основанием для постановки на учет явилось наличие нуждаемости в жилом помещении, которая до введения в действие Жилищного кодекса РФ (до 2005 года) рассчитывалась исходя из занимаемой гражданином жилой площади (не более 7кв.м.) (подпункт «а» пункта 7 части 2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Бурятской АССР по состоянию на 1 января 1987 года, утвержденных Постановлением Совета Министров и Совета профсоюзов Бурятской АССР от 29.12.1984 № 368).

    На дату постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Тарураева Н.К. являлась опекуном несовершеннолетних внуков Т., Т., Тарураева В.А. на основании постановления от <...><...>.

    По состоянию на <...> года указанные лица были зарегистрированы по адресу; <...>, общей площадью <...>.м., жилой площадью <...>.м.

    На основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан на основании Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 17.10.1994 года № 630 истец Тарураев В.А. является собственником 1/3 доли квартиры по адресу: г<...>.

    В настоящее время в данном жилом помещении, кроме истца Тарураева В.А., зарегистрировано еще <...> человек. Из пояснений истца следует, и это подтверждено совокупностью представленных доказательств, что вселиться в данное жилое помещение он не может, поскольку в указанной квартире проживает семья его сестры.

Другого жилья в собственности истец Тарураев В.А. не имеет, что следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости.

    Таким образом, в настоящее время нуждаемость истца в жилом помещении сохраняется, поскольку на каждого члена семьи приходятся менее 9кв.м. жилой площади (пункт 42 части 5 Правил).

    При этом истец Тарураев В.А. с <...> года до настоящего времени продолжает состоять в очереди на получение жилья, из указанной очереди не исключался, органом местного самоуправления продолжает признаваться нуждающимся в жилом помещении.

    Тот факт, что после обращения за постановкой на жилищный учет в очередь на улучшение жилищных условий была поставлена бабушка истца, а не находящийся под ее опекой сирота, не может умалять права истца Тарураева В.А. на получение специализированного жилья.

Правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся, не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.

Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением Администрации Советского района г. Улан-Удэ от <...> года № <...> истец Тарураев В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

На день рассмотрения дела судом первой инстанции распоряжение Администрации Советского района г. Улан-Удэ от <...> года № <...> не оспорено, незаконным не признано.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к вводу, что обращение истца за реализацией своего права на обеспечение жильем лишь в 2021 году обусловлено уважительными причинами.

Поскольку уважительность причин пропуска срока обращения истца с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подтверждается объективными причинами, ссылки ответчика на неисполнение истцом обязанности по постановке на учет судебной коллегией отклоняются.

До настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено. Приведенные нормы не содержат императивных положений, предусматривающих обеспечение жильем лиц из числа приведенной категории в порядке очередности внутри соответствующего списка, как следствие, истец вправе требовать судебной защиты.

Учитывая приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку у ответчика в силу закона возникла обязанность по обеспечению истца жилым помещением, которая до настоящего времени не выполнена.

Иных правовых доводов, ставящих под сомнение правильность выводов районного суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, имеющиеся в деле доказательства получили оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-1131/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тарураев Виктор Анатольевич
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Другие
Администрация города Улан-Удэ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Иванова Виктория Александровна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
11.03.2022Передача дела судье
06.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
12.05.2022Судебное заседание
15.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2022Передано в экспедицию
12.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее