УИД: 63RS0042-01-2024-002155-49
Решение
Именем Российской Федерации
14 августа 2024г Куйбышевский районный суд г.Самара в составе председательствующего судьи Ломакиной Т.Н. при секретаре Востриковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1561/2024 по иску Департамента градостроительства г.о. Самара к Чихуновой О.Н. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, возложении обязанности осуществить снос самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Департамент градостроительства г.о. Самары обратился в суд с иском к ответчику Чихуновой О.Н. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, обязании осуществить ее снос, указав, что в Департамент градостроительства г.о. Самара поступило уведомление от Государственной инспекции строительного надзора ФИО1 <адрес> № от <дата> о выявлении самовольной постройки на земельном участке, с кадастровым номером 63:01:0410001:871, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от <дата> № № правообладателем на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 63:01:0410001:871, расположенного по адресу: ФИО1 <адрес>, на котором находится спорная самовольная постройка является ФИО2
Вид разрешенного использования земельного участка: занимаемый жилым домом, отдельно стоящим на одну семью 1-4 этажа.
На земельном участке, проведен снос объекта капитального строительства с кадастровым номером 63:01:0410001:823.
Согласно уведомлению от ГИСН № от <дата> на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0410001:871 площадью 57 кв.м (+/-3) проведены земляные работы и возведен железобетонный блочный фундамент.
ГИСН в Акте выездного обследования от <дата> № указывает, что отступ, от границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0410001:823 до смонтированного железобетонного фундамента, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0410001:871, не выполнен.
Согласно Акту осмотра земельного участка Департамента от <дата> №-КШ земельный участок с кадастровым номером 63:01:0410001:871 ограждений не имеет, вход свободный, по периметру земельного участка выполнено возведение фундамента без отступов от границ земельных участков. Объект возводится вплотную от существующего соседнего гаража, какие-либо иные объекты капитального строительства на данном земельном участке отсутствуют. С трех сторон от земельного участка расположены соседние землевладения, огороженные заборами. На момент выезда строительные работы не осуществляются, на проезжей части перед участками сложены строительные материалы.
Согласно Карте градостроительного зонирования г.о. Самара, утвержденной Постановлением ФИО1 от <дата> № «Об утверждении Правил землепользования и застройки г.о. Самара», земельный участок с кадастровым номером 63:01:0410001:871 расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Согласно Акту выездного обследования ГИСН № от <дата> и Акту осмотра земельного участка Департамента от <дата> №-КШ минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого разрешения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений не соблюдены. Следовательно, спорный объект возведен с нарушением действующих Правил землепользования и застройки. Учитывая вышеизложенное, объект капитального строительства, назначение которого не установлено, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0410001:871 по адресу: ФИО1 <адрес>, обладает признаками самовольной постройки.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать самовольной постройкой объект капитального строительства – железобетонный блочный фундамент, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0410001:871, расположенном по адресу: ФИО1 <адрес>, а также обязать ФИО2 осуществить за свой счет и своими силами снос самовольно возведенного объекта капитального строительства - железобетонного блочного фундамента, назначение которого не установлено, расположенного по адресу: ФИО1 <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного акта по данному делу. В случае неисполнения ответчиком решения суда по настоящему делу добровольно в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу предоставить Департаменту градостроительства ФИО1 округа Самара право за свой счет осуществить снос с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика.
В период рассмотрения гражданского дела к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Департамент управления имуществом г.о. Самара.
В судебном заседании представитель истца Департамента градостроительства ФИО1 округа ФИО4 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО5 заявленные требования не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Представитель третьего лица ФИО8 - ФИО6 требования Департамента градостроительства г.о.Самара поддержал в полном объеме.
Представители третьих лиц - Администрации Куйбышевского внутригородского района ФИО1 округа Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, Государственной инспекции строительного надзора ФИО1 <адрес> в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Государственная инспекция строительного надзора ФИО1 <адрес> представила отзыв на исковое заявление, исковые требования поддержала, просила о рассмотрении гражданского дела в отсутствие своего представителя.
В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/24 от <дата> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Согласно части 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Из абзаца 4 пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.
Положениями приведенной нормы права закреплены признаки самовольной постройки, в частности возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом; создание строения без получения на это необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчику ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: ФИО1 <адрес>, (площадью 57+/- 3 кв.м), вид разрешенного использования – занимаемый жилым домом, отдельностоящим на одну семью 1-4 этажа.
Согласно уведомлению ГИСН № от <дата> на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0410001:871 площадью 57 кв.м (+/-3) проведены земляные работы и возведен железобетонный блочный фундамент.
Согласно Акта выездного обследования от <дата> № отступ, от границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0410001:823 до смонтированного железобетонного фундамента, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0410001:871, не выполнен.
Согласно Акту осмотра земельного участка Департамента от <дата> №-КШ земельный участок с кадастровым номером 63:01:0410001:871 ограждений не имеет, вход свободный, по периметру земельного участка выполнено возведение фундамента без отступов от границ земельных участков. Объект возводится вплотную от существующего соседнего гаража, какие-либо иные объекты капитального строительства на данном земельном участке отсутствуют. С трех сторон от земельного участка расположены соседние землевладения, огороженные заборами. На момент выезда строительные работы не осуществляются, на проезжей части перед участками сложены строительные материалы.
Согласно Карте градостроительного зонирования г.о. Самара, утвержденной Постановлением ФИО1 от <дата> № «Об утверждении Правил землепользования и застройки г.о. Самара», земельный участок с кадастровым номером 63:01:0410001:871 расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Таблицей пункта 14.1 статьи 14 и пунктами 8, 9 приложения Правил определены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. Отступы установлены для жилого или блокированного жилого дома – 3 метра, для хозяйственных построек – 1 метр.
Согласно Акту выездного обследования ГИСН № от <дата> и Акту осмотра земельного участка Департамента от <дата> №-КШ минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого разрешения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений не соблюдены. Следовательно, спорный объект возведен с нарушением действующих Правил землепользования и застройки. Учитывая вышеизложенное, объект капитального строительства, назначение которого не установлено, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0410001:871 по адресу: ФИО1 <адрес>, обладает признаками самовольной постройки.
Истец, обращаясь с настоящими требованиями, указывает на то, что спорный объект капитального строительства возведен с нарушением действующих Правил землепользования и застройки.
Ответчик в ходе рассмотрения дела, с целью установления обстоятельств имеющих значение для разрешения спора ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы не заявлял.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Установлено, что ответчик в уполномоченный орган местного самоуправления за выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства либо уведомления о соответствии планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства, назначение которого не установлено, не обращался.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что спорный объект капитального строительства был возведен с нарушением требований земельного и градостроительного законодательства, при отсутствии разрешения на строительство, в связи с этим суд приходит к выводу об обоснованности требований Департамента градостроительства г.о.Самара и об их удовлетворении.
Поскольку истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты госпошлины, а также с учетом удовлетворения исковых требований, то с учетом требований ст.98, 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с ФИО2 в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента градостроительства ФИО1 округа Самара к ФИО2 о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, возложении обязанности осуществить снос самовольной постройки удовлетворить.
Признать самовольной постройкой объект капитального строительства – железобетонный блочный фундамент, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0410001:871, расположенном по адресу: <адрес>.
Обязать ФИО2, <дата> года рождения, уроженку <адрес> Узбекской ССР (паспорт № № выдан ГУ МВД России по ФИО1 <адрес> <дата>) в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного акта по данному делу осуществить за свой счет и своими силами снос самовольно возведенного объекта капитального строительства - железобетонного блочного фундамента, расположенного по адресу: ФИО1 <адрес>.
В случае неисполнения ФИО2 решения суда добровольно в течение трех месяцев предоставить Департаменту градостроительства г.о. Самара право за свой счет осуществить снос с последующим отнесением произведенных расходов на ФИО2.
Взыскать с ФИО2, <дата> года рождения, уроженку <адрес> Узбекской ССР (паспорт № № выдан ГУ МВД России по ФИО1 <адрес> <дата>) в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в ФИО1 областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья п/п Т.Н. Ломакина
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Подлинник документа находится в гражданском деле № Куйбышевского районного суда <адрес>