Дело № 2-2089/2020 1 декабря 2020 года город Котлас
УИД 29RS0008-01-2020-003641-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой О.Н.
при секретаре Паутовой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Городишенина Вячеслава Александровича к обществу с ограниченной ответственностью «Ведес» о признании незаконным бездействия, об обязании предоставить корректирующие формы сведений персонифицированного учета и уплатить дополнительный тариф страховых взносов, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Городишенин В.А. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ведес» (далее - ООО «Ведес») о признании незаконным бездействия, выразившегося в неполном предоставлении сведений персонифицированного учета на застрахованное лицо в пенсионный фонд, об обязании предоставить корректирующие формы сведений персонифицированного учета и уплатить дополнительный тариф страховых взносов, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что в период с 3 декабря 2010 года по 19 июля 2013 года истец осуществлял трудовую деятельность в ООО «Ведес» в должности прораба по СМР (производителя работ по строительно-монтажным работам). 25 июня 2020 года Городишенин В.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас Архангельской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФР в г. Котлас Архангельской области (межрайонное)) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с наличием льготного стажа, однако решением пенсионного органа от 8 июля 2020 года ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по причине не включения в льготный стаж периода работы в ООО «Ведес». Полагает, что ответчик передал в ГУ - УПФР в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) недостоверные сведения персонифицированного учета в отношении истца, без указания льготной должности истца, кода особых условий труда, так как занимаемая им должность в спорный период поименована Списком № 2 1991 года, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях. Просит признать незаконным, нарушающим трудовые права истца, бездействие ответчика, выразившееся в неполном предоставлении сведений персонифицированного учета на застрахованное лицо в пенсионный фонд, возложить на ответчика обязанность предоставить в пенсионный фонд корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета на истца за период работы с 3 декабря 2010 года по 19 июля 2013 года с указанием кода особых условий труда по списку № 2 1991 года, возложить на ответчика обязанность уплатить за Городишенина В.А. дополнительный тариф страховых взносов за период с 1 января 2013 года по 19 июля 2013 года, установленный ст. 428 Налогового кодекса РФ, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, а также судебные издержки по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец дополнил свои требования, просит обязать ответчика представить в пенсионный фонд дополнительные уточняющие сведения относительно режима рабочего времени истца в спорный период.
В судебном заседании истец Городишенин В.А. и его представитель Корюковец А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали, привели доводы аналогичные, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Ведес» Михайловская Ю.А. в судебном заседании требования не признала.
Представитель третьего лица ГУ - УПФР в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) не явился, уведомлен своевременно и надлежащим образом.
Из отзыва, представленного суду следует, что Управление не признает требования истца обоснованными, так как правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют. Из выписки лицевого счета в отношении истца следует, что он зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 17 декабря 1998 года. Спорный период работы истца ООО «Ведес» представлен в пенсионный фонд без указания кода льготной работы. Просит в удовлетворении иска отказать.
Рассмотрев иск, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
В соответствии со ст. 14 Закона № 400-ФЗ, при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными органами в порядке установленном законодательством Российской Федерации. Периоды регистрации после регистрации граждан в качестве застрахованного лица в соответствии с законом 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Закона № 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона № 27-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 6 Закона № 27-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (подпункт 10.1 пункта 2 статьи 6 Закона № 27-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Закона № 27-ФЗ).
В соответствии со ст. 16 Закона № 27-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом застрахованному лицу.
Согласно статье 28 Закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Судом установлено и следует из материалов дела, истец Городишенин В.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 17 декабря 1998 года.
Согласно записям в трудовой книжке, истец в период с 3 декабря 2010 года по 19 июля 2013 год работал в ООО «Ведес» в должности прораба по СМР.
ООО «Ведес» представлены сведения о спорном периоде работы в отношении истца в пенсионный фонд без указания льготной работы.
В наблюдательном деле страхователя ООО «Ведес» отсутствуют документы, подтверждающие наличие у данного работодателя льготных профессий, списки лиц, осуществляющих работу, дающую право на льготное пенсионное обеспечение.
25 июня 2020 года истец обратился в ГУ - УПФ в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от 8 июля 2020 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого стажа с тяжелыми условиями труда.
Указанным решением в стаж работы с тяжелыми условиями труда (Список №2) не включен в том числе период работы истца в ООО «Ведес» с 3 декабря 2010 года по 19 июля 2013 года в должности прораба по СМР, так как факт льготной работы не подтвержден сведениями персонифицированного учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
В силу части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Порядок установления страховых пенсий предусмотрен в статье 21 Закона № 400-ФЗ, в соответствии с которой перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 12 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н установлено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Порядок).
В соответствии подпунктом 2 пункта 2 указанного Порядка, подтверждению подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Пунктом 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 «Разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 5), утвержденными Постановление Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьей 30 Закона № 400-ФЗ лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в частности, Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение". (далее Список № 2)
В соответствии с позицией 2290000б-24441 раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка №2, право на льготное пенсионное обеспечение имеют производители работ.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.
Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО «Ведес», как работодатель, не подтверждает факт осуществления истцом работ с тяжелыми условиями труда, что следует из сведений, содержащихся в наблюдательном деле, а также пояснений представителя ответчика и представленных документов.
Иных доказательств, подтверждающих факт осуществления истцом работ с тяжелыми условиями труда в спорный период, истцом также не представлено.
Более того, из пояснений истца, представителя ответчика и материалов дела следует, что аттестация рабочего места истца не проводилась; ни в трудовом договоре, ни в приказе о приеме на работу, ни в должностной инструкции в отношении истца нет указаний на особые условия труда; надбавки и доплаты к заработной плате за работу в особых условиях труда истцу не начислялись; дополнительный отпуск за работу во вредных и опасных условиях труда истцу не предоставлялся.
Таким образом, в отсутствие письменных доказательств, свидетельствующих о льготном характере работы истца в спорный период, учитывая, что страхователь не уплачивал дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, оснований для признания незаконным бездействия, выразившегося в неполном предоставлении сведений персонифицированного учета на застрахованное лицо в пенсионный фонд, возложения на ответчика обязанности предоставить корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и уплатить дополнительный тариф страховых взносов, не имеется.
Также не имеется оснований для взыскания компенсации морального вреда, так как судом не установлено нарушений ни трудовых прав, ни личных неимущественных прав истца.
В иске Городишенину В.А. следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска Городишенина Вячеслава Александровича к обществу с ограниченной ответственностью «Ведес» о признании незаконным бездействия, об обязании предоставить корректирующие формы сведений персонифицированного учета и уплатить дополнительный тариф страховых взносов, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий О.Н. Кузнецова
Мотивированное решение суда составлено 8 декабря 2020 года