2а-6961/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2019 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зинченко С.В.
при секретаре Максименко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Козьменко Владимира Ивановича к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным бездействии, обязании подготовить, утвердить и предоставить схему расположения земельного участка,
у с т а н о в и л :
Козьменко В.И. обратился в суд с административным иском о признании бездействия Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выразившееся в не подготовке, не утверждении и не предоставлении мне схемы расположения принадлежащего мне на праве собственности земельного участка на кадастровом плане территории Одинцовского муниципального района Московской области, не соответствующим подпункту 1 пункта 1 статьи 11.3, пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим мои права, предусмотренные статьей 35 Конституции Российской Федерации, статьей 260 Гражданского кодекса Российской Федерации; обязании Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области подготовить, утвердить и предоставить мне схему расположения принадлежащего мне на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории Одинцовского муниципального района Московской области.
Свои требования мотивирует тем, что согласно пункта 3 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Однако в зависимости от целей образования земельного участка схему расположения земельного участка вправе подготовить граждане или юридические лица (пункты 4-7 статьи 11.10 ЗК РФ).
В соответствии пунктом 8 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схем расположения земельных участков должна обеспечиваться гражданами только в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, городничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку в случае с принадлежащим ФИО1 земельным участком речь идет не о перераспределении земельных участков, находящихся в собственности граждан, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельным законодательством ФИО1 предоставлено лишь право, а не возложена обязанность, подготовки схемы расположения земельного участка. Данное право было по рекомендации администрации реализовано в 2012 году.
Приказом директора совхоза Матвеевский «Об отводе приусадебного земельного участка» от 01.07.1991 № ФИО3 был отведен земельный участок площадью 0,15 Га, из угодий, примыкающих к приусадебным земельным участкам граждан АДРЕС
Постановлением Главы администрации Мамоновского сельского совета Одинцовского района Московской области от 05.10.1992 № 148 земельный участок размером 0,15 га № в АДРЕС был передан в собственность ФИО3
11.11.1993 ФИО3 выдано Свидетельство о праве собственности на землю №. ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 умерла. Наследниками данного земельного участка являются "родственные отношения" Козменко В.И. и "родственные отношения" ФИО1 по 1/2 доли каждый.
При оформлении наследства земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, было зарегистрировано право собственности Козменко В.И. и ФИО1 на данный участок, однако границы земельного участка на местности определены не были.
За земельный участок Козменко В.И. и ФИО1 регулярно уплачивались налоги на имущество.
При попытке провести межевание земельного участка обнаружилось, что участок, которым пользовалась ФИО3 до смерти, занят: обнесен забором и на нем построен многоквартирный жилой дом.
Земельный участок, принадлежащий на праве собственности, площадью 1500 кв.м, в настоящее время стоит на кадастровом учете за номером 50:20:0020404:1936, но в связи с отсутствием закрепленных границ его фактическое местонахождение не определено.
В судебном заседании административный истец и его представитель полностью поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика Администрации Одинцовского городского округа по доверенности Хомякова К.К. просила в иске отказать.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что приказом директора совхоза «Матвеевский» «Об отводе приусадебного земельного участка» от 01.07.1991 № ФИО3 был отведен земельный участок площадью 0,15 Га, из угодий, примыкающих к приусадебным земельным участкам граждан АДРЕС (л.д. 10)
Постановлением Главы администрации Мамоновского сельского совета Одинцовского района Московской области от 05.10.1992 № 148 земельный участок размером 0,15 га № в АДРЕС был передан в собственность ФИО3 (л.д. 11)
11.11.1993 ФИО3 выдано Свидетельство о праве собственности на землю №. (л.д. 12)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла. (л.д. 13) Наследниками данного земельного участка являются "родственные отношения" Козменко В.И. и "родственные отношения" ФИО1 по 1/2 доли каждый. (л.д. 14)
С учетом этого 18.02.2019 истец обратился в Администрацию городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области о выдаче схемы расположения на местности земельного участка с кадастровым номером №
28.02.2019 Козьменко В.И. получен ответ Администрации городского поселения Одинцово за №, в котором имеется ссылка на ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» на основании которой, распоряжение земельными участками на территории городского поселения Одинцово не входит в полномочия администрации городского поселения Одинцово, и что обращение направлено для рассмотрения в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области.
В связи с тем, что ответ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в нарушение положений ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» по существу обращения не поступил, 16.04.2019 истец обратился с заявлением в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области о подготовке и выдаче схемы расположения на местности принадлежащего Козьменко В.И. земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с пунктом 3 статьи 11.10 ЗК РФ.
20.05.2019 Администрацией Одинцовского муниципального Московской области района от 07.05.2019 № дан ответ, указав на общий порядок уточнения границ участка.
Как усматривается из административного иска, Козьменко В.И. полагает, что схему расположения земельного участка должна быть подготовлена и выдана органом местного самоуправления, между тем административным истцом не учтено, что земельный участок в настоящее время стоит на кадастровым учете № и имеет статус «ранее учтенный», находится в собственности у Козьменко В.И. и ФИО1, право собственность которых было получено в порядке наследования. Между тем, как установлено решениями суда наследодателем межевания земельного участка никогда не проводилось.
Как усматривается из пояснения, административного истца, после смерти наследодателя, он с отцом занялся оформлением наследства, и только после вступления и получения права собственности на земельный участок, приехав на местность им было установлено, что земельный участок, который ранее использовался ФИО3 был занят под строительство многоквартирного дома.
Решением суда от 02.09.2015 г. вступившим в законную силу, установлено, что считая себя собственником спорного земельного участка с 1991 года ни истцы, ни ФИО3, как правопредшественник истцов, не приняли меры по установлению границ земельного участка, а так же с 2007 г. не установили границы земельного участка ни фактические, ни документальные в соответствии с Федеральным закон «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.7.2007 г., не совершив юридически значимых действий в отношении земельного участка. Отсутствие фактических границ земельного участка истцов, а также тот факт, что ни истцы, ни их правопредшественник никогда не появлялись и не пользовались земельным участком по адресу: АДРЕС
В удовлетворении требований ФИО1, Козьменко Владимира Ивановича к ФИО2 об исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка площадью 1500 кв.м, кадастровый № для индивидуального жилищного строительства, из земель населенных пунктов по адресу: АДРЕС и установить границы земельного участка площадью 1500 кв.м. № для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства по адресу: АДРЕС – отказано. (л.д. 54-60)
Согласно ч.1 ст. 68 ЗК РФ землеустройство включает в себя мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности.
Согласно с. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с п.3, ст. 1, ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке подтверждают факт его существования с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Упомянутая норма Закона корреспондирует положения п. 3 ст. 12 закона о регистрации, согласно которым идентификация земельного участка в ЕГРП осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается органами кадастрового учета.
Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 3).
Статьей 39.2 Земельного кодекса РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Таким образом, законом предусмотрено разделение компетенции по подготовке схемы расположения земельного участка между исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, с одной стороны, и органами, осуществляющими кадастровый учет, с другой стороны. Кроме того, установлены случаи, когда составление схемы расположения земельного участка является обязанностью самого гражданина.
По общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка относится к компетенции исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Перечень исключений из общего правила и случаи, при которых обязанность по составлению схемы расположения земельного участка может быть возложена на орган, ответственный за кадастровый учет недвижимости, или гражданина перечислены в ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Специальными нормами права - пунктами 8, 10, 11, 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ - определено, что в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (п. 8).
На основании вышеизложенного суд полагает, что оснований для признания бездействия административного ответчика и обязании подготовить, утвердить и предоставить схему расположения земельного участка находящегося на праве собственности у ФИО1 и Козьменко В.И., поскольку согласно приведенных выше норм, данная обязанность лежит на самом собственнике земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.286,290,298 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Козьменко Владимира Ивановича к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным бездействии, обязании подготовить, утвердить и предоставить схему расположения земельного участка – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2019 года