Дело № 33-1513
Судья Сорокина С.Л. (дело № 2-97/2020)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Тамбов 03 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Чербаевой Л.В.,
судей Альчиковой Е.В., Пачиной Л.Н.,
при секретаре Самарцевой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журавлевой Елены Анатольевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы в страховой стаж, стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 12 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Чербаевой Л.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Тамбове и Тамбовском районе от 07 июня 2019 года Журавлевой Е.А., подавшей соответствующее заявление 19 апреля 2019 года, отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии в пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) из-за отсутствия требуемого законом стажа в 25 лет на соответствующих видах работ.
28 октября 2019 года Журавлева Е.А. обратилась в суд с указанным иском, в котором (с учетом последующих уточнений) просила о возложении обязанности на пенсионный орган назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 10 августа 2018 года по указанному основанию, включив в специальный стаж периоды ее работы:
с 01 января 2000 года по 31 декабря 2000 года (1 год) и
с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года (1 год)
в должности учителя истории и географии Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа пос. Тельмана» Моздокского района Северная Осетия – Алания;
с 01 августа 2017 года по 25 августа 2017 года (25 дней) в должности учителя начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центароевская средняя образовательная школа имени А.-Х. Кадырова»;
с 14 января 2008 года по 23 января 2008 года (10 дней), со 02 июня 2008 года по 02 июля 2008 года (1 месяц 1 день), с 12 января 2009 года по 22 мая 2009 года (4 месяца 11 дней) – периоды учебных отпусков, в связи с обучением в педагогическом ВУЗе.
В обоснование иска она указала на то, что отсутствие сведений индивидуального персонифицированного учета, которые по выводам пенсионного органа, не подтверждают ее работу в должности учителя в периоды с 01 января 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года, с 01 августа 2017 года по 25 августа 2017 года, не может лишить ее права на гарантированное Конституцией РФ пенсионное обеспечение. В указанные периоды она работала на полную ставку учителя. Во время нахождения в учебных отпусках ей начислялась заработная плата, производились все необходимые отчисления, в том числе, в Пенсионный фонд РФ.
Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 12 февраля 2020 года исковые требования Журавлевой Е.А. удовлетворены частично.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области возложена обязанность включить Журавлевой Елене Анатольевне в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периоды работы:
- с 01 января 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года - в должности учителя истории и географии Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы поселка Тельмана (с 01 сентября 2011 года - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа пос.Тельмана), а также включить период работы с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года в страховой стаж;
-с 14 января 2008 года по 23 января 2008 года, с 02 июня 2008 года по 02 июля 2008 года, с 12 января 2009 года по 22 мая 2009 года - периоды нахождения в учебных отпусках.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области возложена обязанность назначить Журавлевой Елене Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости с 19 апреля 2019 года.
В удовлетворении исковых требований Журавлевой Е.А. о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 05 сентября 2018 года отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области просит отменить решение суда первой инстанции в части возложения обязанности включить Журавлевой Е.Н. в страховой стаж и в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период работы с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года в должности учителя истории и географии Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы поселка Тельмана и о возложении обязанности по назначению ей пенсии с 19 апреля 2019 года. В жалобе указано на то, что Журавлева Е.А. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 26 июля 2000 года. Муниципальным общеобразовательным учреждением основной общеобразовательной школы поселка Тельмана в отношении истицы не предоставлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета за период работы с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года и не уплачены страховые взносы. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения, как о страховом стаже, так и о стаже работы, в связи с осуществлением педагогической деятельности (льготном стаже). Следовательно, включить в страховой стаж истицы период работы с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года и назначить досрочную страховую пенсию с 19 апреля 2019 года в виду отсутствия на лицевом счете истицы сведений о начисленных, уплаченных страховых взносах, а так же страховом стаже и стаже на соответствующих видах работ по причине их непредставления работодателем, не представляется возможным.
В возражениях на апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области Журавлева Е.А. просит об оставлении ее без удовлетворения, а оспариваемого решения – без изменения.
В настоящем судебном заседании представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Тамбове и Тамбовском районе Курьянова Е.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала. Истица Журавлева Е.А. возражала против удовлетворения жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в нем лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для удовлетворения последней не усматривает и исходит при этом из следующего.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ: страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (часть 1, пункт 19);
страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1);
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2);
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3);
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4).
В силу подпункта «м» пункта 1 принятого во исполнение, в том числе указанной статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Указанные нормативные акты приведены применительно к действию их в спорные периоды работы истицы. Согласно ним работа в должности учителя в школах всех наименований дает право на досрочное пенсионное обеспечение по рассматриваемому основанию.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы о принятии оспариваемого решения в части включения в специальный стаж истицы периода ее работы в должности учителя с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года без учета требований законодательства, регулирующего вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статья 14 Федерального закона № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичное положение содержится в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года № 258н.
Анализ приведенных правовых норм вкупе с другими нормативными положениями Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а именно статьей 3 о целях индивидуального (персонифицированного) учета, пунктами 1 и 2 статьи 11 о действиях страхователей, статьей 8.1 о действиях Пенсионного фонда РФ, позволяет прийти к выводу о том, что индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит их в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Однако данное правило (с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года № 9-П По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов…) не означает, что в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, невозможно для лица, претендующего на указанную пенсию, оспорить недостоверность таких сведений в судебном порядке и путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказать выполнение работы, дающей право на назначение пенсии.
Именно из этого и исходил суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Журавлевой Е.А. о включении в ее специальный стаж периода работы в должности учителя с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года.
Исследовав и оценив представленные, а также и по соответствующим запросам собранные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в указанный период истица выполняла необходимую для досрочного назначения страховой пенсии по старости работу. Среди этих доказательств трудовая книжка истицы, уточняющие справки работодателя, лицевые счета, акт о результатах документарной проверки факта льготной работы, свидетельство и удостоверение о повышении квалификации, аттестационные листы. В уточняющей справке МБОУ ООШ пос. Тельмана настаивает на том, что страховые взносы в Пенсионный фонд за Журавлеву Е.А. в 2002 году уплачивались. По вопросу соответствующей корректировки истица обратилась в пенсионный орган Моздокского района. (в настоящем судебном заседании истица пояснила о том, что в телефонных разговорах бывшим работодателем и пенсионным органом ей сообщили о произошедшем сбое системы, в результате чего ее страховые взносы за 2002 год не открываются).
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для того, чтобы не согласиться с подобной оценкой доказательств, тем более, что ответчиком каких-либо доводов, позволяющих усомниться в достоверности этих доказательств, не приведено.
Наличие у истицы необходимого для назначения рассматриваемого вида пенсии страхового стажа с учетом включения в него спорного периода, ответчиком не оспаривается.
Дата, с которой ответчик обязан назначить истице пенсию, правильно определена судом первой инстанции с учетом положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, Приложения № 7 к указанному Закону, а также пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено нарушений и процессуального законодательства, которые могли бы повлечь за собой отмену принятого с правильным применением норм материального права решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда города Тамбова от 12 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи