ДЕЛО №2-594/16 01 февраля 2016 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В..
при секретаре Марченко К.К.,
с участием прокурора Антоновой Е.В. по доверенности от <дата> (л.д.145); представителя ответчика Ильминского А.Я. по доверенности <№> от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Элит-Транс» об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об обязании ответчика - ООО «Элит-Транс» в 60-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, установить причину превышений нормативов водоотведения на выпуске <адрес> в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске <адрес> до достижения установленных нормативов водоотведения. Истец так же просит взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возразил против удовлетворения иска в части требований.
Представитель третьего лица – ГУП «Водоканал» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.
Исследовав доводы сторон, письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения ответчиком - ООО «Элит-Трасс» требований природоохранного законодательства при сбросе сточных в систему коммунальной канализации по адресу: <адрес>. В ходе контроля за соблюдением ответчиком нормативов водоотведения по составу сточных вод и соблюдением требований договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ от <дата> <№>-О-ВО, заключенного с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» <дата> были отобраны пробы сточных вод ООО «Элит-Трасс» в системы коммунальной канализации. Установлен сброс ООО «Элит-Трасс» сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам –выпуск <адрес> железо общее- кратность превышения 4,25, марганец – кратность превышения 12,92, цинк-кратность превышения 2,76), что подтверждается уведомлением <№> от <дата>.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
На основании ст. 43.1 ФЗ «Об охране окружающей среды», при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и другими федеральными законами.
На основании ст. 27 ФЗ <№> «О водоснабжении и водоотведении», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Лимиты на сбросы устанавливаются при наличии у таких абонентов утвержденного плана снижения сбросов.
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от <дата> <№>, утверждены нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга.
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <№> нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организации водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, обеспечения проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
На основании п. 64 Правил, абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с п. 65 Правил, контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии пунктом 1.4 Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от <дата> <№>, Правила действуют на территории Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, обязательны для "Организации ВКХ", а также для абонентов (заказчиков)
независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Согласно п. 1.5 Правил, система коммунальной канализации Санкт-Петербурга предназначены для приема сточных вод от населения города, поверхностных дренажных и поливомоечных сточных вод, а также производственных сточных вод после локальной очистки.
Согласно п. 5.1 Правил, сточные воды абонентов, принимаемые в системы канализации Санкт-Петербурга, должны соответствовать нормативам водоотведения по объему и качеству сточных вод, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с п.111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> <№> абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п.114 Правил состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики Минэкономразвития РФ от <дата> <№> к водоохранным сооружениям относятся: станции для очистки производственных и коммунальных сточных вод; другие сооружения первичной стадии очистки сточных вод, которые не входят в комплекс станций; системы оборотного водоснабжения; сооружения и установки по доочистке сточных вод, включая и земледельческие поля орошения; установки и сооружения для сбора, транспортировки, переработки и ликвидации жидких производственных отходов и кубовых остатков; системы канализации городов; основные коммуникации (коллекторы) для отвода промышленных сточных вод (включая ливневые) и сооружения на них: станции перекачки, станции по контролю, подготовке, усреднению сточных вод и емкостей для временной аккумуляции этих вод (в случае аварийных сбросов загрязнений и повышения концентрации их выше предельно допустимых норм) с последующей передачей их на станции очистки.
На основании п.3 Раздела 1 Письма Министерства Финансов РФ №ПЗ-7/2011 водоохранные сооружения относятся к сооружениям по сбору и очистке сточных вод.
Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от <дата> <№> «О дополнительных мероприятиях по строительству водоохранных сооружений в Ленинграде», во исполнение постановления Совета Министров СССР от <дата> <№> «О мерах по усилению охраны от загрязнения бассейна Балтийского моря» указано, что значительное число предприятий отводят в городскую канализацию стоки, которые по качеству не соответствуют установленным нормативам и требуют их очистки на локальных сооружениях. В целях ускорения строительства водоохранных сооружений Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета народных депутатов решил утвердить программу строительства городских водоохранных сооружений на двенадцатую пятилетку согласно приложению 1 «Адресная программа строительства городских водоохранных объектов на 1986-1990 г.г.». Согласно данной адресной программе водоохранными сооружениями являются системы коммунальной канализации, городские очистные сооружения, тоннельные коллектора, шахты тоннельных коллекторов и др. объекты.
С учетом вышеуказанных правовых актов, системы коммунальной канализации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» являются водоохранными сооружениями.
Таким образом, природоохранным прокурором представлены надлежащие допустимые письменные доказательства того, что ООО «Элит-Транс» допустило нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (сетей канализации).
Из объяснений генерального директора ООО «Элит-Транс» <...> от <дата> <№>, усматривается, что превышение нормативов водоотведения вызвано попаданием в систему водоотведения грунтовых поверхностных вод; в соответствии с утвержденным <дата> Планом водоохранных мероприятий по сокращению сброса загрязняющих веществ в сточных водах ООО «Элит-Транс» систематически проводит очистку труб и колодцев системы канализации.
Доказательств таким доводам ООО «Элит-Транс» в прокуратуру не представил. Соответственно, вышеуказанные доводы являются не подтвержденным утверждением.
Вместе с тем, прокурором проводилась проверка соблюдения ответчиком ООО «Элит-Трасс» требований природоохранного законодательства при сбросе сточных в систему коммунальной канализации по адресу: <адрес> результате которой были отобраны пробы сточных вод ООО «Элит-Трасс» в системы коммунальной канализации. Установлен сброс ООО «Элит-Трасс» сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам –выпуск <адрес> железо общее- кратность превышения 4,25, марганец – кратность превышения 12,92, цинк-кратность превышения 2,76), что подтверждается уведомлением <№> от <дата>. Указанное здание использует именно ответчик.
В ходе слушания дела представитель ответчика представил отзыв, согласно которому осуществление деятельности ООО «Элит- Транс» не связано с выбросами вредных металлов и не может привести к появлению в сточных водах металлов (л.д.112-115).
Кроме того, представитель ответчика суду пояснил, что, для выяснения причин превышения ПДК металлов в сточных водах, используемых ООО «Элит-Транс», заключено дополнительное соглашение <№> от <дата> к договору <№>-ЭМ-08/14 на проведение анализа почвы на предмет содержания в почве металлов, забор будет произведен в ближайшее время (л.д.107).
Вместе с тем, указанны доводы ответчика не опровергают установленные Природоохранным прокурором нарушения.
Так, материалами дела подтверждается, что, в ходе контроля за соблюдением ответчиком нормативов водоотведения по составу сточных вод и соблюдением требований договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ от <дата> <№>-О-ВО, заключенного с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» <дата>, были отобраны пробы сточных вод ООО «Элит-Трасс» в системы коммунальной канализации. По результатам отобранных проб был установлен сброс ООО «Элит-Трасс» сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам –выпуск <адрес>): железо общее- кратность превышения 4,25, марганец – кратность превышения 12,92, цинк-кратность превышения 2,76), что подтверждается уведомлением <№> от <дата>.
Доводы прокурора подтверждены проведенными мероприятиями и уведомлением ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», адресованному ООО «Элит-Транс» <дата>, о том, что, по результатам проб (акт отбора проб <№>) зафиксировано превышение ООО «Элит-Транс» установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в системы водоотведения Санкт-Петербурга и нарушение ООО «Элит-Транс» требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях негативного воздействия сточных вод на работу централизованных систем водоотведения, с расшифровкой превышения: железо, марганец, медь, фенол, цинк. Было указано ООО «Элит-Транс», со ссылкой на постановление Правительства Санкт-Петербурга от <дата> <№>, установившим Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, на необходимость выяснения причин сверхнормативного сброса, принять меры к его прекращению; а также на постановление Правительства РФ от <дата> <№>, утвердившего Правила холодного водоснабжения и водоотведения, о необходимости дополнительной оплаты за нарушение требований к составу и свойствам сточных вод, в целях предотвращения негативного воздействия на централизованные системы водоотведения Санкт-Петербурга (л.д.7). В приложении к уведомлению представлена выписка из журнала контроля состава и свойств сточных вод (л.д.7, оборот).
Однако, как видно и из отзыва самого ответчика, ООО «Элит-Транс» было заключено дополнительное соглашение на проведение анализа почвы на предмет содержания в почве металлов, забор материалов для анализов <№> лишь только <дата>, в то время как иск прокурора предъявлен <дата>, л.д.1.
Ответчик указывает, что забор материалов для анализов будет произведен в ближайшее время (л.д.106-107).
Таким образом, судом в ходе слушания дела установлено, что, по состоянию на <дата>, ООО «Элит-Транс» не устранены нарушения природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в систему коммунальной канализации по адресу: <адрес>, в части соблюдения нормативов водоотведения, утвержденных Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от <дата> <№>, а также в части проведения мероприятий, направленных на повышение качества сточных вод на выпуске <№> до достижения установленных нормативов.
Доводы представителя ответчика о том, что мероприятия ООО «Элит-Транс» в настоящее время проводятся - не может служить основанием к отказу в иске, поскольку конечным результатом должен стать письменный документ по установлению таких причин, с указанием конкретных выявленных причин и с принятием ООО «Элит-Транс» мер по их устранению.
Учитывая, что нарушения выявлены прокурором <дата>, было предложено ООО «Элит-Транс» в срок до 12-00 <дата> представить пояснения (л.д.6), иск поступил в суд <дата> (л.д.1), вплоть до окончания рассмотрения дела <дата> (т.е. через 7 месяцев) причины нарушений документально не подтверждены, доказательств того, что ООО «Элит-Транс» проведены мероприятия по повышению качества сточных вод до достижения установленных нормативов, суд пришел к выводу, что указанные в иске нарушения ООО «Элит-Транс» не устранены.
Прокурор настаивал на удовлетворении иска, поскольку выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Таким образом, суд, оценив в совокупности все добытые по делу доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, выслушав пояснения сторон, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы прокуратуры освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями в случаях, защиты государственных и общественных интересов. Соответственно, расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в порядке ст.103 ГПК РФ в сумме <...> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.45, 103, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования - удовлетворить в полном объеме.
Обязать ООО «Элит-Транс» в 60-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, установить причину превышений нормативов водоотведения на выпуске <адрес>
Обязать ООО «Элит-Транс» в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске <адрес> до достижения установленных нормативов водоотведения.
Взыскать с ООО «Элит-Транс» в доход федерального бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Новикова