Копия
Административное дело 2а-146/2019
32RS0008-01-2018-000713-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дятьково 10 июля 2019 года
Дятьковский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Чернигиной А.П.,
при секретаре Лукутовой Т.В.,
с участием административного истца
помощника прокурора г.Дятьково Рубанова М.Ю.,
представителей административных ответчиков Ратниковой Ж.Ю., Новиковой Е.Е.,
представителей заинтересованных лиц Соловьевой О.Б.,
Коротковой Е.Д.,
Никандровой М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора г. Дятьково к администрации Дятьковского района, МКП г.Дятьково «Коммунальное хозяйство», Дятьковскому городскому совету народных депутатов МО «город Дятьково», Финансовому управлению администрации Дятьковского района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести работы по ремонту дорожного покрытия улиц и ее восстановлению до нормативного состояния, укомплектовать улично-дорожную сеть дорожными знаками и разметкой,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец в защиту прав, свобод и законных интересов, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к административным ответчикам, в котором с учетом изменения административных исковых требований просил суд признать незаконны бездействие администрации Дятьковского района и МКП г.Дятьково "Коммунальное хозяйство» выражающееся в необеспечении нормативного уличного освещения, не укомплектовании дорожными знаками, не обустройстве тротуарами, пешеходными ограждениями, искусственными неровностями улицы Ленина г.Дятьково и обязании последних в четырехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда произвести работы по укомплектованию улицы Ленина г.Дятьково дорожными знаками, обустройству тротуарами, пешеходными ограждениями, искусственными неровностями, а также оборудовать уличное освещение в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и ГОСТ.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что в ходе проведенных проверок 2018, 2019 году было установлено нарушение в деятельности МКП г.Дятьково «Коммунальное хозяйство» и администрации Дятьковского района, на которых возложены обязанности по содержанию улично-дорожной сети города.
Выявлены нарушения требований Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденные Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст; ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, ГОСТ Р 52766-07 Дороги автомобильные общего пользования, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 г. N 270-ст, обязательными к соблюдению согласно ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ.
Истец считает, что указанные нарушения создают реальную угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью пешеходов выполняют роль факторов, способствующих совершению ДТП с причинением вреда жизни и здоровью граждан, материального ущерба, повреждением транспортных средств.
В судебном заседании истец измененные исковые требования поддержал.
Представители администрации Дятьковского района Ратникова Ж.Е., и ранее принимавшая участие в рассмотрении дела Макеева Н.Н. исковые требования не признали.
Представитель МКП г.Дятьково "Коммунальное хозяйство» Новикова Е.Е. исковые требования также не признала.
Представители привлеченных судом в качестве соответчиков Дятьковского Совета народных депутатов МО «город Дятьково» и финансвого управления администрации Дятьковского района в судебное заседание не явились, о месте и времени надлежащим образом были извещены.
Привлеченный в качестве заинтересованного лица представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Дятьковского района Короткова Е.Д. полгала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Также привлеченные в качестве заинтересованных лиц представитель Управления имущественных отношений Брянской области Соловьева О.Б., представитель КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» Никандрова М.Е. полагали исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица Правительства Брянской области в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица Управления лесами Брянской области в суд не явился, предоставил заявление в котором, просил дело рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что решением Дятьковского городского Совета народных депутатов от 30 июля 2014 года №2-333 ликвидирована Дятьковская городская администрация муниципального образования "город Дятьково".
В соответствии с п.3 ст.9 действующего Устава Дятьковского района, Администрация Дятьковского района осуществляет полномочия администрации муниципального образования "город Дятьково" - администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.
Кроме того, пунктом 8 статьи 34 Устава предусмотрено, что на администрацию Дятьковского района возлагается исполнение полномочий администрации муниципального образования "город Дятьково" на основании абзаца 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с Уставом муниципального образования "город Дятьково" Дятьковского муниципального района Брянской области.
Согласно п.п.3,5 п.1 ст.6 Устава Муниципального образования «город Дятьково» в редакции от 5.07.2010г. к вопросам местного значения муниципального образования относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с актами о приеме –передачи от 2010 года, решением Дятьковского городского совета народных депутатов от 6 мая 2010 года №2-57, перечнем муниципального имущества, передаваемого из собственности субъекта в собственность муниципального образования, выписками ЕГРН, Муниципальное образование «город Дятьково» является собственником автомобильной дороги по ул.Ленина г.Дятьково состоящей из участков Дятьково-Любохна км 0+000 – км 2+800 (6-8); Дятьково – Бытошь – Будочка км 0+000 – км 3+200 (6-4) протяженностью 3200 м; а также участков протяжённостью 1400 м, 600 м, и 800 м.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что часть земельных участков на которых расположена автомобильная дорога находиться в собственности Брянской области и в Федеральной собственности (гослесфонд).
В судебном заседании представитель Управления имущественных отношений Брянской области Соловьева О.Б., представитель КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» Никандрова М.Е. подтвердили наличие в собственности субъекта земельных участков расположенных под автомобильной дорогой по ул.Ленина, вместе с тем указали, что в настоящее время подготовлены документы для оформления их в собственность муниципального образования г.Дятьково. Кроме того, полагали заявленные административные исковые требования к администрации Дятьковского района и МКП г.Дятьково «Коммунальное хозяйство» обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению.
Постановлением Дятьковской городской администрации №545 от 8.08.2006г. учреждено МКП г. Дятьково «Коммунальное хозяйство».
На основании договора от 20.09.2006г., заключенного между Муниципальным образованием «город Дятьково» и МКП г. Дятьково «Коммунальное хозяйство», за последним было закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество: имеющиеся в г. Дятьково дороги и тротуары, в том числе автодорога по ул. Ленина.
Согласно п.2.1, 2.2 Устава МКП г.Дятьково «Коммунальное хозяйство», предметом его деятельности является проведение в установленном порядке работ по ремонту городских дорог собственными силами и по договорам с подрядными организациями, благоустройству и санитарной очистке города. Предприятие по договору или собственными силами выполняет работы по содержанию дорог с учетом лимита бюджетных обязательств.
В соответствии с порядком содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования "город Дятьково" утвержденным Постановлением администрации Дятьковского района от 3 августа 2018 года №923, МКП г.Дятьково «Коммунальное хозяйство» выполняет обязанности по содержанию дорог.
Субсидии на организацию благоустройства территории муниципального образования «г.Дятьково», ежегодно предоставляются из городского бюджета на основании заявки МКП г.Дятьково «Коммунальное хозяйство».
10.04.2018г., 18.07.2018 года 26.02.2019 года, прокуратурой г.Дятьково совместно с представителями ОГИБДД МО МВД России «Дятьковский» проводилась проверка состояния улично-дорожной сети на ул.Ленина г.Дятьково.
В ходе проверок выявлены нарушения правил содержания автомобильной дороги по ул.Ленина г.Дятьково, о чем были составлены соответствующие акты.
Нарушены требования, предъявляемые к состоянию, улично-дорожной сети ГОСТ Р 52766-07, "ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст; "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, обязательными к соблюдению согласно ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ.
1.Так на пересечении ул. Ленина - ул. Дружбы - ул. 3. Космодемьянской
остановки общественного транспорта обозначены дорожными знаками не в полном объеме (отсутствуют 3 дорожных знака 5.16), требуется замена имеющихся дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на знаки, установленные на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета (п.5.1.17ГОСТ Р 52289-2004).
Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части данного участка улицы составляет 11,33 лк, при норме 8 лк, что соответствует требованиям пунктов 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-07, пунктов 7.28 СНиП 23-05-95*, пункт 6.9 ГОСТ Р 50597-2017.
Однако пешеходный переход в районе пересечения ул.Ленина - ул.Дружбы не обустроен дополнительным искусственным освещением, что нарушает нормы пункта 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-07, согласно которым на пешеходных переходах в одном уровне норма освещения должна быть повышена не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.
2.На пересечении ул.Ленина - ул.Герцена требуется замена имеющихся дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на знаки, установленные на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета (п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004), остановка общественного транспорта обозначена дорожными знаками не в полном объеме (отсутствует 1 дор. знак 5.16).
Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части данного участка улицы составляет 18,33 лк, при нормируемой 8 лк, что соответствует требованиям пунктов 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-07, пунктов 7.28 СНиП 23-05-95*, пункт 6.9 ГОСТ Р 50597-2017.
Однако пешеходный переход в районе пересечения ул.Ленина - ул.Герцена не обустроен дополнительным искусственным освещением, что нарушает нормы пункта 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-07.
3.На ул. Ленина в районе д. 174 пешеходный переход обозначен
дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не на щитах со
световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета (п. 5.1.17
ГОСТ Р 52289-2004).
4. Пешеходный переход по ул. Фокина на перекрестке с ул.Ленина
обозначен дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не на
щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета (п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004).
Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части данного участка улицы составляет 15,66 лк, при нормируемой 8 лк, что соответствует требованиям пунктов 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-07, пунктов 7.28 СНиП 23-05-95*, пункт 6.9 ГОСТ Р 50597-2017.
Однако пешеходный переход по ул. Фокина в районе пересечения с ул.Ленина не обустроен дополнительным искусственным освещением, что нарушает нормы пункта 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-07.
5. Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части участка улицы Ленина в районе д. 185а составляет 15,40 лк, при нормируемой 8 лк, что соответствует требованиям пунктов 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-07, пунктов 7.28 СНиП 23-05-95 пункт 6.9 ГОСТ Р 50597-2017.
Однако пешеходный переход по ул.Ленина д. 185а не обустроен дополнительным искусственным освещением, что нарушает нормы пункта 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-07.
6. На пересечении ул. Ленина – пер. Брянский отсутствует дорожный знак 2.1. в соответствии ГОСТ Р 52289-2004.
7. В районе д. 31 ул. Ленина остановка общественного транспорта не обозначена дорожными знаками 5.16 в соответствии ГОСТ Р 52289-2004.
8. На пересечении ул. Ленина поворот на 13 микрорайон отсутствуют дорожные знаки 2.1. в соответствии ГОСТ Р 52289-2004.
9. На пересечении ул. Ленина – пер. Желтов отсутствуют дорожные знаки 2.1 (1 шт.), остановки общественного транспорта не обозначены дорожными знаками 5.16, отсутствует пешеходный переход ( ГОСТ Р 52289-2004 и пункт 5.3.2.5 ГОСТ Р 52766-2007 5.3.2.5.)
10. Перед пересечением ул. Ленина – пр-т Доброславина отсутствуют дорожные знаки 6.16, 3.2 с табличкой 8.4.1, со стороны пр-кта Доброславина от д.123 ул.Ленина (магазин «Булочная»), и со стороны д.115 ул.Ленина (Дятьковский городской суд) отсутствуют ограждения перильного типа у пешеходных переходов (п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007).
11. На пересечении ул. Ленина – ул. Смоленская отсутствуют дорожные знаки 2.4 и 2.1. в соответствии ГОСТ Р 52289-2004.
12. На пересечении ул. Ленина – ул. Хрустальная (район школы №1) отсутствуют дорожные знаки 2.4, 6.16., отсутствуют искусственные неровности на подходах к пешеходным переходам в соответствии с п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 52289-2004.
13 Перед пересечением ул. Ленина – ул. Московская отсутствует дорожный знак 2.1. в соответствии ГОСТ Р 52289-2004.
14. Перед пересечением ул. Ленина – ул. Циолковского отсутствует дорожный знак 2.1. в соответствии ГОСТ Р 52289-2004.
15.Перед пересечением ул. Ленина – ул. Садовая отсутствует дорожный знак 2.1, 3.24 (40 км./ч) в направлении ул. Качаловав соответствии ГОСТ Р 52289-2004.
16. Перед пересечением ул. Ленина – ул. Качалова отсутствуют дорожные знаки 2.1, 3.24 (40 км./ч) в направлении ул. Садовой. Пешеходный переход обозначен дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета в соответствии ГОСТ Р 52289-2004.
17. Перед пересечением ул. Ленина – ул. Мира отсутствуют дорожные знаки 3.20 в направлении ул. Фокина. Дорожный знак 3.24 (40 км/ч) установленный в направлении ул.Качалова, нечитаемый в связи с чем подлежит замене. Пешеходный переход обозначен дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета (п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004).
18. В районе д. 188 по ул. Ленина в направлении ул. Мира отсутствует дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен» (ГОСТ Р 52289-2004).
19. Перед пересечением ул.Ленина – ул.Фокина отсутствует дорожный знак (2.1. ГОСТ Р 52289-2004).
20. Отсутствует дорожный знак 2.4 при выезде от торгового дома «Адмирал» (ГОСТ Р 52289-2004).
21. Перед пересечением ул. Ленина – ул. Крупской отсутствуют дорожные знаки 6.16 «стоп линия», отсутствуют ограждения перильного типа у пешеходных переходов (ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-07).
22. На ул. Ленина в районе д. 216 пешеходный переход обозначен
дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» не на щитах со
световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета (п. 5.1.17
ГОСТ Р 52289-2004).
Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части данного участка улицы составляет 4,33 лк, при нормируемой 8 лк, что не соответствует требованиям пунктов 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-07, пунктов 7.28 СНиП 23-05-95*, п. 6.9 ГОСТ Р 50597-2017
При этом пешеходный переход в районе дома №216 ул.Ленина не обустроен дополнительным искусственным освещением, что нарушает пункт 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-07.
23. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части ул. Ленина от д. 180 до д. 185а, осуществляемая при помощи торшерной линии с тремя
включенными светильниками не соответствует действующим стандартам.
Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улицы Ленина напротив д. 161 (ресторан «Дятьково»), освещаемой торшерной линией освещения с тремя работающими фонарям составляет 1,73 лк, при нормируемой 8 лк, что не соответствует требованиям пунктов 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-07, пунктов 7.28 СНиП 23-05-95*, п. 6.9 ГОСТ Р 50597-2017
24. Участки дороги ул. Ленина от поворота на ул. Южная до перекрестка с ул. Герцена, а также по четной стороне улицы от д. № 226 до д. № 288 ул. Ленина не обустроены тротуарами и (или) пешеходными дорожками в соответствии с ГОСТ Р 52766-07.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Требованиями пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 3 вышеуказанного закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Полоса отвода автомобильной дороги – это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Элементы обустройства автомобильных дорог – это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Законом РФ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
По смыслу п. 2 ст. 12 вышеуказанного закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а также соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на органы исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог являются ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденные Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст; ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, ГОСТ Р 52766-07 Дороги автомобильные общего пользования, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 г. N 270-ст, обязательными к соблюдению согласно ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ.
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. N 120-ст установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривается, в том числе, на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Согласно п. 6.9.1 ГОСТ Р50597-2017, средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
Согласно пунктам 6.9.4, 6.9.1, 6.9.2 ГОСТ Р 50597-2017, стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б, согласно которой доля неработающих светильников не может составлять более 5% от их общего количества, кроме того не допускается расположение двух и более неработающих светильников один за другим.
Средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
Включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766.
Согласно п.п. 4.5.1.1, 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" тротуары или пешеходные дорожки устраиваются на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГСТР Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраиваются в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
Согласно пунктам 4.1.2.5 и п.4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", надписи и символы на табло должны быть четко различимы в дневное и ночное время с расстояния не менее 100 м. На пешеходных переходах в одном уровне освещения должна быть повышена не менее, чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.
В соответствии с пунктами 4.5.2.4, 4.6.1.13, 4.6.1.16 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.
В темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.
В соответствии с п.9 ГОСТ 33176, для освещаемых дорог средняя освещенность на покрытии наземных пешеходных переходов должна быть более значения средней освещенности на поверхности пересекаемой проезжей части в 1,3 раза.
Для обозначения перехода рекомендуется применять источники света (ИС) типов, отличающихся от типа ИС, используемого для освещения проезжей части дороги.
В соответствии с п.5.1.17 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Допускается применять и другие знаки на таких щитах в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках.
Согласно п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 Национальный стандарт Российской Федерации. "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности", искусственную неровность устраивают за 10-15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
В соответствии с ч.4 ст.16 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
Статьей 17 вышеуказанного закона предусмотрено, комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения.
Комплексные схемы организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления.
Комплексные схемы разрабатываются и утверждаются на срок не менее пятнадцати лет либо на срок действия документов стратегического планирования на территории, в отношении которой осуществляется разработка этих комплексных схем.
Внесение изменений в комплексные схемы осуществляется в случае изменения дорожно-транспортной ситуации, но не реже чем один раз в пять лет.
Реализация утвержденных комплексных схем осуществляется путем осуществления мероприятий, предусмотренных такими документами, за счет средств бюджетных и внебюджетных источников.
Реализация неутвержденных комплексных схем организации дорожного движения не допускается.
Утвержденная комплексная схема организации дорожного движения подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления, утвердившего данную схему, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 14. 03.2016 года об обеспечении разработки органами местного самоуправления комплексных схем организации дорожного движения на территории муниципальных образований в срок до 01.12.2018 года, постановлением администрации Дятьковского района №813/1 от 31.05.2017 года была утверждена комплексная схема организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения расположенных на территории г.Дятьково и размещена на официальном сайте администрации района.
В последующем, постановлением временно исполняющего обязанности главы администрации Дятьковского района №919 от 3.08.2018 года была изменена дата опубликования вышеуказанного постановления не ранее 30.12.2018 года.
До настоящего времени никаких действий по опубликованию постановления, которым утверждена комплексная схема, администрацией Дятьковского района не принято.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением.
Согласно положений Устава муниципальное казенное предприятие г.Дятьково «Коммунальное хозяйство» учреждено Дятьковской городской администрацией (постановление от 08.08.2006 года № 545). Предприятие является юридическим лицом. Его имущество находится в муниципальной собственности.
Предметом деятельности предприятия является в том числе и проведение в установленном порядке работ по ремонту городских дорог собственными силами и по договорам с подрядными организациями.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности с учетом установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что факт нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части необеспечении нормативного уличного освещения, не укомплектовании дорожными знаками, не обустройстве тротуарами, пешеходными ограждениями, искусственными неровностями улицы Ленина г.Дятьково нашел свое подтверждение.
Суд считает, что наличие выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью лиц, пользующихся личным и общественным транспортом.
Принимая во внимание, что автомобильная дорога по ул.Ленина эксплуатируется с нарушением требований ГОСТ и устранение выявленных нарушений необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения, которая затрагивает интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, следовательно заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц административные исковые требования являются обоснованными.
Учитывая, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог, включающая комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, относится к вопросам местного значения и что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов, поскольку полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, то как собственник своего имущества, Муниципальное образование «город Дятьково» обязано содержать принадлежащие ему участки автомобильной дорогу расположенные по ул.Ленина г.Дятьково.
Кроме того, учитывая, что предметом деятельности МКП г.Дятьково «Коммунальное хозяйство» является проведение в установленном порядке работ по ремонту городских дорог собственными силами и по договорам с подрядными организациями, с учетом лимита бюджетных обязательств, то привлечение к осуществлению дорожной деятельности данного предприятия не исключается.
При этом, возложение обязанностей по решению вопросов местного значения по осуществлению дорожной деятельности на Комитет по управлению муниципальным имуществом и архитектуре Дятьковского района, не представляется возможным, так как осуществление указанной деятельности не входит в их компетенцию.
Таким образом, при наличии установленных нарушений связанных с необеспечением нормативного уличного освещения, не укомплектовании дорожными знаками, не обустройством тротуарами, пешеходными ограждениями, искусственными неровностями ул.Ленина г.Дятьково, требования прокурора о признании бездействия администрацией Дятьковского района и МКП г.Дятьково «Коммунальное хозяйство» незаконным, подлежат удовлетворению.
При определении объема работ подлежащих выполнению ответчиками, суд считает, что необходимость возложения обязанности по обустройству тротуарами и (или) пешеходными дорожками участка дороги от д. № 226 до д. № 288 ул. Ленина отсутствует, так как данный участок дороги обустроен тротуаром, что не оспаривалось в судебном заседании истцом.
Доводы представителя администрации о том, что в отсутствие действующей комплексной схемы, которая разрабатывается в целях формирования решений об организации дорожного движения, не могут быть возложены обязанности укомплектования улицы Ленина элементами обустройства автомобильных дорог, суд находит также несостоятельными, поскольку нарушения связанные с содержанием улично-дорожной сети подлежат устранению в соответствии с требованиями стандартов, которые являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Учитывя, что комплексная схема была утверждена администраций Дятьковского района, следовательно, в соответствии с нормами действующего законодательства не допускающими реализацию лишь неутвержденных комплексных схем, возможность ее реализации с учетом внесения необходимых изменений не исключается.
Суд не может принять во внимание ссылку представителя администрации на невозможность осуществления дорожной деятельность связанной с содержанием автодороги, ввиду отсутствия в собственности земельных участков под ней, так как в соответствии с законодательством дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения, следовательно, при наличии в собственности объекта транспортной инфраструктуры, включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги с расположенными на них конструктивными элементами, принятие соответствующих мер по оформлению в собственность земельных участков должно исходить от собственника объекта транспортной инфраструктуры, т.е. администрации Дятьковского района.
Доводы представителя администрации Дятьковского района о пропуске прокурором трехмесячного срока на обращение в суд с требованиями о признании незаконным их бездействия, суд находит несостоятельными.
Исчисляя данный срок с момента составления первого акта проверки, т.е. с 10.04.2018 года ответчик полагал его истекшим 10.07.2018 года, при том, что поступили данные требования с учетом их изменения 25.07.2018 года. Однако после проверки и составления акта в апреле 2018 года, прокуратурой проводилась проверка 18.07.2018 года при которой также были выявлены нарушения связанные с содержанием улично-дорожной сети, следовательно, при обращении в суд с иском 25.07.2018 года данный срок прокурором пропущен не был.
Устанавливая срок совершения ответчиками определенных действий для устранения допущенных нарушений как требует часть 3 статьи 227 КАС РФ, суд считает необходимым установить его в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора г.Дятьково в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному предприятию г.Дятьково «Коммунальное хозяйство», администрации Дятьковского района о признании незаконным бездействия, выражающееся в необеспечении нормативного уличного освещения, неукомплектовании дорожными знаками, необустройстве тротуарами, пешеходными ограждениями, искусственными неровностями улицы Ленина г.Дятьково удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Дятьковского района и Муниципального казенного предприятия г.Дятьково «Коммунальное хозяйство», выражающееся в необеспечении нормативного уличного освещения, неукомплектовании дорожными знаками, необустройстве тротуарами, пешеходными ограждениями, искусственными неровностями улицы Ленина г.Дятьково.
Обязать администрацию Дятьковского района и МКП г.Дятьково «Коммунальное хозяйство» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести работы по укомплектованию улицы Ленина г.Дятьково дорожными знаками, по обустройству тротуарами, пешеходными ограждениями, искусственными неровностями, а также по оборудованию уличного освещения в соответствии с актами обследования и требованиями стандартов, норм и правил.
Установить на пересечении ул. Ленина - ул. Дружбы – ул. З. Космодемьянской г.Дятьково 3 дорожных знака 5.16, на остановках общественного транспорта, заменить имеющиеся дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на знаки, установленные на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, обустроить пешеходный переход дополнительным искусственным освещением обеспечивающим повышение нормы освещения пешеходного перехода не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.
Заменить на пересечении ул. Ленина – ул. Герцена г.Дятьково имеющиеся дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на знаки, установленные на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, обустроить пешеходный переход дополнительным искусственным освещением в соответствии, обеспечивающим повышение нормы освещения пешеходного перехода не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части. Остановку общественного транспорта оборудовать дорожным знаком 5.16.
Установить на пересечении ул. Ленина – пер. Брянский г.Дятьково дорожный знак 2.1.
Обозначить остановку общественного транспорта в районе д. 31 ул. Ленина г.Дятьково дорожными знаками 5.16.
Установить на пересечении ул. Ленина поворот на 13 микрорайон г.Дятьково дорожные знаки 2.1.
Установить на пересечении ул. Ленина – пер. Желтов г.Дятьково дорожные знаки 2.1 (1 шт.), остановки общественного транспорта оборудовать дорожными знаками 5.16, оборудовать пешеходный переход.
Установить перед пересечением ул. Ленина – пр-т Доброславина г.Дятьково дорожные знаки 6.16, 3.2 с табличкой 8.4.1, установить ограждения перильного типа у пешеходных переходов со стороны пр-кта Доброславина от д.123 ул.Ленина (магазин «Булочная»), и со стороны д.115 ул.Ленина (Дятьковский городской суд).
Установить на пересечении ул. Ленина – ул. Смоленская г.Дятьково дорожные знаки 2.4 и 2.1.
Установить на пересечении ул. Ленина – ул. Хрустальная г.Дятьково установить дорожные знаки 2.4, 6.16. Оборудовать в районе ДСОШ№1 искусственные неровности на подходах к пешеходным переходам.
Заменить на ул. Ленина в районе д. 174 г.Дятьково имеющиеся дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на знаки, установленные на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Установить перед пересечением ул. Ленина – ул. Московская г.Дятьково дорожный знак 2.1.
Установить перед пересечением ул. Ленина – ул. Циолковского г.Дятьково дорожный знак 2.1.
Установить перед пересечением ул. Ленина – ул. Садовая г.Дятьково дорожный знак 2.1, 3.24 (40 км./ч) в направлении ул. Качалова.
Установить перед пересечением ул. Ленина – ул. К. Маркса г.Дятьково со стороны д. 141а ул. Ленина дорожный знак 3.27 с табличкой 8.5.4.
Установить перед пересечением ул. Ленина – ул. Качалова г.Дятьково дорожные знаки 2.1, 3.24 (40 км./ч) в направлении ул. Садовой. Заменить имеющиеся дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на знаки, установленные на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Установить перед пересечением ул. Ленина – ул. Мира г.Дятьково дорожные знаки 3.20 в направлении ул. Фокина. Нечитаемый дорожный знак 3.24 (40 км./ч), установленный в направлении ул. Качалова, заменить. на соответствующий ГОСТ. Заменить имеющиеся дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на знаки, установленные на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Установить в районе д. 188 по ул. Ленина в направлении ул. Мира г.Дятьково дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен».
Заменить имеющиеся дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на знаки, установленные на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета на пешеходном переходе по ул. Фокина на перекрестке с ул.Ленина.
Обустроить пешеходный переход по ул. Фокина г.Дятьково в районе пересечения с ул.Ленина дополнительным искусственным освещением, обеспечивающим повышение нормы освещения пешеходного перехода не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.
Обустроить пешеходный переход по ул.Ленина д.185а г.Дятьково дополнительным искусственным освещением, обеспечивающим повышение нормы освещения пешеходного перехода не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.
Установить перед пересечением ул. Ленина – ул. Фокина г.Дятьково установить дорожный знак 2.1.
Установить дорожный знак 2.4 при выезде от торгового дома «Адмирал» в г.Дятьково.
Установить перед пересечением ул. Ленина – ул. Крупской г.Дятьково дорожные знаки 6.16 «Стоп линия», установить ограждения перильного типа у пешеходных переходов.
Заменить на ул. Ленина в районе д. 216 г.Дятьково заменить имеющиеся дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на знаки, установленные на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. Обустроить пешеходный переход дополнительным искусственным освещением, обеспечивающим повышение нормы освещения пешеходного перехода не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.
Обустроить тротуарами участок дороги ул. Ленина от поворота на ул. Южная до перекрестка с ул. Герцена г.Дятьково.
Среднюю горизонтальную освещенность покрытия проезжей части ул. Ленина от д. 180 до д. 185а, привести в соответствие с действующими стандартами..
В удовлетворении остальной части административного иска к Муниципальному казенному предприятию г.Дятьково «Коммунальное хозяйство», администрации Дятьковского рай она отказать.
В удовлетворении иска к Дятьковскому городскому совету народных депутатов МО «город Дятьково», Финансовому управлению администрации Дятьковского района, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Брянский облсуд через Дятьковский горсуд.
Председательствующий <данные изъяты>) А.П. Чернигина
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
Мотивированное решение составлено 12 июля 2019года.