Судья Гринюк М.А. дело № 33а-1017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 7 июня 2016 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей: Братухина В.В. и Салиховой Э.И.,
при секретаре Эркеновой Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 марта 2016 г., по которому постановлено:
удовлетворить административное исковое заявление Трофимова А.А. к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;
признать незаконным отказ Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл от 28 декабря 2015 г. в продлении разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом модели Сайга МК, кал. 7,62х39 мм, № <...>, 2005 г.в., Трофимову А.А.;
обязать Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл рассмотреть заявление Трофимова А.А. о выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия.
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трофимов А.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. 28 декабря 2015 г. решением Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл Трофимову А.А. отказано в продлении разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом модели Сайга МК, кал. 7,62х39 мм, № <...>, 2005 г.в., при этом конкретные основания отказа в уведомлении <...> не были приведены. Трофимовым А.А. были выполнены все требования законодательства, к заявлению приложены необходимые документы. В связи с этим отказ в продлении разрешения является незаконным.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл в лице представителя Александрова А.А. (доверенность от <...>) просит решение отменить, как вынесенное с неправильным применением судом норм материального права, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В жалобе излагаются обстоятельства дела, приводится позиция, избранная заявителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции, выражается несогласие с выводами суда, положенными в основу решения, в частности, относительно права Трофимова А.А. обратиться по вопросу о продлении разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в орган внутренних дел не по месту его постоянного жительства.
Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл Александрова А.А., заинтересованного лица Скулкина М.А., поддержавших жалобу; объяснения представителя Трофимова А.А. – Александрова А.Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к убеждению, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя административный иск Трофимова А.А., суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона «Об оружии», Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.1 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что сам по себе факт отсутствия регистрации гражданина по месту его постоянного жительства не может являться основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия.
При этом судом не было принято во внимание следующее.
В соответствии с ч.1 ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. В силу ч.2 ст.176 КАС РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Как следует из материалов дела, Трофимов А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <...> По месту пребывания Трофимов А.А. зарегистрирован по адресу: <...> Трофимов А.А. 9 декабря 2015 г. обратился в Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл с заявлением о продлении разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом модели Сайга МК, кал. 7,62х39 мм, № <...>, 2005 г.в. и патронов к нему. 28 декабря 2015 г. решением Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл в этом Трофимову А.А. отказано.
Из материалов дела, в частности, заключения от 28 декабря 2015 г., составленного инспектором ЦЛРР МВД по Республике Марий Эл Скулкиным М.А., следует, что основанием к отказу в продлении разрешения признана регистрация Трофимова А.А. по месту жительства в Республике <...>, в орган внутренних дел которого ему и следует обращаться с данным заявлением.
В соответствии с ч.ч.13, 14, 15 ст.13 Федерального закона «Об оружии» гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном ст.9 настоящего Федерального закона. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. В случае изменения места жительства гражданин Российской Федерации обязан в двухнедельный срок со дня регистрации по новому месту жительства обратиться в соответствующий орган внутренних дел с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему оружия.
Согласно п.6 ч.21 ст.13 Федерального закона «Об оружии» лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, не имеющим постоянного места жительства.
Таким образом, наличие постоянного места жительства является условием реализации права гражданина на приобретение оружия.
Пунктом 59 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» предусмотрено, что принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.
Согласно п.162 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288, граждане Российской Федерации должны хранить принадлежащее им оружие и патроны по месту жительства в запираемых на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность оружия и патронов, безопасность их хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Порядок подтверждения гражданином сведений о месте постоянного жительства установлен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713.
В соответствии с п.4 названных Правил, граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить необходимые документы (п.16).
Ссылка в решении суда на ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, сделана без учета содержания ч.1 ст.3 названного Федерального закона, согласно которой в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В рассматриваемой ситуации праву гражданина (в данном случае – Трофимова А.А.) хранить и носить охотничье огнестрельное оружие корреспондирует обязанность конкретного органа внутренних дел обеспечить реализацию этого права, а также право этого органа внутренних дел осуществлять контроль за добросовестностью пользования гражданином этим правом.
Таким образом, с учетом вышеприведенного правового регулирования реализация права гражданина на приобретение (хранение, ношение) охотничьего оружия взаимосвязана с его постоянным местом жительства, подтверждаемым регистрацией гражданина по этому месту жительства.
По вышеприведенным мотивам решение суда подлежит отмене, как незаконное, с вынесением нового решения об отказе Трофимову А.А. в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 марта 2016 г. отменить.
Вынести по делу новое решение, которым отказать Трофимову А.А. в удовлетворении административного иска к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом модели Сайга МК, кал. 7,62х39 мм, № <...> 2005 г.в., оформленного в виде уведомления № 109/1424 от 28 декабря 2015 г. об отказе в выдаче (продлении, переоформлении) разрешения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Салихова Э.И.