№ 2-141/2024
67RS0021-01-2023-001360-3684
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июля 2024 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Родионова В.А.,
судей Мельничук Е.В., Горчаковой О.М.,
при помощнике судьи Будяковой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> к Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области о признании права собственности на жилой дом с апелляционной жалобой <данные изъяты> на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 13 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Мельничук Е.В., судебная коллегия
установила:
<данные изъяты>С. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании права собственности на жилой дом, общей площадью 63,5 кв.м, в том числе общей площадью помещений - 62,3 кв.м, находящийся в стадии завершенного строительства, построенный на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>
В обоснование иска указано, что истец на основании договора аренды № от 31.03.2014 использует земельный участок с кадастровым номером № площадью 1250 кв.м, с установленным видом разрешенного использования - «для сельскохозяйственного использования», расположенный по адресу: <адрес> Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства. Срок аренды участка: с 15.03.2014 по 15.03.2063. На данном земельном участке истцом построен одноэтажный жилой дом площадью 63,5 кв.м, (год постройки – 2022). Согласно заключению ООО «Параллель» упомянутый индивидуальный жилой дом прочно связан с землей, соответствует статусу: «Объект капитального строительства, объект недвижимости»; объемно-планировочным нормативным требованиям, предъявляемых нормами Свода правил СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные». Дом построен при соблюдении технических регламентов, конструктивных и других характеристик надежности и безопасности несущих конструкций; пригоден для проживания, угрозу жизни и здоровью граждан не представляет. Полагая, что в соответствии с под. 1 п.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется для строительства реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, - истец за получением разрешения на строительство не обращалась, но при этом открыто и непрерывно строила жилой дом.
Истцом 15.04.2022 подано обращение вх. № в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области по вопросу внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденные решением Совета депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 27.03.2013 № 29, в отношении земельного участка с кадастровым номером №
05.05.2022 получен ответ № о том, что согласно действующей редакции генерального плана и правил землепользования и застройки Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Ж1 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в связи с чем внесение изменений в генеральный план и упомянутые правила землепользования и застройки Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области не требуется.
Администрацией МО «Смоленский район» на заявление истца от 18.01.2023 исх. № отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 1250 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с «для сельскохозяйственного использования» на «ведения личного подсобного хозяйства», поскольку он предоставлен истцу на основании договора аренды с видом разрешенного использования: «для сельскохозяйственного использования» на основании постановления Администрации от 19.03.2014 №, и изменение вида разрешенного использования земельного участка повлечет изменение кадастровой стоимости земельного участка, а также ставки расчета арендной платы, в связи с чем изменится арендная плата за земельный участок.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не зхаявляющего самостоятельных требований, привлечена - Администрация Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Истец <данные изъяты>С., не явившаяся в судебное заседание, обеспечила явку представителя <данные изъяты>.М., который требования доверителя поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что договор аренды не содержит сведений о запрете строительства.
Представитель ответчика – Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области – <данные изъяты>П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что предоставленный истцу в аренду земельный участок, как и его вид разрешенного использования не предусматривает строительство на нем жилого дома.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не заявлял.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 13 марта 2024 г. в удовлетворении исковых требований <данные изъяты>С. к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании права собственности на жилой дом отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца <данные изъяты>.С. – <данные изъяты>М. просит отменить состоявшееся решение по делу, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что Левченкова Н.С. вправе была возвести жилой дом на арендуемом земельном участке, так как договор аренды не содержит запрета на возведение построек. После заключения договора аренды арендованный земельный участок был переведен в территориальную зону Ж1 (зона малоэтажной жилой застройки): внесение изменений в градостроительный регламент в части изменения территориальной зоны конкретного земельного участка, на котором находится жилой дом, подразумевает принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, в соответствии с под. 1 п.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется для строительства реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства. Жилой дом, построенный <данные изъяты>С., отвечает всем необходимым требованиям безопасности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) извещены надлежащим образом по имеющимся в материалах дела адресам посредством направления почтового уведомления и размещения информации на официальном сайте Смоленского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167, 327 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области» от 19.03.2014 № № <данные изъяты>С. на основании ее заявления в аренду на 49 лет, с 15.03.2014 по 15.03.2063, предоставлен земельный участок площадью 1250 кв.м с кадастровым номером №, относящийся к категории земель населенных пунктов, расположенный: <адрес> для сельскохозяйственного использования (л.д.149 оборот).
На основании постановления Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области» от 19.03.2014 № №, между Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области (арендодатель) и <данные изъяты>С. (арендатор) заключен договор аренды № 3615 от 31.03.2014, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель категории населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, для использования в целях: для сельскохозяйственного использования, границы земельного участка установлены, площадь земельного участка – 1250 кв.м, на участке строений не имеется (в договоре стоит прочерк); срок аренды земельного участка установлен с 15.032014 по 15.03.2063 (п.п.1.1-2.1договора). Разделом 3 договора аренды определен размер и условия внесения арендной платы, Разделом 4 договора определены права и обязанности сторон, в том числе определены обязанности арендатора: выполнить в полном объеме все условия договора; использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (п.4.4) (л.д.145-146).
Указанный земельный участок на основании акта приема-передачи, являющегося приложением к договору аренды № от 31.03.2014, передан <данные изъяты>. для сельскохозяйственного использования (л.д.147).
На упомянутом земельном участке, предоставленном по договору аренды, истцом возведен жилой дом. Согласно представленному техническому плану от 25.11.2022, жилой дом – деревянный, одноэтажный, имеет площадь 63,5 кв.м, год завершения строительства – 2022, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> (л.д.19-25,46-52).
В обоснование требований истцом предоставлено заключение, выполненное ООО «Параллель» о соответствии осуществленного строительства строительным и иным нормам и правилам (л.д.27-72).
Участниками процесса, в ходе рассмотрения дела, указанное заключение в части выводов о соответствии выполненного строительства строительно-техническим нормам и правилам не оспаривалось, ответчик выражал несогласие с выводом специалиста в части соответствия выполненного строительства жилого дома градостроительным нормам и правилам.
Проанализировав документы дела, установленные судом обстоятельства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36), что предполагает определение федеральным законодателем необходимых условий и порядка реализации прав на землю.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16.10.2020 N 42-П (далее - постановление N 42-П) указал, что регулирование отношений по использованию земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, тесно связано с решениями, принимаемыми органами публичной власти в градостроительной сфере.
С этой целью в статье 2 Градостроительного кодекса закреплены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, включая обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1), осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4). В то же время законодатель, обеспечивая гармоничное сочетание принципов земельного и градостроительного законодательства, раскрывает в Градостроительном кодексе (пункты 7 и 9 статьи 1) и Земельном кодексе (статья 85) понятие территориальной зоны, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлен градостроительный регламент, закрепляющий, помимо прочего, в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. Такие регламенты, как предусмотрено Земельным кодексом (пункты 2 и 3 статьи 85), создают основу правового режима земельных участков и обязательны для исполнения всеми их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами (постановление N 42-П).
В силу части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке, в частности, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса.
Исходя из приведенных положений Градостроительного кодекса основанием для предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства является воля уполномоченного органа, выраженная в решении, принятого с учетом мнения участников публичных (общественных) слушаний.
Вопросы, касающиеся строительства и эксплуатации зданий и сооружений, регулируются как градостроительным законодательством, так и нормами, в том числе земельного законодательства.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Вместе с тем названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
В силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В отличие от собственника арендатор при использовании земельного участка ограничен не только актами, определяющими правовой режим этого участка, но и, являясь стороной договора аренды, должен выполнять его условия, в том числе в части целевого использования участка. Кроме того, внесение изменений в условия договора аренды о виде разрешенного использования земельного участка не должно привести к нарушению норм земельного законодательства о предоставлении публичных участков в целях строительства. Соответствующие позиции отражены в пунктах 2, 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.
Спорный земельный участок площадью 1250 кв.м с кадастровым номером № относящийся к категории земель населенных пунктов, расположенный: <адрес>, для сельскохозяйственного использования постановлением Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области» от 19.03.2014 № № предоставлен <данные изъяты>.С. на основании ее заявления в аренду на 49 лет, с 15.03.2014 по 15.03.2063 (л.д.149 оборот).
Как установлено судом первой инстанции, земельный участок, на котором истцом осуществлено строительство жилого дома, находится во владении истца на праве аренды, отнесен к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, на момент предоставления находился в территориальной зоне –СХ4, с учетом внесенных изменений в ПЗЗ Стабенского сельского поселения, на момент предъявления иска расположен в территориальной зоне Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № площадью 1250 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использования: для сельскохозяйственного использования, расположен по адресу: <адрес> границы земельного участка установлены, в качестве обременения в 21.04.2014 ЕГРН внесена запись о договоре арены сроком действия с 21.04.2014 по 15.03.206 в пользу <данные изъяты>.С. (л.д.114-121).
Из представленной выкопировки из генерального плана и ПЗЗ Стабенского сельского поселения, утвержденного 27.03.2013 № 29, земельный участок с кадастровыми номерами № на момент заключения договора аренды, расположен в территориальной зоне – Сх4 – зона использования территорий личных подсобных хозяйств, основные виды разрешенного использования земельных участков строительство жилой застройки (индивидуальных жилых домов) не предусматривал (л.д.103-108).
02.07.2015 комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области составлен акт по результатам проведения внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровыми номерами № которым констатировано использование <данные изъяты>.С. земельного участка, предоставленного по договору аренды, не в соответствии с установленным видом его разрешенного использования «для сельскохозяйственного назначения», в нарушение п.4 п.п.4.4.2 договора аренды, ст.42 ЗК РФ, ст.284 ГК РФ и ПЗЗ Стабенского сельского поселения ст.46, согласно которой возведение каких-либо объектов капитального (некапитального) строительства на территории зоны СХ4 запрещено; земельный участок, расположенный в данной территориальной зоне должен использоваться гражданами исключительно в сельскохозяйственных целях. Указанная проверка осуществлялась в присутствии <данные изъяты>.В. (л.д.14-15).
Заявляя требования, истец указывает, что с учетом внесенных изменений в ПЗЗ Стабенского сельского поселения земельный участок предоставленный ей в аренду в настоящий момент расположен в территориальной зоне – Ж1, однако Администрация МО «Смоленский район» отказывается вносить изменения вида разрешенного его использования с «для сельскохозяйственного использования» на «для ведения личного подсобного хозяйства».
В то же время, получая право аренды по договору № от 31.03.2014, <данные изъяты>С. выразила свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным собственником видом разрешенного использования земельного участка - для сельскохозяйственного использования.
В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. <данные изъяты>.С. как арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может требовать от ответчика, выступающего арендодателем по договору аренды, изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка по выбору арендатора.
Нахождение земельного участка, переданного в аренду, в территориальной зоне Ж1 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами, само по себе не означает, что арендатор, получивший данный участок в аренду с одним видом разрешенного использования (для сельскохозяйственного использования), может по своему усмотрению выбрать другой вид разрешенного использования, изменить его и использовать без волеизъявления собственника.
Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленный в договоре, в том числе и посредством получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений статьи 85 Земельного кодекса противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.
Не основанное на нормах действующего законодательства и противоречащее условиям договора аренды изменение вида разрешенного использования публичного земельного участка (в том числе и в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) не допускается.
Само по себе утверждение (изменение) правил землепользования и застройки и градостроительных регламентов для территориальной зоны, в границах которой расположен участок, не влечет обязанность арендодателя внести изменения в договор аренды в части видов использования участка. Изменение договора аренды возможно при наличии оснований, предусмотренных статьями 450 и 451 Гражданского кодекса.
При рассмотрении вопроса о признании права собственности на объект, самовольно возведенный на арендованном земельном участке, особое значение имеет правовой режим земельного участка и условия договора о предоставлении его в аренду. Иной подход не обеспечивает защиту прав собственника участка, а также позволяет арендатору, использующему арендуемое имущество в нарушение условий договора аренды и не в соответствии с назначением земельного участка, приобрести права на объект недвижимости, возведенный без согласия арендодателя и без соблюдения установленных требований.
Если участок предоставлен в аренду без права возведения объектов недвижимости основания для признания права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости, предусмотренные ст. 222 ГК РФ отсутствуют.
При наличии у строения хотя бы одного из указанных в ст.222 ГК РФ квалифицирующих признаков, оно является самовольной постройкой.
Доводы представителя истца о том, что договор аренды земельного участка не содержит запрета на строительство, в связи с чем истцом осуществлено строительство жилого дома, суд первой инстанции правильно посчитал необоснованным, поскольку в соответствии с п.3 ст.30.1 ЗК РФ, в редакции действия закона на момент заключения договора аренды, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства могло осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Таким образом, на момент заключения договора аренды земельного участка от 31.03.2014, законом установлена процедура предоставления земельного участка в аренду для осуществления индивидуального жилищного строительства, которая в данном случае Администрацией не соблюдалсь, поскольку участок предоставлялся <данные изъяты>С. для сельскохозяйственного использования по ее заявлению, что следует из постановления от 19.03.2014 № №, на основании которого заключен договор аренды.
В соответствии с нормами действующего законодательства на момент рассмотрения спора, по общему правилу продажа или предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялась на торгах, проводимых в форме аукционов (п. 1 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ).
Однако в установленных законом случаях для земельных участков под ИЖС предусмотрены исключения. Так, в частности, без проведения торгов осуществляется продажа или предоставление в аренду земельных участков для ИЖС гражданам, которые ранее в установленном порядке подали в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для ИЖС (при отсутствии иных лиц, имеющих намерение приобрести указанный участок) (пп. 10 п. 2 ст. 39.3, пп. 15 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.18 ЗК РФ).
Под. 5 п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6.10.2003 N 131,.ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
С 4 августа 2018 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 3.08.2018 №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства. Однако, части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 3.08:2018 №340-ФЗ, предусмотрено, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируем строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее уведомление о планируемом строительстве).
Истцом ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не предоставлено доказательств, что она в 2015 году обращалась в соответствии с требованиями ранее действовавшего законодательства за разрешением на строительство, не было и обращения с уведомлением о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства с целью его легализации в Администрацию Смоленского района.
Таким образом, суд обоснованно расценил обращение <данные изъяты>С. в администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, как средство фактически в одностороннем порядке изменения договора аренды и понуждения арендодателя изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка, в то время как воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иначе, нежели установлено в договоре, в том числе с изменением вида разрешенного использования этого участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка.
Иное толкование положений статьи 85 ЗК РФ противоречило бы положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.
Согласно п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд действия истца, направленные на возведение жилого дома в обход надлежащей процедуры получения разрешительной документации, на земельном участке, не предоставленном для этих целей, правильно квалифицировал как недобросовестные.
Доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие истца <данные изъяты>С. с выводами суда, однако по существу их не опровергают, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для отказа истцу в удовлетворении требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского районного суда Смоленской области от 13 марта 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи