Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
16 мая 2016 года г. Челябинск
Судья Металлургического районного суда г. Челябинска Круглова Е.В.,
с участием представителя юридического лица – Кузнецовой И.А.,
специалиста-эксперта отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Легошиной С.Б.,
специалиста-эксперта отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Кондрашихиной Д.С.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Муниципального унитарного предприятия «Городской экологический центр», зарегистрированного в ЕГРЮЛ за номером 1027402903956 20 ноября 2002 года, ОГРН 1027402903956, ИНН 7451044772, КПП 745101001, юридический адрес: г. Челябинск ул. Переселенческий Пункт, 26, фактический адрес: г. Челябинск территория в Металлургическом районе в границах улиц Хлебозаводская, Автоматики, Героев Танкограда, Северный Луч, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
29 апреля 2016 года в 13.00 часов по адресу: г. Челябинск ул. Переселенческий пункт, 26 было обнаружено, что юридическое лицо МУП «Городской экологический центр» нарушило законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» п.п. 2.1, 3.1, 3.12, 4.1, 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а именно:
На момент проверки 29 апреля 2016 года для свалки твердых бытовых отходов – источника воздействия на среду обитания и здоровье человека I класса опасности (ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1 000 метров), расположенной на территории Металлургического района г. Челябинска в границах улиц: Хлебозаводская, Автоматики, Героев Танкограда, Северный Луч, не разработан проект обоснования расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны и оценка риска для здоровья населения и не согласованы в установленном порядке. Ближайшая жилая застройка распложена с северо-запада на расстоянии 730 метров от территории свалки, на территории ориентировочной санитарно-защитной зоны 1 000 метров.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов (предприятий, производств, сооружений и иных объектов) I-III класса опасности является обязательной.
Вышеперечисленные нарушения Законодательства РФ представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся под влиянием деятельности объекта.
В судебном заседании представитель МУП «Городской экологический центр» Кузнецова И.А. вину в совершении административного правонарушения признала частично, пояснила, что предприятие имеет лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности от 27 февраля 2014 года, в соответствии с которой имеет право оказывать услуги по размещению на территории городской свалки отходов, относящихся к III и IV классу опасности. Следовательно МУП «ГорЭкоЦентр» относится ко 2 классу, для которого установлен размер санитарно-защитной зоны в 500 метров. Ближайшая жилая застройка расположена с северо-запада на расстоянии 730 метров от территории свалки, в связи с чем нарушений не имеется. Вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека, устанавливаются специальные территории с особым режимом использования – санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. \предприятие ведет постоянный экологический мониторинг атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны влияния городской свалки в пяти точках по 30 веществам в соответствии с ежегодной программой организации и проведения экологического мониторинга состояния окружающей среды. Ежеквартально и по итогам каждого года составляются отчеты экологическому мониторингу городской свалки. Превышения предельно-допустимых концентраций за 2015 год по всем измерениям веществ не зафиксировано. Действительно проект не разработан, однако данное нарушение будет устранено в сроки, указанные в предписании. Таким образом, не доказано что в настоящее время существует угроза для жизни и здоровья населения. Считает, что назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности повлечет серьезные последствия, поскольку является единственным объектом по вывозу твердых бытовых отходов в г. Челябинске.
Специалист-эксперт отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Легошина С.Б. и специалист-эксперт отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Кондрашихина Д.С. в судебном заседании указали, что в июне 2013 года было выявлено несоответствие в деятельности МУП «Городской экологический центр», который обязался в 1-3 квартале 2014 года произвести разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Указанные мероприятия не выполнены. Предприятие обязано произвести оценку риска для здоровья населения, на основании которого разработать проект санитарно-защитной зоны для свалки. Деятельность предприятия негативно сказывается на жителях г. Челябинска, а предприятие длительное время не предпринимает никаких мер по устранению нарушений экологического законодательства. Просили применить в отношении МУП «Городской экологический центр» административное наказание в виде административного приостановления деятельности свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории Металлургического района г. Челябинска в границах улиц: Хлебозаводская, Автоматики, Героев Танкограда, Северный Луч.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд считает, что факт нарушения Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и вина МУП «ГорЭкоЦентр» в совершении административного правонарушения бесспорно установлены в судебном заседании, что подтверждается:
- свидетельством о государственной регистрации юридического лица МУП «ГорЭкоЦентр»;
- свидетельством о постановке в налоговом органе юридического лица МУП «ГорЭкоЦентр»;
- Уставом МУП «ГорЭкоЦентр» с изменениями, в соответствии с которым основными видами деятельности предприятия являются в том числе: удаление и обработка твердых отходов, работы по мониторингу состояния окружающей природной среды;
- предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил № 05/45-1110 от 29 апреля 2016 года;
- актом проверки № 05/3 от 29 апреля 2016 года;
- распоряжением № 05/4-152 от 22 марта 2016 года о проведении плановой выездной проверки.
Указанные доказательства являются допустимыми, относятся к настоящему делу и в своей совокупности достаточны для вывода о наличии в действиях МУП «ГорЭкоЦентр» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, то есть нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, осуществлять производственный контроль, в том числе, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ.
В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В соответствии с требованиями ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (СП 1.1.2193-07, изменения и дополнения № 1 к СП 1.1.1058-01) определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований, в том числе, они определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также устанавливают, что включает в себя производственный контроль (п. 2.4, 4.1), предусматривают необходимость разработки программ (планов) производственного контроля и обязанность юридических лиц предоставлять информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 2.8).
Статья 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В силу пунктов 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта; обязаны разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам, обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов, обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта, обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.
29 апреля 2016 года в ходе проверки установлено, что по требованию о предоставлении документов МУП «ГорЭкоЦентр», которое относится к 3 классу опасности, не представлен проект санитарно-защитной зоны.
Указанное обстоятельство подтверждается не только пояснениями лиц, участвующих в деле, но также и материалами дела.
Таким образом, виновность МУП «ГорЭкоЦентр» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ нашла свое подтверждение в судебном заседании.
При назначении наказания МУП «ГорЭкоЦентр» суд учитывает общественную опасность совершенного правонарушения, данные о юридическом лице, которое ранее не привлекалось к административной ответственности, принятие мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, а также тот факт, что предприятие является единственным юридическим лицом по вывозу твердых бытовых отходов в г. Челябинске, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9-29.11 КоАП РФ
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 1027402903956 20 ░░░░░░ 2002 ░░░░, ░░░░ 1027402903956, ░░░ 7451044772, ░░░ 745101001, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░. ░░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, 26, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6.3 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░). ░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░ 047501001, ░/░ № 40101810400000010801, ░░░ 14111628000016000140, ░░░░░ 75701000, ░░░ 7451216069, ░░░ 745101001, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 08, ░░░░░░░░░░░░░ (░░░) 14102740008800013991, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░. 20.25 ░░░░ ░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░