Дело № 2 – 1895 / 2021
УИД 76RS0024-01-2021-001916-86
Принято в окончательной форме 08.11.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2021 г. г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Тарасовой Е.В., при секретаре Власовой С.Н., с участием
представителя истца Лазеева А.Б. по доверенности (л.д. 15),
от ответчика – не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трошина Романа Владимировича к Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Светлояр» об оспаривании условий договора,
установил:
Трошин Р.В. в лице представителя Лазеева А.Б. обратился в суд с иском к ООО «СЗ «Светлояр» о признании недействительными абз. 2 п. 4.2.5, абз. 3 п. 6.3 договора участия в долевом строительстве № ЧДУ-28-Ж от 20.05.2020, заключенного между сторонами.
В обоснование иска указано, что абз. 2 п. 4.2.5 договора, предусматривающий только один способ защиты нарушенного права – требование безвозмездного устранения недостатков строительства – ущемляет права истца как потребителя, лишает последнего права на выбор способа защиты в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об участии в долевом строительстве). В соответствии с условиями абз. 3 п. 6.3 договора срок гарантии на отделочные работы и материалы объекта долевого строительства составляет 12 месяцев с момента подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства, в то время как ст. 7 Закона об участии в долевом строительстве предусматривает срок гарантии на объект долевого строительства не менее 5 лет. Поскольку спорные условия договора ущемляют права истца по сравнению с правилами, установленными законами в области защиты прав потребителей, они подлежат признанию недействительными.
Истец Трошин Р.В. в судебное заседание не явился, его представитель Лазеев А.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ООО «СЗ «Светлояр» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Судом установлено, что 20.05.2020 между сторонами заключен договор участия в долевом строительстве № ЧДУ-28-Ж (л.д. 6-14), в соответствии с которым ООО «СЗ «Светлояр» обязался в предусмотренный договором срок построить и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать участнику долевого строительства Трошину Р.В. объект долевого строительства – жилое помещение с бюджетной внутренней отделкой, а последний оплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства.
Согласно абз. 2 п. 4.2.5 договора участник долевого строительства в случае обнаружения ненадлежащего качества объекта долевого строительства при его приемке либо в течение гарантийного срока обязан в первую очередь потребовать безвозмездного устранения недостатков, а застройщик обязуется устранить такие недостатки в срок, согласованный застройщиком с участником долевого строительства в момент подписания акта о выявлении таких недостатков. Только в случае отказа застройщика от удовлетворения указанного требования участник долевого строительства вправе заявлять требования, предусмотренные подп. 2, 3 ч. 2 ст. 7 Закона об участии в долевом строительстве.
Согласно ст. 6.3 договора гарантийный срок на объект долевого строительства составляет 5 лет с момента подписания передаточного акта между сторонами, за исключением технологического, инженерного оборудования, материалов, оборудования, использованных в таком объекте (абз. 1). Срок гарантии на отделочные материалы и материалы объекта долевого строительства составляет 12 месяцев с момента подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства (абз. 3).
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
В рассматриваемом случае, когда объект долевого строительства приобретается истцом в целях личного использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, к правоотношениям сторон следует применять не только положения Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Закона об участии в долевом строительстве, но и положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей).
В соответствии со ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Ст. 29 Закона о защите прав потребителей установлено, что потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами (п. 1). Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе (п. 3).
П. 3 ст. 19 Закона о защите прав потребителей устанавливает, что гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.
В силу ст. 7 Закона об участии в долевом строительстве в случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в ч. 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения цены договора; возмещения своих расходов на устранение недостатков (п. 2). Гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, участнику долевого строительства, если иное не предусмотрено договором (п. 5).
Таким образом, законодательством о защите прав потребителей, об участии в долевом строительстве предусмотрено несколько способов защиты и восстановления нарушенных прав потребителя в случае, если объект построен с отступлением от договора, определена продолжительность гарантийного срока в отношении строительных недостатков не менее 5 лет.
Ограничения предусмотренных законом способов восстановления нарушенных прав потребителя, создаваемые условием абз. 2 п. 4.2.5 договора, а также прав дольщика на обращение с претензией к застройщику по качеству отделочных работ и материалов долевого строительства в течение всего гарантийного срока, предусмотренного в отношении недостатков в строении (абз. 3 п. 6.3 договора), ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
При таких обстоятельствах, положения указанных пунктов договора в данном случае подлежат признанию недействительными.
Поскольку при подаче искового заявления в силу пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины истец был освобожден, то в силу п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Трошина Романа Владимировича удовлетворить:
Признать недействительными абз. 2 п. 4.2.5, абз. 3 п. 6.3 договора участия в долевом строительстве № ЧДУ-28-Ж, заключенного 20.05.2020 между Трошиным Романом Владимировичем и Обществом с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Светлояр».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Светлояр» в бюджет государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Тарасова