УИД 29RS0023-01-2024-005774-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Епифановой С.В.
при секретаре Фофановой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Северодвинска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Спортивная школа «Строитель», Администрации муниципального образования «Северодвинск» о понуждении к исполнению предусмотренных законом обязанностей обеспечить объекты спорта медицинскими пунктами, получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, обеспечить систематический медицинский контроль,
установил:
заместитель прокурора города Северодвинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Спортивная школа «Строитель» (далее – МАУДО «Спортивная школа «Строитель»), Администрации Северодвинска, просил обязать МАУДО «Спортивная школа «Строитель» обеспечить объекты спорта, на которых реализуется обучение по образовательным программам спортивной подготовки по олимпийским видам спорта: «дзюдо», «пулевая стрельба», «флорбол», «спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата» медицинским пунктом, обустроенным в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.10.2020 №1144н, получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по месту нахождения объектов спорта; возложить на МАУДО «Спортивная школа «Строитель» обязанность по медицинскому обеспечению лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе по организации систематического медицинского контроля; обязать Администрацию Северодвинска обеспечить финансирование мероприятий по исполнению вышеуказанных мероприятий. Исполнить указанные мероприятия в срок до 01.11.2024 (л.д. 3-7).
В обоснование требований указано, что прокуратурой города Северодвинска проведена проверка исполнения законодательства физической культуре и спорте. Установлено, что в МАУДО «Спортивная школа «Строитель» реализуется обучение по 4 образовательным программам спортивной подготовки по олимпийским видам спорта: «дзюдо», «пулевая стрельба», «флорбол», «спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата», утвержденным руководителем учреждения 03.03.2024. Вместе с тем, материально-технические условия реализации данных образовательных программ не созданы, отсутствует медицинский кабинет, учреждение не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности по месту нахождения объектов спорта, на которых осуществляется реализация образовательных программ по олимпийским видам спорта, не организован систематический медицинский контроль. В адрес руководителя учреждения прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено, однако, выполнено не в полном объеме (медицинский кабинет отсутствует, что следует из ответа руководителя учреждения от 25.03.2024). Несвоевременное оснащение помещений медицинского кабинета образовательного учреждения требуемым медицинским оборудованием нарушает права воспитанников на безопасные условия обучения, то есть затрагивает законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора города Северодвинска Кундрякова Е.А. требования поддержала, просила суд иск удовлетворить по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель МАУДО «Спортивная школа «Строитель» извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, в письменном отзыве не оспаривал обстоятельства, указанные прокурором в исковом заявлении, с заявленными требованиями согласились, однако считал необходимым определить разумный срок исполнения заявленных прокурором требований с учетом необходимых объемов финансирования, проведения закупочных процедур, а также оформления лицензии.
Представитель Администрации Северодвинска Ананьина В.С. в судебном заседании полагала, что в случае удовлетворения исковых требований учреждению понадобится срок до 01.09.2025.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 34.1. Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спортивная подготовка может осуществляться на основании государственного (муниципального) задания за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, договора об оказании платных образовательных услуг или в рамках трудовой деятельности в соответствии с трудовым законодательством.
В соответствии с п. 3 ст. 34.3. Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, обязана осуществлять медицинское обеспечение обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, в том числе организацию систематического медицинского контроля, за счет средств, выделяемых организации, реализующей соответствующие образовательные программы, на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке либо получаемых по договору об образовании по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.
Ст. 34.3 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ определено, что обучающиеся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки имеют право на пользование объектами спорта организации, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, необходимое медицинское и антидопинговое обеспечение, материально-техническое обеспечение.
Приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н утвержден порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятий.
Согласно и. 7 данного Порядка первичная медико-санитарная помощь оказывается непосредственно в месте проведения мероприятий, в медицинских пунктах объекта спорта (для спортсменов, для зрителей (при наличии)), в структурных подразделениях по спортивной медицине (кабинет, отделение) медицинской организации, в медицинской организации по профилю спортивной медицины (врачебно-физкультурный диспансер, центр спортивной медицины и другие) и включает: первичную доврачебную медико-санитарную помощь; первичную врачебную медико-санитарную помощь; первичную специализированную медико- санитарную помощь.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Из материалов дела следует, что Администрация Северодвинска выступает учредителем и собственником имущества МАУДО «Спортивная школа «Строитель», в том числе объектов спорта в городе Северодвинске по адресам: улица Профсоюзная, дом 25А, и улица Ричарда Ченслера, дом 19.
МАУДО «Спортивная школа «Строитель» на указанных объектах реализует обучение детей по 4 образовательным программам спортивной подготовки по олимпийским видам спорта: «дзюдо», «пулевая стрельба», «флорбол», «спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата», утвержденным руководителем учреждения 03.03.2024.
Материалами прокурорской проверки подтверждается, что в муниципальном учреждении не созданы материально-технические условия реализации указанных образовательных программ.
Так, МАУДО «Спортивная школа «Строитель» не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности по месту нахождения объектов спорта в городе Северодвинске по адресам: улица Профсоюзная, дом 25А, и улица Ричарда Ченслера, дом 19, на которых осуществляется реализация образовательных программ по олимпийским видам спорта; в помещениях указанных объектов спорта отсутствуют медицинские кабинеты, не организован систематический медицинский контроль (л.д. 8-19).
В адрес директора МАУДО «Спортивная школа «Строитель» Ткаченко С.В. прокурором внесено представление от 25.02.2014 об устранении нарушений закона (л.д. 18-11).
Представление прокурора рассмотрено руководителем учреждения 25.03.2024 однако, выполнено не в полном объеме, медицинские кабинеты не организованы в связи с необходимостью получения для этих целей дополнительного финансирования (л.д.13-19).
Объяснениями сторон подтверждается, что по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела МАУДО «Спортивная школа «Строитель» исковые требования прокурора в добровольном порядке не исполнены.
Как следует из письменных отзывов ответчиков, в 2024 году в местном бюджете на выполнение мероприятий по требованию прокуратуры г. Северодвинска денежные средства не заложены, свободных денежных средств в бюджете Администрации Северодвинска не имеется, поскольку в соответствии с решением Совета депутатов Северодвинска от 12.12.2023 № 89 имеется дефицит бюджета в размере 351,1 млн. руб. Финансирование на реализацию указанных в исковых требованиях мероприятий планируется предусмотреть в проекте местного бюджета на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов в рамках муниципальной программы «Развитие образования Северодвинска».
МАУДО «Спортивная школа «Строитель» осуществляет свою деятельность за счет финансирования, выделяемого Администрацией Северодвинска в соответствующем финансовом году, возможность приобрести оборудование для медицинского кабинета появится у образовательного учреждения только после выделения необходимого объема денежных средств главным распорядителем бюджетных средств.
Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных, установив факт нарушения вышеприведенных требований законодательства о физкультуре и спорте на объектах муниципального учреждения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора, предъявленных к ответчику МАУДО «Спортивная школа «Строитель».
При этом суд обращает внимание, что отсутствие в местном бюджете необходимых для этого средств в силу названных правовых норм не является основанием для освобождения ответчика от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого судебный акт должен быть исполнен.
Суд принимает во внимание необходимость проведения образовательной организацией процедур по закупке соответствующего оборудования, выделения дополнительного финансирования из местного бюджета. Из материалов дела следует, что в 2024 года МАУДО «Спортивная школа «Строитель» обращалось в Администрацию Северодвинска с просьбой о выделении дополнительного финансирования в целях устранения нарушений, выявленных прокуратурой города Северодвинска при проведении указанной проверки. До настоящего времени такого финансирования не получено.
Данное обстоятельство, имеющее значение для установления судом разумных сроков исполнения решения, не может являться основанием для отложения исполнения ответчиком предусмотренной законом обязанности на чрезмерно длительный или неопределенный срок.
Учитывая, что оснащение медицинских кабинетов связано с осуществлением прав на здоровье несовершеннолетних обучающихся, исходя из возможностей ответчиков по исполнению решения суда, необходимости соблюдения процедур, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, получения финансирования за счет средств муниципального бюджета, а также оформления лицензии на медицинскую деятельность и организации работы медицинских пунктов на объектах спорта, суд полагает разумным установить срок для исполнения судебного решения не позднее 01 июля 2025 года.
При этом ответчик не лишен права при наличии объективных заслуживающих внимания причин обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.
Разрешая требования, заявленные к администрации Северодвинска, суд на основании положений пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий приходит к следующим выводам.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абз. 36 ст. 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абз.38 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 381 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абз. 1 п. 1 ст. 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абз. 3 п. 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (п. 4 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно Администрация Северодвинска осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
При этом понуждение Администрации Северодвинска к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и противоречит установленному ст. 10 Конституции Российской Федерации принципу разделения властей.
На основании заявленные прокурором требования в части возложения на Администрацию Северодвинска обязанности обеспечить финансирование мероприятий по исполнению обязанностей МАУДО «Спортивная школа «Строитель» не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Спортивная школа «Строитель» (ОГРН 1022900841590, ИНН 2902033343) о понуждении к исполнению предусмотренных законом обязанностей обеспечить объекты спорта медицинскими пунктами, получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, обеспечить систематический медицинский контроль удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа «Строитель» в срок не позднее 01 июля 2025 года обеспечить объекты спорта, на которых реализуется обучение по образовательным программам спортивной подготовки по олимпийским видам спорта: «дзюдо», «пулевая стрельба», «флорбол», «спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата» медицинским пунктом, обустроенным в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.10.2020 №1144н, получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по месту нахождения объектов спорта; организовать медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организовать систематический медицинский контроль.
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Северодвинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Северодвинск» (ИНН 2902018137) о понуждении обеспечить финансирование мероприятий по исполнению вышеуказанных обязанностей отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Епифанова
Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2024 года.