УИД № 19RS0001-02-2020-003922-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26.06.2020 Дело № 2-3088/2020
Абаканский городской суд Республики Хакасия в городе Абакане
в составе председательствующего Лемперт И.Н.
при секретаре ФИО3,
при участии помощника прокурора <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ВАН к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о восстановлении на работе,
с участием истца ВАН,
представителя ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5,
УСТАНОВИЛ:
В. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ он находился на федеральной государственной гражданской службе в должности <данные изъяты> Абаканского городского отделения судебных приставов № УФССП по РХ. Приказом УФССП России по РХ №-к от ДД.ММ.ГГГГ с ним расторгнут служебный контракт, он уволен со службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. По мнению истца, его увольнение по данному основанию является незаконным в связи с нарушением процедуры прекращения контракта, в частности, нарушения срока уведомления о предстоящем сокращении должностей, не соблюдение правила о предложении вакантных должностей на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ. Просил признать приказ УФССП России по РХ №-к от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, восстановив его на службе в прежней должности.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить, приведя в обоснование доводы иска. Пояснил, что ответчиком не соблюдена процедура увольнения, поскольку уведомлен он о предстоящем сокращении штата менее чем за два месяца, ДД.ММ.ГГГГ он отказался от вакантных должностей гражданской службы в УФССП по РХ, увольнение же произошло ДД.ММ.ГГГГ; при вручении уведомления ДД.ММ.ГГГГ ему не были предложены вакантные должности во вновь создаваемой службе принудительного исполнения; работодатель не предложил ему вакантные должности в иных государственных органах в порядке ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ. Истец является пенсионером ОВД по выслуге лет, при этом в органах принудительного исполнения он служить не желает по причине отмены выплаты пенсии ОВД.
Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 в судебном заседании возражала против иска, считала соблюденными ответчиком процедуру увольнения истца по сокращению штата, поддержала доводы письменного отзыва на исковое заявление, просила в иске отказать.
Выслушав стороны, прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащие удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом В. с ДД.ММ.ГГГГ замещал должность федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> Абаканского городского отдела судебных приставов № УФССР по РХ, временно, на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком основного работника (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ), на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ, служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ В. перемещен на постоянное место работы в прежней должности, с ним заключен контракт на неопределенный срок.
Приказом Федеральной службы судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», проведена реорганизация и изменения штатного расписания УФССП по РХ, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с изменениями, установленными Федеральным законом от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подразделение ФССП, где проходил службу истец, перешло на иной вид государственной службы. Замещаемая истцом должность государственной гражданской службы подлежала сокращению с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом УФССП России по РХ от ДД.ММ.ГГГГ №-к расторгнут служебный контракт с В., он освобожден от замещаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 8.2 ч. 1 и п. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
в соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. ст. 31, 33 и 38 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При этом необходимо иметь в виду, что в силу ст. 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что государственная гражданская служба Российской Федерации является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих должности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В силу ч. ч. 2, 5, 6 ст. 31 указанного Федерального закона о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона.
Из приведенных норм следует, что гражданский служащий может быть уволен при условии реального сокращения занимаемой должности гражданской службы, о чем служащий предупреждается за два месяца до сокращения, и отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы или непредоставления ему иной должности гражданской службы.
Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» система принудительного исполнения Российской Федерации включает: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее - федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения; территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» к работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее - органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее - сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.
Частью 5 ст. 6.4. Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее - судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее - дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.
Изменения, внесенные в штатное расписание УФССП России по РХ, вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Данные изменения коснулись вида службы в которой замещал должность истец.
ДД.ММ.ГГГГ истец письменно предупрежден ответчиком о предстоящем сокращении, что подтверждается также распиской о получении уведомления о предстоящем увольнении от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, работодатель сообщил о том, что истец праве изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ, проинформировав об этом руководителя структурного подразделения УФССП по РХ в письменном виде не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Также разъяснено, что при подаче такого заявления истцу необходимо будет соблюсти требования ч. 2 ст. 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно: пройти профессиональный психологический отбор, медицинское освидетельствование. Указано, что при наличии возможности, истцу будут предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой им должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в ФССП либо отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы он будет освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ работодателем истцу предложены вакантные должности федеральной государственной гражданской службы, которые будут введены на ДД.ММ.ГГГГ и которые имелись на ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление получено истцом ДД.ММ.ГГГГ, этим же числом им собственноручно написан отказ от предложенных вакантных должностей, что истцом не отрицалось.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 822 в соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).
В этих целях представитель нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предложить гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему упраздняемого государственного органа должна быть исполнена представителем нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения.
В случае отсутствия в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей гражданской службы представитель нанимателя этого государственного органа предлагает гражданскому служащему упраздняемого государственного органа вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определенном Правилами, при этом из буквального толкования положений ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ, следует, что данная норма в указанной части носит диспозитивный характер, законодатель предусматривает право работодателя предложить увольняемому работнику должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, а не обязанность.
Довод истца о несоблюдении ответчиком двухмесячного срока увольнения при предъявлении уведомления о сокращении штата, исчисленный истцом с ДД.ММ.ГГГГ, основан на неверном толковании положений ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ, поскольку двухмесячный срок считается с первого уведомления о сокращении штатов.
Довод истца о том, что ему не были предложены должности в органах принудительного исполнения, не обоснован, поскольку в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ работодатель разъяснил истцу его право на подачу заявления в органы принудительного исполнения РФ, при этом законом не предусматривается в данном случае конкретизация должностей.
Таким образом, ответчиком соблюден порядок увольнения В. в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, установленный ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, поскольку увольнение произведено по истечении двухмесячного срока со дня предупреждения работника о предстоящем увольнении – ДД.ММ.ГГГГ (уволен истец с ДД.ММ.ГГГГ), В. были предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы, направлению подготовки, однако истец отказался их занять, также истцу разъяснялось право подать письменное заявление для поступления на службу в органы принудительного исполнения РФ (которым истец не воспользовался), увольнение произведено с надлежащим уведомлением профсоюзного органа (протоколы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ), приказ об увольнении издан полномочным лицом. Следовательно, увольнение В. законно, правовых оснований признания приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ незаконным не имеется, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
В силу ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
Уплаченная истцом государственная пошлина при подаче иска по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ подлежит возврату.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ВАН к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о признании незаконным приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, о восстановлении на работе, отказать.
Вернуть ВАН государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп., уплаченную по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда путем подачи апелляционных жалобы, протеста через Абаканский городской суд.
Председательствующий И.Н. Лемперт
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Н. Лемперт