ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
судья Амбарцумян Н.В.
докладчик Долбнин А.И. дело № 33а-2562/2020 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Липецк 25 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Долбнина А.И.,
судей Михалевой О.В., Букреева Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фатеевой Ю.Г.,
с участием прокурора Кима И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Сергеева ФИО21, на решение Советского районного суда города Липецка от 13 августа 2020 года (административное дело № 2а-3513/2020), которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Сергеева ФИО21 к территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 25 по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка №118/1133 от 29 июля 2020 года «О регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №25 Павлова ФИО21, выдвинутого избирательным объединением «Липецкое региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России» - отказать.
Заслушав доклад судьи Долбнина А.И., судебная коллегия
установила:
решением Липецкого городского Совета депутатов от 23 июня 2020 года № 1109 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии № 2 Октябрьского округа города Липецка, исполняющей обязанности избирательной комиссии города Липецка, от 10 июня 2020 года № 116/689 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 1-36 13 сентября 2020 года» полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 25 возложены на территориальную избирательную комиссию Советского округа города Липецка.
Постановлением территориальной избирательной комиссии № 2 Октябрьского округа города Липецка от 14 июля 2020 года № 125/754 заверен список кандидатов в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва в количестве 36 человек, выдвинутый избирательным объединением «Липецкое региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России» по одномандатным избирательным округам №№ 1-36.
29 июля 2020 года в 17 час. 24 мин. территориальной избирательной комиссией Советского округа города Липецка принято постановление № 118/1133 «О регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 Павлова ФИО21, выдвинутого избирательным объединением «Липецкое региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России».
Сергеев И.В., выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», зарегистрированный кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным иском об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка № 118/1133 от 29 июля 2020 года.
В обоснование заявленных требований административный истец Сергеев И.В. указывал на то, что законных оснований для принятия решения о регистрации кандидатом в депутаты Павлова Д.С. у территориальной избирательной комиссией Советского округа города Липецка не имелось, поскольку документ, подтверждающий сведения об основном месте работе, роде занятий Павлова Д.С., оформлен с нарушением требований закона, поскольку кандидатом в качестве подтверждения рода занятий – индивидуальным предпринимателем, представлен лист записи от 31 октября 2018 года о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащемся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП). При этом согласно выписке из ЕГРИП Павлов Д.С. зарегистрирован индивидуальным предпринимателем 27 апреля 2018 года. В соответствии со статьями 22.1, 22.2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» процедуры регистрации индивидуального предпринимателя и внесения изменений в сведения о нем различны и имеют разные порядки. В документе, содержащем сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, в разделе «Доходы за 2019 год», кандидат не указал доход за 2019 год, полученный от предпринимательской деятельности. Указанием на род занятий – индивидуальный предприниматель, вместо статуса временно не работающий, кандидат использует преимущества своего положения для предвыборной агитации в пользу кандидата от партии Липецкого регионального объединения Политической партии «ЛДПР – Либерально-демократическая Партия России».
Решением Советского районного суда города Липецка от 13 августа 2020 года в удовлетворении административному истцу Сергееву И.В. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка №118/1133 от 29 июля 2020 года, отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Сергеева И.В. по ордеру и доверенности Овчинникова М.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования административного истца в полном объеме.
Административный истец Сергеев И.В., представитель заинтересованного лица Регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», представитель заинтересованного лица «Липецкого регионального объединения Политической партии «ЛДПР – Либерально-демократическая Партия России», представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка Чейкиной Е.В., представителя заинтересованного лица избирательной комиссии Липецкой области по доверенности Мелехиной О.А., своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб и представления, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 КАС РФ Судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц
Проверив материалы административного дела, выслушав представителей административного истца Сергеева И.В. по ордеру и доверенности Овчинникову М.М. и по доверенности Никитенко А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против её удовлетворения заинтересованного лица Павлова Д.С. и его представителя по ордеру Кашперского М.С., обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом письменных возражений, заключения прокурора Липецкой областной прокуратуры Кима И.Е. об оставлении решения суда без изменения, Судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 80 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года № 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом в случаях, установленных статьей 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел в том числе:
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с этим федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»);
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований названного федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»).
- отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт «в.2»).
В соответствии с предписаниями пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом (пункт 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Согласно пункту 57 статьи 2 (основные термины и понятия) Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.
Судом установлено, что постановлением Территориальной избирательной комиссии № 2 Октябрьского округа города Липецка от 14 июля 2020 года № 125/754 заверен список кандидатов в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва в количестве 36 человек, выдвинутый избирательным объединением «Липецкое региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России» по одномандатным избирательным округам №№ 1-36.
В подтверждение сведений о принадлежности к Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России Павловым Д.С. представлена справка от 17 июля 2020 года, подписанная координатором «Липецкого регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России» Емельяновым А.В. и заверенная надлежащим образом председателем Территориальной избирательной Советского округа города Липецка Чейкиной Е.В.
В заявлении от 8 июля 2020 года в Территориальную избирательную комиссию № 2 Октябрьского округа города Липецка о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 избирательному объединению «Липецкого регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России», Павлов Д.С. сообщил о себе наряду с иными сведениями следующую информацию: основное место работы или службы, занимаемая должность / род занятий – индивидуальный предприниматель.
Павловым Д.С. вместе с заявлением в избирательную комиссию были представлены сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, в графе «Доходы за 2019 год, источник выплаты дохода, сумма (руб.)», где кандидат указал на отсутствие дохода от предпринимательской деятельности за 2019 год.
Судом первой инстанции сделан вывод об ошибочности указания Павловым Д.С. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 сведений о роде занятий – индивидуальный предприниматель, поскольку данный вид деятельности в силу пункта 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не может быть отнесен к приносящему доход роду занятий, который должен быть указан в заявлении кандидата.
Установленная судом первой инстанции недостоверность предоставленных Павловым Д.С. сведений о роде занятий, не признана основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, так как это обстоятельство является основанием для избирательной комиссии направить в средства массовой информации сведения, о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами данных; а также в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковой комиссией оборудовать информационный стенд, на котором разместить информацию обо всех кандидатах, внесенных в бюллетень, в том числе информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 названного федерального закона (пункт 8 статьи 33, подпункт «е» пункта 3 статьи 61 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований административного истца Сергеева И.В.
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что кандидатом Павловым Д.С. заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25, в части указания рода занятия – индивидуальный предприниматель, представлено в избирательную комиссию в соответствии с требованиями федерального законодательства, по следующим основаниям.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Павлов Д.С. зарегистрирован индивидуальным предпринимателем 27 апреля 2018 года. Поскольку законодательство Российской Федерации о выборах, в частности подпункт «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения о роде занятий кандидата, представленный в территориальную избирательную комиссию лист записи от 31 октября 2018 года о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе может являться документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения о роде занятия кандидата. Возможность сделать такой вывод не оспаривался представителем административного истца Сергеева И.В. по доверенности Овчинниковой М.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Из предписаний абзаца третьего пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу требований пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации у физического лица при осуществлении предпринимательской деятельности возникает обязанность зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, закон связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им особого рода деятельности. Регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей соответствует целям предпринимательской деятельности и, в свою очередь, обеспечивает контроль за соблюдением индивидуальными предпринимателями законодательства, в том числе налогового законодательства. Заинтересованное лицо Павлов Д.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что, при наличии статуса индивидуального предпринимателя, он является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, недоимки по указанным платежам не имеет.
Неполучение дохода индивидуальным предпринимателем за определенный период, при осуществлении предпринимательской деятельности, не является основанием для прекращения статуса индивидуального предпринимателя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при неполучении дохода от предпринимательской деятельности в 2019 году Павлов Д.С. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты должен был указать статус временно неработающий, основаны на неверном толковании требований закона, поскольку при наличии не утраченного статуса индивидуального предпринимателя указание иного, в том числе статуса временно неработающего, будет свидетельствовать о недостоверности представляемых кандидатом сведений, что может являться основанием для рассмотрения вопроса об отказе в регистрации кандидата в соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Указание в апелляционной жалобе на недопустимость дачи прокурором письменного заключения не является основанием для отмены решения суда, поскольку прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 7 статьи 39 КАС РФ). Неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (часть 3 статьи 243 КАС РФ), при этом письменное заключение прокурора учитывается судом наряду с другими доказательствами.
Ссылка в апелляционной жалобе на гражданско-правовые договоры с участием Павлова Д.С. несостоятельна, поскольку указанные документы не были предметом рассмотрения суда первой инстанции. В соответствии с частью 3 статьи 308 КАС РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы административного истца Сергеева И.В. не опровергают выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу, сводятся к несогласию с решением суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Липецка от 13 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Сергеева ФИО21 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 августа 2020 года.
Копия верна:
Судья
Секретарь