Дело № 2а-208/2021 19 января 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Арюткиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по административному исковому заявлению ШмЕ. Е. В. к администрации муниципального образования «Город Архангельск», Главе муниципального образования «Город Архангельск» об оспаривании распоряжений от 28 августа 2020 года №2968р, № 2969р, № 2970р, № 2971р «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного объекта капитального строительства («Многоквартирный жилой комплекс, ограниченный ул. Р. Куликова, ул. Урицкого и пр. Ломоносова в г.Архангельске (1, 2 этап строительства)») на земельных участках, расположенных в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска»,
установил:
Шмелева Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – администрация МО «Город Архангельск», Администрация) о признании незаконными распоряжений от 28 августа 2020 года №2968р, № 2969р, № 2970р, № 2971р «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного объекта капитального строительства («Многоквартирный жилой комплекс, ограниченный ул. Р. Куликова, ул. Урицкого и пр. Ломоносова в г.Архангельске (1, 2 этап строительства)») на земельных участках, расположенных в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска». В обоснование административного иска указала, что является собственником квартиры ..., находящегося в непосредственной близости от земельных участков с кадастровым номером <***>. Оспариваемыми распоряжениями предоставлены разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на указанных земельных участках, а именно: распоряжением от 28 августа 2020 года № 2968р разрешено отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части размещения 13 машино-мест (от расчетного числа 36 машино-мест), в том числе мест для инвалидов, за переделами земельных участков (со стороны пр. Ломоносова); по распоряжению от 28 августа 2020 года №2969р – уменьшения отступа зданий, строений, сооружений от границы земельного участка с кадастровым номером <№> со стороны ул. Романа Куликова до 1,4 метра; по распоряжению от 28 августа 2020 года № 2970р – уменьшения отступа зданий, строений, сооружений от границ земельного участка с кадастровым номером <№> со стороны пр. Ломоносова до 1,9 метра; уменьшения отступа зданий, строений, сооружений от границ земельного участка с кадастровым номером <№> с северо-западной стороны (вдоль ул. Романа Куликова) до 1,4 метра; по распоряжению от 28 августа 2020 года № 2971р – увеличения максимального коэффициента плотности застройки до 2,08. Отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства («Многоквартирный жилой комплекс, ограниченный ул. Романа Куликова, ул. Урицкого и пр. Ломоносова в г. Архангельске (1, 2 этап строительства)», на земельных участках, расположенных в Ломоносовском территориальном округе г.Архангельска, уже предоставлялись распоряжением Главы муниципального образования «Город Архангельск» от 20 мая 2019 года № 1523р. Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от <Дата> данное распоряжение признано незаконным, однако указанный судебный акт не вступил в законную силу в связи с связи с подачей административным ответчиком апелляционной жалобы. Считает, что у правообладателя земельных участков отсутствуют основания для обращения за получением отклонений от предельных параметров разрешенного строительства капитального строительства, поскольку размеры земельных участков превышают установленный градостроительным регламентом минимальный размер земельного участка для территориальной зоны Ж-8-2, земельный участок не имеет дефектов, неблагоприятных для его застройки. Полагает, что размещение машино-мест за границами красных линий невозможно, поскольку законодательством установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Распоряжение от 28 августа 2020 года № 2968р вступает в противоречие с положением проекта планировки центральной части МО «Город Архангельск» в границах ул. Смольный Буян, наб. Северной Двины, ул. Логинова и пр. Обводный канал, утвержденного распоряжением мэра города Архангельска от 20 декабря 2013 года № 4193р, в части расширения пр. Ломоносова до четырех полос и не соответствует утвержденному Генеральному плану МО «Город Архангельск». Парковочные места – это элемент благоустройства территории, который должен размещаться только в границах земельных участков, принадлежащих собственнику объекта строительства на праве собственности или ином вещном праве. Места для парковки автотранспортных средств инвалидов относится к объектам социальной инфраструктуры. Размещение машино-мест для инвалидов за пределами земельных участков нарушает законодательные и нормативно-правовые документы в строительстве, которые регулируют порядок проектирования и эксплуатации объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов. Для размещения машино-мест за пределами земельного участка необходимо сформировать земельный участок, заключить договор аренды земельного участка, получить разрешение на строительство. Участок не сформирован, договор не заключен, следовательно, размещение 13 машино-мест, предназначенных для обслуживания проектируемого объекта, за пределами предоставленных для этого земельных участков и без предоставления земельного участка противоречит действующему законодательству. Изменение предельных параметров в соответствии с ч. 1.1 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предполагается не более чем на десять процентов. Уменьшение отступа зданий, сооружений от границ земельного участка не может
быть более 2,7 метра, так как согласно Градостроительному плану земельного участка <№>, минимальный отступ от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения здания, за пределами которого запрещено строительство здания составляет 3 метра. Следовательно, уменьшить отступ здания от границ земельного участка с западной стороны возможно только до 2,7 метра. Коэффициент плотности застройки для среднеэтажной жилой застройки, в том числе со встроенными, пристроенными и встроено-пристроенными объектами – 1,7. Следовательно, коэффициент плотности застройки не может быть более 1,87. Невозможно считать коэффициент плотности застройки по одному земельному участку, так как строительство многоквартирного жилого комплекса ведется на четырех земельных участках. Соответственно, для получения такого отклонения от предельных параметров необходимо было провести объединение всех четырех земельных участков посредством проведения кадастровых работ в единый участок, на котором предполагается строительство единого жилого комплекса.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнила основание административного иска. Дополнительно указала, что градостроительный план земельного участка <№>, утвержденный распоряжением Главы МО «Город Архангельск» № 970р от 03 апреля 2019 года, выдан с нарушениями, поскольку выдан в отношении одновременно нескольких земельных участков. Процедура подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка <№> не соблюдена. Заинтересованное лицо ООО СЗ «СоломбалаСтрой» обратилось в администрацию МО «Город Архангельск» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и выдача ГПЗУ» <Дата>. <Дата> вместе с заинтересованным лицом ООО СЗ «СоломбалаСтрой» в администрацию МО «Город Архангельск» обратился с заявлением о предоставлении аналогичной муниципальной услуги Департамент муниципального имущества МО «Город Архангельск». На основании этих двух заявлений распоряжением Главы МО «Город Архангельск» от 03 апреля 2019 года № 970р утвержден Градостроительный план земельного участка, данный план выдан сразу в отношении четырех земельных участков. На дату обращения с указанным заявлении ООО СЗ «СоломбалаСтрой» не являлось обладателем трех земельных участков, договоры аренды в отношении которых заключены только 22 мая 2019 года. Кроме того обращение с заявлением на получение муниципальной услуги «Подготовка и выдача ГПЗУ» Департаментом муниципального имущества МО «Город Архангельск» являлось незаконным. Проектирование должно осуществляться в границах проектирования объекта капитального строительства. Размещение парковок на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года №1300. Увеличение максимального процента застройки не позволяет должным образом разместить необходимое количество машино-мест. В заключениях о результатах публичных слушаний отсутствуют мотивированные суждения о необходимости и целесообразности предоставления отклонений от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на указанных земельных участках.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен Глава МО «Город Архангельск» Морев Д.А.
В судебном заседании административный истец Шмелева Е.В. и ее представитель Постников Д.Н. требования административного иска поддержали.
Представитель административного ответчика администрации МО «Город Архангельск» Серов С.В. в судебном заседании против административного иска возражал.
Административный ответчик Глава МО «Город Архангельск» Морев Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в отзывах на исковое заявление и судебных заседаниях представитель Главы МО «Город Архангельск» Буткевич С.Ю. с административными исковыми требованиями не согласилась.
Представители заинтересованного лица ООО СЗ «СоломбалаСтрой» Подшивалова С.И., Семенов А.С. просили заявленные требования оставить без удовлетворения.
Представители заинтересованных лиц Министерства строительства и архитектуры Архангельской области, Департамента муниципального имущества администрации МО «Город Архангельск» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В направленных в адрес суда возражениях представитель Министерства строительства и архитектуры Архангельской области Усенко Ю.А. указала, что заявленные отклонения предоставлены застройщику в соответствии с порядком, установленным ГрК РФ.
По определению суда административное дело рассмотрено при данной явке.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему,
В соответствии с Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п. 1). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. ч. 8, 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Вместе с тем в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Так, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Как следует из материалов дела, административный истец Шмелева Е.В. является собственником квартиры ..., находящегося в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами <№>
Также, в судебном заседании установлено, что указанные земельные участки с кадастровым номером <№> с кадастровым номером <№> и с кадастровым номером <№>, принадлежат на праве аренды ООО СЗ «СоломбалаСтрой» (договоры аренды <№> от <Дата>, заключенные с Администрацией), а земельный участок с кадастровым номером <№>, принадлежит ООО СЗ «СоломбалаСтрой» на праве собственности.
Все указанные выше земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов и имеют разрешенное использование – многоэтажная жилая застройка. Как следует из договоров аренды земельных участков, данные участки предоставлены арендатору для реализации масштабного инвестиционного проекта, восстановление нарушенных прав пяти граждан, пострадавших от недобросовестного застройщика путем выплаты денежных компенсаций.
На указанных земельных участках ООО СЗ «СоломбалаСтрой» планирует строительство двух многоэтажных жилых домов в составе многоквартирного жилого комплекса, ограниченного ул. Р. Куликова, ул. Урицкого и пр. Ломоносова.
В соответствии с п. 13 ст. 1 ГрК РФ строительство - это создание зданий строений и сооружений.
При этом строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство (за исключением предусмотренных законом случаев), под которым понимается документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов (ч. ч. 1, 2 ст. 51 ГрК РФ).
Так, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений (п. 10.1 ст. 2 ГрК РФ), который предполагает установление исчерпывающего перечня процедур, прав, обязанностей и оснований принятия решений указанными субъектами.
В силу ч. 5 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган с приложением к нему, в том числе разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1, глава 4 ГрК РФ).
Пунктом 9 ст. 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (ч. 1 ст. 31 ГрК РФ) и включают в себя градостроительные регламенты (ч. 2 ст. 30 ГрК РФ).
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Федеральный законодатель ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдать требования градостроительного регламента, которым согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
В силу ч. 2 ст.и 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в ч. 1 ст. 38 ГрК РФ размеры и параметры, их сочетания.
Таким образом, содержание приведенных законоположений в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что установление минимальных отступов от границ земельных участков применительно к каждой территориальной зоне (подзоне) является дискрецией представительных органов местного самоуправления.
На основании положений ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (ч. 2 ст. 40 Кодекса).
По правилам ч. 3 этой же статьи заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Согласно ч. 4 ст. 40 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных ст. 39 Кодекса.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений по вопросу о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (ч. 5 ст. 40 ГрК РФ).
Частью 6 данной статьи предусмотрено, что глава местной администрации в течение 7 дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Аналогичные положения закреплены в ст. 12 Правил землепользования и застройки.
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч. 7 ст. 40 ГрК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что основанием для применения ч. 1 ст. 40 ГрК РФ являются характеристики земельного участка, не позволяющие осуществить строительство или реконструкцию в соответствии с установленными разрешенными параметрами строительства или реконструкции. Орган местного самоуправления вправе рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров именно разрешенного строительства, то есть того объекта, на строительство которого получено разрешение. Иные основания для обращения с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции действующим законодательством не предусмотрены.
Заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции должно содержать обоснование невозможности осуществления строительства в соответствии с установленными предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции; взаимосвязь неблагоприятных характеристик, на которые ссылается заявитель, и характера испрашиваемого отклонения от разрешенных предельных параметров; подтверждение того, что испрашиваемое отклонение может повлиять на устранение (снижение) неблагоприятных факторов; соблюдение технических регламентов при отклонении от разрешенных предельных параметров. Любое испрашиваемое отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должно быть обосновано определенными градостроительными и земельными нормами, а равно реальными условиями ведения строительно-монтажных работ в границах используемого земельного участка.
Рассмотрение вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не может быть формальным.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.
Аналогичная норма содержится в п. 25 ст. 6 Устава МО «Город Архангельск».
В соответствии со ст. 30 Устава МО «Город Архангельск» к компетенции администрации муниципального образования относится исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, муниципальными правовыми актами городской Думы, Главы МО «Город Архангельск», Администрации города.
При этом Администрация города - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления МО «Город Архангельск» федеральными законами и областными законами. Руководство деятельностью Администрации города осуществляет Глава МО «Город Архангельск» (ст. 29 Устава МО «Город Архангельск»).
Довод административного истца о нарушении администрацией МО «Город Архангельск» п. 1.1 статьи 40 ГрК РФ при выдаче оспариваемых разрешений является необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с п. 1.1 ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков вправе обратиться за отклонениями от предельных параметров разрешенного строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких параметров разрешенного строительства, не более чем на 10 процентов.
Согласно п. 4 ст. 40 ГрК РФ проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном ст. 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений ст. 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 настоящей статьи.
Таким образом, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства может быть выдано правообладателям земельных участков при получении отклонения от предельных параметров разрешенного строительства не более чем на 10 процентов без проведения общественных обсуждений однократно.
ООО СЗ «СоломбалаСтрой», как правообладатель земельных участков с кадастровыми номерами <№>, 07 июля 2020 года впервые обратилось в Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Архангельск» за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой комплекс, ограниченный ул. Р. Куликова, ул. Урицкого и пр. Ломоносова в г.Архангельске в Ломоносовском территориальном округе г.Архангельска», на основании п. 1 ст. 40 ГрК РФ, которая предусматривает проведение общественных обсуждений.
Согласно п. 1 ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 4 ст. 40 ГрК РФ общественные обсуждения по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства были проведены в период с 03 августа 2020 года по 11 августа 2020 года. По итогам общественных обсуждений Комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Архангельск» подготовлены заключения, в которых рекомендовано Главе муниципального образования «Город Архангельск» принять положительное решение по отклонению от предельных параметров разрешенного использования.
Довод об отсутствии оснований для обращения за получением отклонений от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой комплекс, ограниченный ул. Р. Куликова, ул. Урицкого и пр. Ломоносова в г.Архангельске» на земельных участках, расположенных в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска является несостоятельным.
Заявитель ООО СЗ «СоломбалаСтрой» является правообладателем (арендатором) земельных участков с кадастровыми номерами: <№> и собственником земельного участка с кадастровым номером <№>. Указанные участки были предоставлены для реализации масштабного инвестиционного проекта, предусматривающего восстановление прав участников долевого строительства, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков.
Принятый Правительством Архангельской области масштабный инвестиционный проект на указанных земельных участках общей площадью 7730 кв.м должен быть реализован в два этапа: первый этап – восстановление прав участников долевого строительства путем выплаты денежной компенсации, второй этап – строительство и ввод в эксплуатацию жилого комплекса площадью 20 600 квадратных метров на предоставляемых земельных участках.
Инвестиционная комиссия, учитывая факт того, что земельные участки уже состояли на кадастровом учете, посчитала целесообразным принять решение об утверждении инвестиционного проекта, предоставив земельные участки для строительства.
При обращении с заявлениями в Комиссию по землепользованию и застройке МО «Город Архангельск» о предоставлении отклонений от предельных параметров разрешенного строительства ООО СЗ «СоломбалаСтрой» предоставило пояснительную записку с обоснованием о необходимости получения отклонений, в которой были указано, что в ходе осуществления архитектурно-строительного проектирования, при попытке разместить на земельных участках с кадастровыми номерами <№> жилой комплекс в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, и параметрами, отраженными в инвестиционном проекте, была выявлена необходимость получения отклонений от предельных параметров разрешенного строительства, установленных градостроительными регламентами.
По каждому запрашиваемому отклонению было приведено правовое обоснование необходимости получения отклонений от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, которое было рассмотрено Комиссией как имеющее существенное значение для предоставления разрешения.
Таким образом, у ООО СЗ «СоломбалаСтрой» имелись правовые основания для обращения за получением разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на основании п. 1 ст. 40 ГрК РФ, так как жилой комплекс, размещаемый в соответствии с утвержденным Правительством Архангельской области масштабным инвестиционным проектом, возможно разместить на предоставленных земельных участках только со снижением его параметров (в том числе экономических) на 23 процента: 16 000 кв.м. площади вместо 20 600 кв.м, и только при условии предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров.
В соответствии с ч. 1 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
В соответствии с положениями ч. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории либо в случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, для подготовки проектной документации используется ряд документов, в том числе градостроительный план и разрешения на отклонения от предельных параметров связи с чем данные документы являются самостоятельными документами.
На территории муниципального образования «Город Архангельск» решением Архангельской городской Думой от 20 июня 2018 года № 688 утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности (далее - Положение).
В соответствии с п. 2.3 Положения общественные обсуждения по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства назначаются решением комиссии по землепользованию и застройке МО «Город Архангельск», при этом процедура проведения общественных обсуждений строго регламентирована и состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений (п. 2.5 Положения).
Срок проведения общественных обсуждений с момента оповещения жителей муниципального образования «Город Архангельск» о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений не может быть более одного месяца по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 5.1 Положения).
В соответствии с п. п. 2.7, 2.8 Положения оповещение о начале общественных обсуждений подлежит опубликованию в газете «Архангельск-город воинской славы» и на официальном сайте не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, а также на информационных стендах, оборудованных в Администрации.
В п. 2.9 Положения предусмотрено, что оповещение о начале общественных обсуждений должно содержать: информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях, перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях.
На основании п. 6.6 Положения, в период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта: посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений); в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний); в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний; посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
В дальнейшем к протоколу общественных протоколу общественных обсуждений прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений, и на основании протокола общественных обсуждений организатор общественных обсуждений осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений, которое подлежит опубликованию в газете «Архангельск-город воинской славы» и на официальном сайте.
Аналогичные положения о порядке проведения общественных обсуждений предусмотрены ст. 5.1 ГрК РФ.
Как видно из материалов дела, комиссией по землепользованию и застройке МО «Город Архангельск» в соответствии с заявлениями, протоколами заседания комиссии проведены общественные обсуждения по проектам решений Главы МО «Город Архангельск» о предоставлении отклонения от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках <№>, расположенных в Ломоносовском территориальном округе г.Архангельска по ул.Урицкого.
Оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано в газете «Архангельск-город воинской славы» № 56 (947) и на официальном информационном интернет-портале 24 июля 2020 года, а сами общественные обсуждения проводились с 03 августа 2020 года по 11 августа 2020 года.
Проекты решений Главы МО «Город Архангельск» о предоставлении отклонений от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках площадью <№>, расположенных в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по ул. Урицкого и информационные материалы по теме общественных обсуждений, включая схему планировочной организации, были представлены на официальном информационном интернет-портале МО «Город Архангельск» и на экспозиции по адресу: г.Архангельск, пл.Ленина, д. 5. По этому же адресу принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений.
По окончании проведенных общественных обсуждений относительно каждого поданного ООО СЗ «СоломбалаСтрой» заявления о предоставлении отклонений от предельных параметров было составлено четыре заключения о результатах общественных обсуждений от 13 августа 2020 года, в которых отражены все поступившие предложения и замечания, а также указаны рекомендации организатора общественных обсуждений по результатам изучения данных предложений и замечаний. Все рекомендации аргументированы.
На общественные обсуждения по вопросу предоставления отклонений относительно отступа зданий, строений, сооружений от границы земельного участка с кадастровым номером <№> со стороны ул. Романа Куликова до 1,4 метра замечаний или предложений ни от кого не поступило, приняло участие «0» человек, что отражено в заключении от 13 августа 2020 года. Организатором общественных обсуждений было принято решение рекомендовать предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
На общественные обсуждения по вопросу предоставления отклонений относительно уменьшения отступа зданий, строений, сооружений от границы земельного участка с кадастровым номером <№> со стороны пр. Ломоносова до 1,9 метра; уменьшения отступа зданий, строений, сооружений от границ земельного участка с кадастровым номером <№> с северо-западной стороны (вдоль ул. Романа Куликова) до 1,4 метра, поступили замечания (предложения) от 18 участников, включая Шмелеву Е.В. На все поступившие замечания (предложения) были даны аргументированные ответы, что отражено в заключении от 13 августа 2020 года. Организатором общественных обсуждений было принято решение рекомендовать предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
На общественные обсуждения по вопросу предоставления отклонений относительно увеличения максимального коэффициента плотности застройки до 2,08, поступили замечания (предложения) от 18 участников, включая Шмелеву Е.В. На все поступившие замечания (предложения) были даны аргументированные ответы, что отражено в заключении от 13 августа 2020 года. Организатором общественных обсуждений было принято решение рекомендовать предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
На общественные обсуждения по вопросу предоставления отклонений относительно размещения 13 машино-мест (от расчетного числа 36 машино-мест), в том числе мест для инвалидов, за пределами земельных участков (со стороны пр. Ломоносова), поступили замечания (предложения) от 19 участников, включая Шмелеву Е.В. На все поступившие замечания (предложения) были даны аргументированные ответы, что отражено в заключении от 13 августа 2020 года. Организатором общественных обсуждений было принято решение рекомендовать предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Оспариваемым распоряжением от 28 августа 2020 года № 2968р разрешено отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части размещения 13 машино-мест (от расчетного числа 36 машино-мест), в том числе мест для инвалидов за переделами земельных участков (со стороны пр. Ломоносова), по распоряжению от <Дата> <№>р – уменьшения отступа зданий, строений, сооружений от границы земельного участка с кадастровым номером <№> со стороны ул. Романа Куликова до 1,4 метра, по распоряжению от 28 августа 2020 года № 2970р – уменьшения отступа зданий, строений, сооружений от границ земельного участка с кадастровым номером <№> со стороны пр. Ломоносова до 1,9 метра; уменьшения отступа зданий, строений, сооружений от границ земельного участка с кадастровым номером <№> с северо-западной стороны (вдоль ул. Романа Куликова) до 1,4 метра; по распоряжению от 28 августа 2020 года № 2971р – увеличения максимального коэффициента плотности застройки до 2,08.
Разрешая доводы административного истца о неправомерности принятия распоряжения главы муниципального образования «Город Архангельск» от 28 августа 2020 года № 2968р о предоставлении отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в части размещения 13 машино-мест от расчетного числа 36 машино-мест, в том числе мест для инвалидов, за пределами земельных участков (со стороны пр. Ломоносова), суд приходит к следующему.
Количество машино-мест для жилого комплекса рассчитано на основании СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», являвшегося обязательным для применения до 01 августа 2020 года.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 - «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояние от парковок до стен многоквартирного дома должна составлять не менее 10 метров. С учетом ограниченности территории и близостью существующей застройки указанные требования не могли быть соблюдены при проектировании объекта строительства, в связи с чем ООО СЗ «СоломбалаСтрой» обратилось с заявлением о предоставлении отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в части размещения 13 машино-мест (от расчетного числа 36 машино-мест), в том числе мест для инвалидов, за пределами земельных участков (со стороны пр. Ломоносова).
Размещение машино-мест за пределами земельного участка, на котором планируется строительство объекта капитального строительства, в границах красных линий, допускается на основании следующих норм законодательства.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» парковка общего пользования может быть размещена на части автомобильной дороги и (или) территории, примыкающей к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющейся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, а также в здании, строении или сооружении либо части здания, строения, сооружения.
В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе стоянки (парковки) транспортных средств, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения.
Согласно п. 2 ст. 37 Местных нормативов градостроительного проектирования МО «Город Архангельск», утв. решением Архангельской городской Думы от 20 сентября 2017 года № 567, в пределах красных линий допускается размещение конструктивных элементов дорожно-транспортных сооружений (опор путепроводов, лестничных и пандусных сходов подземных пешеходных переходов, павильонов на остановочных пунктах городского общественного транспорта).
В исключительных случаях с учетом действующих особенностей участка (поперечных профилей и режимов градостроительной деятельности) в пределах красных линий допускается размещение, в том числе объектов транспортной инфраструктуры (временные парковки легкового транспорта, площадки отстоя и кольцевания общественного транспорта, разворотные площадки, площадки для размещения диспетчерских пунктов).
Таким образом, парковочные места для стоянки (парковки) являются объектами транспортной инфраструктуры и могут располагаться в придорожной зоне и в границах красных линий (в пределах полосы отводов) с соблюдением нормируемого расстояния от общеобразовательных школ и детских учреждений.
Проект планировки центральной части МО «Город Архангельск» в границах ул. Смольный Буян, наб. Северной Двины, ул. Логинова и пр. Обводный канал (утвержденный распоряжением мэра г. Архангельска от 20 декабря 2013 года №4193р, с изменениями от 19 мая 2016 года № 1302р, от 26 июня 2017 года №2027р и от 28 ноября 2017 года № 3625р) включает территорию в границах красных линий с обустройством парковочных машино-мест общего пользования.
Для обустройства машино-мест не требуется отчуждение или передача земельного участка по договору аренды для обустройства парковочных мест.
В соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года №1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный перечень входят элементы благоустройства территории (п. 4).
Согласно п. 1.5 Решения Архангельской городской Думы от 25 октября 2017 года № 581 «Об утверждении Правил благоустройства города Архангельска» к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе площадки автостоянок.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 1300 распоряжением Главы муниципального образования «Город Архангельск» от 07 июля 2020 года № 2225р ООО СЗ «СоломбалаСтрой» выдано разрешение на использование земельного участка площадью 326 кв.м в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по проспекту Ломоносова на части земельного участка с кадастровым номером <№> для размещения проезда, для размещения которого не требуется разрешение на строительство, сроком на 10 лет.
Размещение недостающих парковочных мест (13 машино-мест) за границей земельного участка, со стороны пр. Ломоносова, с учетом утвержденного проекта планировки территории, в допустимом радиусе пешей доступности, на земельном участке, предоставленном на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 1300, является допустимым и правомерным.
Для обустройства машино-мест не требуется получение отдельного разрешения на строительство.
Согласно п. 29 ст. 1 ГрК РФ машино-место – предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Таким образом, машино-места можно отнести к недвижимым объектам, только если они являются частью зданий или сооружений. В рассматриваемом случае открытая площадка для обустройства машино-мест не является частью ни здания, ни сооружения.
Генеральным планом, действовавшим на момент выдачи распоряжения Главы МО «Город Архангельск» от 06 декабря 2019 года № 4372 «Об утверждении проекта планировки территории муниципального образования «Город Архангельск» в границах проспекта Ломоносова, улицы Урицкого и набережной Северной Двины площадью 7,4589 га» не была предусмотрена реконструкция проезжей части путем расширения пр. Ломоносова до четырех полос.
Разрешая требования о неправомерности принятия распоряжений №2969р, № 2970р, суд приходит к следующему.
Административный истец указывает, что рассматриваемые отклонения выданы с нарушением правил п. 1.1 ст. 40 ГрК РФ и составляют более чем 10 процентов от параметров, установленных градостроительным регламентом.
Согласно Правилам землепользования и застройки минимальные отступы от границ земельных участков должны составлять не менее 3 метров. Оптимальная ширина здания с учетом габаритных размеров используемых строительных конструкций составляет 16 метров. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояние от парковок до стен многоквартирного дома должно составлять не менее 10 метров. Ввиду размещения площадок различного назначения в дворовой территории, а также соблюдения необходимых расстояний до парковочных мест, размещения необходимого для доступа к дворовой территории проезда, отступ от границы земельного участка со стороны ул. Р. Куликова составил 1.4 метра, со стороны пр. Ломоносова составляет 1,8 метра.
Увеличение отступов от границ земельного участка привело бы к необходимости сокращения размеров площадок общего пользования и уменьшению количества парковочных мест.
Относительно законности принятия распоряжения главы муниципального образования «Город Архангельск» от 28 августа 2020 года № 2971р о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в части увеличения максимального коэффициента плотности застройки до 2,08, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 33 Правил землепользования и застройки МО «Город Архангельск» коэффициент плотности застройки земельного участка определяется как отношение максимальной общей площади квартир, которые можно разместить на земельном участке, к площади земельного участка и составляет 2.0. (Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными объектами).
Согласно разработанной проектной документации площадь жилого комплекса уменьшена по сравнению с той, которая предполагалась согласно инвестиционному проекту и составила 16 054,22 кв.м (вместо 20 600 кв.м). Строительство жилого комплекса площадью 20,6 тысяч кв.м соответствует плотности застройки 2,66.
Запроектированный жилой комплекс площадью 16 054,22 кв.м соответствует коэффициенту плотности застройки для земельных участков 2,08. При этом, в соответствии с техническими регламентами, установленными СП 42.13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*), с учетом запроектированного жилого комплекса коэффициент плотности планировочной единицы - квартала составляет 0,9, что менее максимально допустимого параметра, установленного в размере 1,6.
Кроме того, довод административного истца о необходимости объединения посредством кадастровых работ всех участков, на которых планируется строительство, в единый участок, с целью получения отклонений не основан на нормах права.
Объект строительства расположен в границах четырех земельных участков, которые имеют разный правовой статус. Земельные участки с кадастровыми номерами <№> являются собственностью МО «Город Архангельск» и переданы в аренду ООО СЗ «СоломбалаСтрой» для строительства. Собственником земельного участка с кадастровым номером <№> является ООО СЗ «СоломбалаСтрой».
Объединение земельных участков, находящихся в частной собственности, и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, невозможно в силу п. 3 ст. 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации, так как законодательно не предусмотрено участие государства или муниципальных образований в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество с гражданами и организациями.
Таким образом, объединение земельных участков, находящихся в публичной и частной собственности, законом запрещено.
Кроме того, в действующем земельном и градостроительном законодательстве отсутствуют нормы, прямо запрещающие или ограничивающие строительство на двух и более земельных участках.
Указанные в распоряжениях земельные участки являются смежными.
В ст. 34 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск» установлены требования к минимальным отступам зданий, строений, сооружений от границ земельных участков, в том числе в пункте 3 установлено, что если объект капитального строительства расположен в границах двух и более смежных земельных участков, то минимальные отступы, указанные в пункте 2 данной статьи, определяются только от внешних границ всех смежных земельных участков, на которых расположен объект капитального строительства.
Целью установления минимальных отступов от границ земельных участков является необходимость соблюдения прав и законных интересов правообладателей смежных земельных участков, противопожарных расстояний и иных подобных требований в отношении объектов недвижимости, расположенных на смежных земельных участках. При строительстве одного площадного объекта либо комплекса объектов на двух и более смежных земельных участках в отношении этих участков требования о выдаче отклонения на каждый земельный участок неприменимы.
Проанализировав изложенное, в совокупности с приведенными нормами, вопреки доводам административного истца, суд приходит к выводу, что процедура принятия и утверждения оспариваемых распоряжений Главы МО «Город Архангельск», в том числе в части требований градостроительного законодательства о проведении общественных обсуждений по проекту, соблюдена.
Кроме этого, согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Пунктом 1 ст. 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен вести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Таким образом, административный истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должна указать, какие их права и каким образом нарушены ответчиком, а также избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
Земельный участок с кадастровым номером <№> (на котором расположен жилой дом по адресу ... ..., где проживает административный истец), не является смежным с земельными участками, правообладателем которых является ООО СЗ «СоломбалаСтрой». Таким образом, полученные отклонения от предельных параметров разрешенного строительства не затрагивают прав административного истца.
Таким образом, оспариваемые распоряжения приняты уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка, права и законные интересы административного истца не нарушает.
По изложенным основаниям в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ШмЕ. Е. В. к администрации муниципального образования «Город Архангельск», Главе муниципального образования «Город Архангельск» об оспаривании распоряжений от 28 августа 2020 года №2968р, № 2969р, № 2970р, № 2971р «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного объекта капитального строительства («Многоквартирный жилой комплекс, ограниченный ул. Р.Куликова, ул. Урицкого и пр. Ломоносова в г.Архангельске (1, 2 этап строительства)») на земельных участках, расположенных в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска» отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Москвина