Гр.дело №2-2095/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года гор.Улан-Удэ
Советский районный суд гор.Улан-Удэ в составе судьи Танганова Б.И., при секретаре Жамсарановой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Ахметчиной Марины Михайловны к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», Министерству обороны Российской Федерации о признании действий незаконными, взыскании задолженности по заработной плате,
установил:
Заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона обратился в суд в интересах Ахметчиной М.М. с вышеназванным исковым заявлением, согласно которому, с учетом уточнения требований, просит признать действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением премии, выплачиваемой Ахметчиной М.М. на основании приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года №1010 в состав минимального размера оплаты труда, незаконными, с возложением обязанности начисления указанной премии без ее учета в составе минимального размера оплаты труда, взыскать с ответчика в пользу Ахметчиной М.М. недоплаченную заработную плату за период: февраль, март, июнь, июль август 2021г. в размере 10 312,50 руб. В обоснование заявленных требований указано, что Ахметчина М.М. работает в в/ч 44286 в должности сторожа. При этом, ей не выплачивается заработная плата в размере минимального размера оплаты труда, так как в заработную плату включена премия, определенная приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010 от 26 июля 2010 г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации» (далее - приказ МО РФ № 1010). Между тем, премия, выплачиваемая на основании приказа МО РФ № 1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала в/ч , поскольку является дополнительным материальным стимулированием, соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, в качестве третьего лица – командир войсковой части 44 286.
В судебном заседании представитель военной прокуратуры Семашка А.П., действующий на основании доверенности, доводы изложенные в исковом заявлении и исковые требования с учетом их уточнений поддержал. Считал пропущенный срок для обращения истца в суд с настоящим иском подлежащим восстановлению. Просил иск удовлетворить.
В судебное заседание истец Ахметчина М.М. не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» по доверенности Шиндяева Н.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях. Также просила применить последствия пропуска срока исковой давности и отказать истцу в удовлетворении требований.
Представитель Командира войсковой части ... г. Улан-Удэ по доверенности Иванова А.Ю. в судебном заседании считала требования истца с учетом их уточнения подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание представитель Министерства обороны РФ не явился, в возражениях на исковое заявление просил отказать в удовлетворении требований, рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Полномочия работодателя в отношении работников воинских частей осуществляют командиры (начальники) воинских частей на основании приказа Министра обороны РФ от 29.12.2012 года №3910.
Судом установлено, что 22.01.2015г. между командиром в/ч и Ахметчиной М.М. заключен трудовой договор №342, согласно которому Ахметчина М.М. принята на должность сторожа сторожевой охраны в воинской части № .
Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрены ст.349 ТК РФ, согласно которой на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 года №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», с 1 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее соответственно - работники, гражданский персонал).
Пунктом 3 данного постановления установлено, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.
Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации поручено внести в месячный срок в установленном порядке предложения по приведению нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к сфере их ведения, в соответствие с настоящим Постановлением (п.12).
В соответствии с разделом 4 трудового договора, заключенного Ахметчиной М.М., ей установлена заработная плата, которая состоит из должностного оклада, процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, районного коэффициента, надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, ежемесячной премии, годовой премии и иных выплат компенсационного характера.
С учетом произведенных расчетов, за февраль 2021 года Ахметчина М.М. получила заработную плату в размере 21 679,30 руб., за март 2021 года – 21 853,77 руб., за июнь – 21 928,47 руб., за июль – 21 550,46 руб., за август 2021г. – 21 810,45 руб.
Как следует из части 1 статьи 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничиваются, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Запрещается, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменений условий оплаты труда.
В силу частей 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответчики с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как установлено судом, должностной оклад Ахметчиной М.М. составляет 6 809 руб.
К размеру оклада Ахметчиной М.М. начислена ежемесячная премия в размере 1 702,25 руб. (25%), процентная надбавка за выслугу лет в МО в размере 1 361,80 руб. (15%), произведена доплата до МРОТ 856,45 руб.
В соответствии со ст.313 Трудового кодекса государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьями 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
В силу п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 18.02.1993г. №4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но неотнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Выплата 30-процентной надбавки к заработной плате в районах Республики Бурятия не приравненных к районам Крайнего Севера введена Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986г. №53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области».
Согласно абзацу второму главы VII приложения № 1 к приложению № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» Республика Бурятия отнесена к районам, где к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций применяется коэффициент 1,30 (районный коэффициент).
На основании трудового договора Ахметчиной М.М. производилась оплата ночных часов, праздничных дней, районный коэффициент, процентная надбавка за стаж в отдаленной местности.
Согласно части 3 статьи 133 ТК РФ ежемесячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 января в 2021 г. составлял 12 792 руб. в месяц.
Выплата минимальной заработной платы осуществляется с применением к ней районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При исчислении размера заработной платы с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 7 декабря 2017 г. № 38-П, не предполагается включение в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С момента провозглашения вышеуказанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации статья 129 и часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации действуют в том конституционно-правовом смысле, который выявлен Конституционным Судом Российской Федерации.
Следовательно, в силу конституционно-правового смысла нормативных положений, выявленного в указанном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка являются компенсационными выплатами, обусловленными работой в неблагоприятных климатических условиях, и не включаются в состав минимального размера оплаты труда.
Размер тарифной ставки может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Из смысла вышеназванных норм следует, что не менее минимального размера оплаты труда должна быть месячная заработная плата (а не оклад или тарифная ставка) работника, отработавшего месячную норму рабочего времени и выполнившего нормы труда.
Таким образом, заработная плата работника Ахметчиной М.М., полностью отработавшей норму рабочего времени и выполнившей нормы труда (трудовые обязанности), без учета процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, районного коэффициента, надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных и иных выплат компенсационного характера, должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, то есть с 01.01.2021 года - 12 791 руб.
Между тем, судом установлено, что в период с февраля 2021 года по авугуст 2021 года заработная плата Ахметчиной М.М., полностью отработавшей норму рабочего времени и выполнившей нормы труда (трудовые обязанности), выплачивалась ниже минимального размера оплаты труда.
При этом из представленных расчетов ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» следует, что при расчете минимального размера оплаты труда Ахметчиной М.М. ими учитывалась премия в соответствии с приказом МО РФ № 1010.
Так, согласно приказов командира в/ч ... от 10.03.2021 года, от 08.04.2021 года, от 11.05.2021г., от 08.06.2021г. и проч. Ахметчиной М.М. была выплачена премия за февраль-август 2021 года в размере 3 300 руб. ежемесячно, что подтверждается расчетными листками.
Из анализа вышеуказанных норм, сравнивая заработную плату с минимальным размером оплаты труда, можно учитывать премию как составляющую часть заработной платы при условии, что она является стимулирующей выплатой, установленной системой оплаты труда работодателя.
Пунктом 10 Указа Президента РФ от 16.08.2004 года №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» в полномочия министра обороны входит право издания приказов.
Министром обороны Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 года №583 был издан приказ от 18.09.2019 года №545, которым утверждены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с п.п.21-23 Приложения №2 Приказа №545, гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения);
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26 - 37 настоящего приложения);
- премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения).
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны РФ издан приказ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил РФ», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
Пункт 2 приказа Министра обороны РФ № 1010 предусматривает выплату дополнительного стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в переделах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Исходя из указанных положений, можно прийти к выводу, что премия, выплачиваемая на основании приказа Министра обороны РФ № 1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала в/ч 44286, поскольку является дополнительным материальным стимулированием, соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда.
Такой вывод соответствует пункту 3 Порядка, предусматривающему, что такое материальное стимулирование возможно только по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
Утвержденный приказом Министра обороны РФ № 1010 порядок не изменяет действующую систему оплаты труда, а определяет использование экономии средств, предусмотренных в федеральном бюджете на оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в виде дополнительного материального стимулирования, не предусмотренного системой оплаты труда.
При таких обстоятельствах взаимосвязанные положения статей 129, 133 ТК РФ и приказа Министра обороны РФ № 1010 не предполагают включение в состав заработной платы работника материального стимулирования, предусмотренного Порядком.
Таким образом, заработная плата Ахметчиной М.М. без учета оплаты ночных часов, праздничных дней, районного коэффициента, процентной надбавки за стаж в отдаленной местности, премии на основании Приказа Министра обороны №1010 в рассматриваемый период составляла суммы ниже прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации.
Согласно договора на обслуживание №81 от 20.12.2017 года, заключенного ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» с войсковой частью 44286, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» обязалось осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части 44286.
В соответствии с п.1.2. договора финансово-экономическое обеспечение включает в себя осуществление операций с денежными средствами, а также ведение учета и составление отчетности, в том числе по направлению деятельности: денежное довольствие, заработная плата и другие установленные законодательством виды выплат личному составу, начисление и своевременное обеспечение личного состава заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленным в Министерстве обороны РФ.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание вышеназванные правовые нормы, суд приходит к выводу, что действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» по начислению заработной платы Ахметчиной М.М. за период: февраль, март, июнь, июль август 2021 года ниже минимального размера оплаты труда являются незаконными.
Следовательно, на указанное учреждение надлежит возложить обязанность начислить Ахметчиной М.М. за спорный период заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, то есть без учета стимулирующих выплат, а именно премий в составе минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях в составе минимального размера оплаты труда.
При этом требование прокурора о возложении на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» обязанности начислять заработную плату Ахметчиной М.М. без учета премий, не может быть удовлетворено, так как сведений и доказательств нарушения прав работника в иные периоды не представлено. Суд учитывает и то обстоятельство, что в настоящем трудовой договор между командованием части и Ахметчиной М.М. расторгнут.
В связи с чем, требование истца о признании незаконными действий ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» связанного с включением премии при начислении заработной платы Ахметчиной М.М. в состав минимального размера оплаты труда, подлежит удовлетворению частично.
В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с абз.2 и 3 ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Так как за финансовое обеспечение Вооруженных Сил РФ, утверждение фондов заработной платы гражданского персонала и своевременное доведение их до воинских частей и организаций отвечает Министерство обороны РФ, что следует из Приказа Министра обороны РФ от 18.09.2019 года №545, то задолженность по заработной плате Ахметчиной М.М. подлежит взысканию за счет фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Проверяя расчет задолженности, суд соглашается с представленными сторонами расчетами по задолженности за спорный период в общей сумме 10 312,50 руб., т.е. по 2 062,50 руб. ежемесячно. Представленные расчеты судом проверены, суд находит их математически верными и принимает за основу.
При этом суд учитывает довод стороны ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно положениям статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Между тем прокурором заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Разрешая данное ходатайство по существу, суд исходит из следующего.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 мая 2018 г. N 15 разъяснил следующее: "Судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 ТК РФ, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть четвертая статьи 392 ТК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.
Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
Обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (часть 4 статьи 198 ГПК РФ)".
Как следует из представленных в дело материалов, Ахметчина М.М. в январе 2022 года обратилась с заявлением в прокуратуру, в своем обращении она просила провести проверку касаемо нарушения ее трудовых прав в части невыплаты заработной платы в полном объеме, а также просила принять меры к восстановлению ее прав. В данном случае прокурор с указанным иском обратился в суд, после проведенной по обращению истца проверки, получения от ответчика всех необходимых материалов и при установлении факта недоначисления заработной платы работнику.
С учетом вышеприведенных разъяснений Верховного суда РФ, суд приходит к выводу о том, что в данном случае срок для обращения Ахметчиной М.М. с иском в суд пропущен по уважительным, независящим от нее причинам, и потому подлежит восстановлению.
Учитывая, что в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины, то правовых оснований согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ для взыскания государственной пошлины у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Ахметчиной Марины Михайловны удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» связанные с включением премии, выплачиваемой Ахметчиной Марины Михайловны на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010г. №1010 в состав минимального размера оплаты труда.
Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» за счет фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в пользу Ахметчиной Марины Михайловны задолженность по заработной плате за период с февраль, март, июнь, июль август 2021 года в размере 10 312,50 руб. с учетом налога на доходы физических лиц.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.
Решение изготовлено 28.10.2022 года
Судья Б.И. Танганов