Решение по делу № 33-7204/2021 от 02.09.2021

Судья Чернигина О.А. дело № 33-7204/2021 (2-1244/2021)

22RS0001-01-2020-001224-59

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2021 года                      г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Сафроновой М.В.,

судей Медведева А.А., Параскун Т.И.,

при секретаре          Колесниченко Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Казина А. И., действующего через представителя Сизонцева М. А., на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 7 июля 2021 года по делу

по иску Казина А. И. к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» о восстановлении пропущенного срока, включении в список.

Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Казин А.И., ДД.ММ.ГГ года рождения, относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оба его родителя умерли.

Постановлением администрации Шипуновского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** ФИО1 назначена попечителем над несовершеннолетним Казиным А.И., жилое помещение не закреплялось.

Постановлением администрации Шипуновского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ на основании ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Казин А.И. поставлен на регистрационный учет.

В период с 01.09.2010 по 27.06.2013 Казин А.И. обучался в КГБОУНПО «Профессиональное училище №43 (далее переименовано КГБПОУ «Алейский технологический техникум».

Согласно сведениям Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю Казин А.И. жилых помещений в собственности не имеет.

19 февраля 2019 года Казин А.И. обратился в краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» (далее - КГКУ «РЖУ») с заявлением о постановке в очередь на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 112).

Ответом от 18 марта 2019 года КГКУ «РЖУ» указало на отсутствие в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и в КГКУ «РЖУ» сведений о истце и личного дела Казина А.И., а также на достижение истцом возраста 23 лет; разъяснено право на обращение с заявлением о постановке на учет в общем порядке, либо в суд (л.д. 110-111).

Казин А.И. обратился в Алейский городской суд Алтайского края с иском к краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Алейский технологический техникум» (далее КГБПОУ «Алейский технологический техникум»), КГКУ «РЖУ», в котором, согласно уточнению, просил обязать КГБПОУ «Алейский технологический техникум» возвратить свое личное дело; восстановить пропущенный срок для обращения в КГКУ «РЖУ» для включения в список на получение жилой площади; обязать КГКУ «РЖУ» включить его в краевой список для обеспечения жилым помещением; взыскать судебные расходы.

В обоснование иска ссылается на то, что в период его обучения в КГБОУНПО «Профессиональное училище №43» данное учреждение являлось его опекуном. 19.10.2019 он письменно обратился в КГБПОУ «Алейский технологический техникум» с просьбой пояснить, отправлены ли его документы в КГКУ «РЖУ» для включения в список детей-сирот на получение жилого помещения, на что получил положительный ответ со ссылкой на направление документов социальным педагогом. Однако, после обращения в КГКУ «РЖУ» ему стало известно, что в указанном списке он не числится. При повторном обращении в КГБПОУ «Алейский технологический техникум» с целью получения своего личного дела, ему была представлена расписка, выполненная от его имени, о получении дела на руки 28.06.2013, что не соответствует действительности, так как почерк ему не принадлежит.

Определением Алейского городского суда Алтайского края от 11.01.2021 принят отказ Казина А.И. от требований к КГБПОУ «Алейский технологический техникум» о возврате личного дела, производство в данной части прекращено.

Определением этого же суда от 11.01.2021 дело передано по подсудности в Железнодорожный районный суд г.Барнаула.

Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 7 июля 2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец, действуя через представителя Сизонцева М.А., просит об отмене обжалуемого решения, ссылаясь на разъяснения, изложенные в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, полагает, что причины пропуска срока для получения жилой площади, установленного Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются уважительными, так как в период обучения в КГБПОУ «Алейский технологический техникум» он находился под опекой данного учреждения, которое не выполнило возложенную на него обязанность по защите его прав как в период, когда он был несовершеннолетним, так и по достижению возраста 18 лет.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является основанием для рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как следует из статьи 1 названного закона право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года и на момент достижения совершеннолетия истца (22.04.2011) предусматривалось обеспечение лиц названной категории, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди.

Действующая с 1 января 2013 года редакция статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ предусматривает предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также относящимся к ним лицам по договору найма специализированного жилого помещения, и возлагает на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

При этом как действовавшее до 1 января 2013 года законодательство, так и действующее с 1 января 2013 года правовое регулирование отношений по предоставлению жилых помещений данной категории граждан связывают право на обеспечение жильем с учетом гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении (до 1 января 2013 года – в общем порядке, установленном жилищным законодательством, после 1 января 2013 года – путем включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями).

Исходя из приведенных норм, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. В таком случае непосредственная реализация указанной социальной поддержки (предоставление жилого помещения) возможна после достижения возраста 23 лет.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

При этом, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, разъяснено, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. Требование истца об обеспечении вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть отнесены следующие: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства обращения Казина А.И. с момента достижения совершеннолетия и до достижения возраста 23-х по вопросу обеспечения жилыми помещениями как лица, указанного в ст.1 Закона РФ от 21.12.1996 №159-ФЗ, не установлены; в указанный период истец не был признан недееспособным или ограниченно дееспособным; доказательств того, что Казин А.И. объективно не имел возможности обратиться в соответствующие органы за предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ от 21.12.1996 №159-ФЗ, до 19.02.2019, не представлено, в связи чем пришел к выводу об отсутствии уважительных причин несвоевременного обращения истца за предоставлением жилого помещения и, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам по делу, установленным на правильной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Как следует из материалов дела, Казин А.И. достиг возраста 18 лет 22.04.2011, возраста 23 лет – 22.04.2016.

В период с 01.09.2010 по 27.06.2013 Казин А.И. обучался в Алейском технологическом техникуме.

По окончании техникума ему было выдано личное дело, что подтверждается соответствующей распиской от ДД.ММ.ГГ, журналом учета регистрации и выдачи личных дел детей сирот (л.д. 54-57). Также в материалы дела представлены уведомления о разъяснении Казину А.И. по достижению совершеннолетия и перед окончанием учебного заявления порядка обращения за постановкой на регистрационный учет для получения жилого помещения и перечне необходимых для этого документов (л.д. 54, 58).

Утверждение представителя истца в суде первой инстанции о том, что данные документы Казин А.И. не подписывал надлежащими доказательствами не подтверждены, при этом при рассмотрении дела сторона истца не оспаривала, что образовательное учреждение знакомило детей с установленным порядком обращения за получением жилого помещения (л.д. 185).

Вместе с тем до достижения возраста 23 лет Казин А.И. с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался. Впервые данное обращение имело место быть 19.02.2019 года.

При этом доказательств, свидетельствующих о том, что истец не мог обратиться за постановкой на учет по причине болезни, либо иным обстоятельствам, объективно препятствующим такому обращению, в материалах дела не имеется. Напротив, представитель истца пояснял, что Казин А.И. после окончания училища в армии не служил, получив образование, постоянно занимается строительно-отделочным работами, его трудовая деятельность носит разъездной характер.

Ссылка заявителя на то, что в период обучения в КГБПОУ «Алейский технологический техникум» он находился под опекой данного учреждения, которое не выполнило возложенную на него обязанность по защите его прав как в период, когда он был несовершеннолетним, так и по достижении возраста 18 лет опровергается вышеуказанными доказательствами, притом что до 2013 года лица, не достигшие 18 летнего возраста, в списки не включались.

Кроме того, по вопросу направления документов учебным заведением истец обратился также в 2019 году, в то время как реализация права на получение жилого помещения возможна только при непосредственном письменном обращении лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом установление законодателем возрастного критерия 23 года для защиты прав граждан указанной категории направлено, в том числе, на предоставление лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу истца Казина А. И., действующего через представителя Сизонцева М. А., на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 7 июля 2021 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-7204/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Казин А.В.
Ответчики
КГУ Региональное жилищное управление
Другие
Сизонцев М.А.
КГБПОУ Алейский технологический техникум
Администрация Шипуновского района
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
09.09.2021Передача дела судье
28.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2021Передано в экспедицию
28.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее