УИД 39RS0010-01-2021-002014-04, дело №2а-1580/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2021 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Пасичник З.В.,
при помощнике судьи Гулидовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 7 по Калининградской области к Орешенко Владимиру Львовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Калининградской области (далее - Инспекция) обратилась с вышеназванным административным исковым заявлением, просят взыскать с Орешенко В.Л. задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 3 630 руб. и пени в размере 275,41 руб., а всего 3 905,41 руб., восстановить срок для взыскания задолженности в судебном порядке.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, предоставлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебное заседание административный ответчик Орешенко В.Л. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Ранее в материалы дела предоставлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором Орешенко В.Л. просит в удовлетворении иска отказать, в том числе в связи с пропуском срока на обращение в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Административный ответчик Орешенко В.Л. является плательщиком транспортного налога.
Административный истец в 2016 году являлся собственником автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак №.
Инспекция уведомила ответчика о подлежащей уплате суммы по транспортному налогу за 2016 год в размере 3 630 руб., которые исчислены согласно налоговому уведомлению №83832342 от 18.01.2018 года.
Однако по утверждению административного истца транспортный налог за 2016 год в сумме 3630 руб. административным ответчиком оплачен не был.
В соответствии с положениями п.п.1,2 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога; требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу п.5 ст.69 НК требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Данные правила применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п.8 ст.69 НК РФ).
В адрес ответчика Инспекцией направлено соответствующее положениям вышеприведенных норм требование №6843 об уплате в срок до 22.03.2019 года исчисленного по состоянию на 01.02.2019 года транспортного налога за 2016 год, в размере 3630 руб., пени в размере 275,41 руб.
Определением и.о. мирового судьи 1-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 31.07.2020 года судебный приказ по делу №2а-1764/20220 года от 20.07.2020 года о взыскании с Орешенко В.Л. недоимки по налогам и пени в сумме 40 121,72 руб. (в том числе транспортный налог за 2016 год в размере 3630 руб. и пени 275,41 руб.), был отменен.
В силу положений ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Данному правилу корреспондирует норма ч.2 ст.286 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, последним днем шестимесячного срока для обращения истца с заявлением о взыскании недоимки в суд общей юрисдикции являлось 31.01.2021 года.
Между тем, с настоящим исковым заявлением в суд МИФНС России № 7 по Калининградской области обратилась 23.06.2021 года, то есть с пропуском установленного законом срока для подачи подобного рода заявления.
При этом, убедительных доказательств уважительности пропуска срока на обращение в суд с настоящим административным иском не представлено, тогда как в силу положений ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Возникшие между сторонами по делу отношения по своей правовой природе являются налоговыми, носят публично-правовой характер, и налоговое законодательство не предусматривает возможности перерыва, приостановления течения срока обращения с иском в суд, указывая лишь на возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления.
Однако причины, объективно препятствующие и не позволившие в установленный шестимесячный срок подготовить и подать заявление, административным истцом не приведены.
Большой объём работы Инспекции №7 в связи с централизацией функции по взысканию просроченной задолженности с налогоплательщиков по Калининградской области, длительность сбора материалов, подтверждающих наличие задолженности у налогоплательщиков, не могут быть расценены судом в качестве уважительных причин, поскольку налоговый орган представляет интересы государства в процессе налогообложения и должен принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе к своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке с соблюдением требований, установленных действующим законодательством.
Истечение же срока, предусмотренного ч. 2 ст. 48 НК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Поскольку налоговым органом не представлено бесспорных доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока для обращения в суд, то суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Кроме того, Орешенко В.Л. в материалы дела предоставлено платежное поручение №403772 от 24.11.2017 года об оплате транспортного налога за принадлежащий ему автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный номер № в соответствии с налоговым уведомлением 49605675 от 09.09.2017 года за 2016 год в размере 3 630 руб. (получателем платежа указана Межрайонная ИФНС России №10 по Калининградской области).
13.12.2017 года Орешенко В.Л. обращался с заявлением в ИФНС России №10 по Калининградской области о принятии соответствующего платежа, факт получения Инспекцией документов подтверждается Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 23603818000098 (19.12.2017 года вручено адресату).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 7 по Калининградской области к Орешенко Владимиру Львовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 3630 руб., пени в размере 275,41 руб., а всего 3905,41 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционный жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня изготовления председательствующим мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19.10.2021 года.
Председательствующий: Пасичник З.В.