дело № 2-3332/2015
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ<дата> <адрес>
Пушкинский городской суд Московской области в составе:председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Иськовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Архангельской Е. В. о признании недействительным постановления администрации Пушкинского муниципального района Московской области,
У С Т А Н О В И Л :
Архангельская Е.В. обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> № «О предоставлении ООО «АТОЛЛ-А» в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, для размещения гаражей».
В обоснование заявления указал, что оспариваемое постановление нарушает ее права, как жильца многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>; на придомовую территорию, которой заявитель лишилась в результате издания оспариваемого постановления. По мнению заявителя, оспариваемое постановление противоречит требованиям: Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости, Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О введение в действие ЖК РФ», Градостроительного кодекса РФ.
Заявитель Архангельская Е.В. и ее представитель по доверенности Зюзиков М.В. в судебном заседании заявление поддержали, просили его удовлетворить.
Представитель администрации Пушкинского муниципального района по доверенности Петрова О.С. в судебном заседании возражала удовлетворению заявления, указав, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заинтересованное лицо - представитель ООО «АТОЛЛ-А» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен (л.д. 61а).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявление Архангельской Е.В. не подлежащим удовлетворению.
Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 25 ГПК РФ, Земельным кодексом РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, положениями Закона Московской области от 07.06.1996г. № 26/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области».
В силу ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статья 64 ЗК РФ устанавливает, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу ч. 1 ст. 61 ЗК РФ Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено в качестве способа защиты гражданских прав неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
В соответствии с требованиями ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Конструкция данной нормы права предусматривает, что существенным условием для признания ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным, является его несоответствие закону иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, в частности истиц.
Судом установлено, что Архангельская Е.В. проживает по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района от <дата> № (л.д. 22-24) утверждена схема расположения земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов и ему установлен вид разрешенного использования - для размещения гаражей.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет (л.д. 25-26, 44-45).
Информации о том, что указанный земельный участок сформирован была опубликована в средствах массовой информации - в газете «Маяк» <дата> (л.д. 20-21, 46).
Управлением строительства, архитектуры и градостроительного регулирования администрации Пушкинского муниципального района согласовало предоставление указанного земельного участка для заявленных целей (л.д. 29).
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района от <дата> № (л.д. 42-43) указанный выше земельный участок предоставлен в аренду сроком на 3 года ООО «АТОЛЛ-А» для размещения гаражей.
На основании указанного договора администрацией Пушкинского муниципального района с ООО «АТОЛЛ-А» заключен договор аренды указанного земельного участка (л.д. 36-41).
При принятии оспариваемого постановления администрация руководствовалась нормами Земельного кодекса РФ (ст. ст. 11, 22, 34), положениями Закона Московской области от 07.06.1996г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от 16.05.2007 года № 474/55 «Об утверждении положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определения цены (стоимости) и арендной платы за земельные участки, предоставляемые гражданам и юридическим лицам в собственность (аренду) для присоединения к смежному землепользованию на территории Пушкинского муниципального района Московской области», Уставом Пушкинского муниципального района.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ 1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ст. 22 ЗК РФ 1. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
3. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.
3.1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.
3.2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
4. Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 34 ЗК РФ 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Принимая оспариваемое постановление администрация Пушкинского муниципального района Московской области действовала в рамка предоставленных ей полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства, приведенными выше.
В силу положений ст. 36 ЗК РФ 1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
2. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
3. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Данный пункт изложен судом в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления.
6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О введение в действие ЖК РФ» 1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
4. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
5. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что земельный участок при многоквартирном жилом доме, в котором проживает заявитель не сформирован, границы его не установлены, на кадастровый учет он не поставлен, в связи с чем утверждение заявителя о нарушении ее прав как жильца дома на придомовую территорию суд находит несостоятельным.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела заявителем не оспаривалось, что граница земельного участка, предоставленного в аренду ООО «АТОЛЛ-А» проходит по границе детской площадки придомовой территории, являющейся одновременно согласно приложенному заявителем плану БТИ внешней границей земельного участка при многоквартирном доме, что свидетельствует об отсутствии нарушений границ земельного участка при многоквартирном доме.
На момент принятия оспариваемого постановления положения указанной выше нормы права администрацией Пушкинского муниципального района нарушены не были. Предоставленный ООО «ТОЛЛ-А» земельный участок был свободен от прав третьих лиц и находился в муниципальной собственности.
Довод стороны заявителя о том, что с собственниками помещений многоквартирного дома администрацией Пушкинского муниципального района не были согласованы границы, как с владельцами смежного земельного участка, суд находит несостоятельным.
Как установлено судом, земельный участок под многоквартирным домом сформирован не был, границы его вне установлены, на кадастровый учет он поставлен не был, в связи с чем в общую долевую собственности в соответствии с положениями ч. 5 ст. 16 Вводного закона не перешел и находится в муниципальной собственности, в связи с чем в данном случае согласование границ с собственниками многоквартирного дома не требовалось.
Также суд учитывает, что доводы заявителя со ссылкой на приведенные выше положения ст. 36 ЗК РФ, ст. 16 Вводного закона, а также на положения Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и положения Градостроительного кодекса РФ являются юридически значимыми в случае оспаривания постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Однако заявителем в установленном законом порядке постановление администрации об утверждении схемы расположения земельного участка, предоставленного ООО «АТОЛЛ-А» в аренду до настоящего времени не оспорено.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято в соответствии нормами действующего на момент его издания законодательства и не нарушает прав заявителя, в связи с чем заявленные Архангельской Е.В. требования удовлетворению не подлежат.
Поскольку на день рассмотрения гражданского дела и принятия по нему решения оснований утверждать о наличии нарушения прав и свобод Архангельской Е.В. и необходимости в связи с этим возложения на орган местного самоуправления обязанности по устранению таких нарушений у суда не имеется, суд в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ отказывает в удовлетворении заявления.
Кроме того, заявление Архангельской Е.В. не подлежит удовлетворению по основаниям пропуска заявителем срока для обращения в суд.
Частью 1 ст. 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом, обратится с таким заявлением гражданин вправе в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).
Согласно разъяснениям п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Об оспариваемом постановлении Архангельской Е.В. стало известно из ответа Пушкинского городского прокурора от <дата> (л.д. 64-65). Из пояснений заявителя в ходе судебного заседания следует, что ответ прокуратуры был ею получен в начале <дата> года.
Календарно начало декабря заканчивается 10 декабря. При таких обстоятельствах, заявителю об оспариваемом постановлении было известно в срок до <дата> года.
Довод заявителя о том, что о нарушении своих прав он не знал, поскольку копия оспариваемого постановления ему не была предоставлена, суд находит несостоятельным.
Из представленного в материалы дела ответа Пушкинского горпрокурора заявителю следует, что ответе были указаны реквизиты оспариваемого постановления и принятое решение.
При таких обстоятельствах, срок для обжалования указанного акта истекал для заявителя <дата>.
В суд Архангельская Е.В. первоначально обратилась с иском об оспаривании постановления и аннулировании кадастрового учета земельного участка <дата> (гр.дело № - л.д. 3), т.е. с пропуском срока. С заявлением об оспаривании постановления обратилась в суд <дата> года, также с пропуском срока.
Архангельская Е.В. в ходе рассмотрения дела не привела суду уважительных причин пропуска срока для обращения в суд.
Поскольку Архангельская Е.В. обратилась в суд с пропуском установленного законом срока, доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска этого срока суду не представила, суд, руководствуясь положения ст. 256 ГПК РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Архангельской Е. В. о признании недействительным постановления администрации Пушкинского муниципального района Московской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - <дата>.
Судья: