Дело № 33-1494/2024
Судья: Бабкина Н.В. (дело № 2-2502/2023,
УИД: 68RS0014-01 -2023-000407-40)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 апреля 2024 года город Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,
судей Альчиковой Е.В., Пачиной Л.Н.,
при секретаре Кануткиной Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Нины Григорьевны к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тамбовской области» о возложении обязанности по возмещению расходов на изготовление и установку надгробного памятника,
по апелляционной жалобе военного комиссариата Тамбовской области на заочное решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 4 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Федорова Н.Г. является вдовой ФИО14, умершего ***, имевшего право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
01.02.2023 Федорова Н.Г. обратилась в военный комиссариат Тамбовской области с заявлением о возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника, рассмотрев которое врио военного комиссара *** в письме от 07.02.2023 № *** сообщил об отсутствии оснований для оплаты расходов на погребение, изготовление и установку надгробного памятника бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Федорова Н.Г. обратилась в суд с иском к военному комиссариату *** о признании отказа в возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника от 07.02.2023 незаконным, возложении обязанности произвести возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника в размере 34350 рублей.
В обоснование исковых требований указала, что является вдовой ФИО17 умершего ***, имевшего при жизни статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей; ФИО15. предоставлялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
26.01.2023 она обратилась в военный комиссариат *** с заявлением о возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника на основании п.38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного приказом Министерства обороны РФ от 13.01.2008 № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы». Изготовление, установка памятника были заказаны в ООО «Символ», все работы были выполнены в срок.
Письмом от 07.02.2023 № *** военного комиссара *** ей (Федоровой Н.Г.) отказано в выплате расходов на погребение и установку надгробного памятника со ссылкой на то, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не включены в перечень лиц, на которых распространяется государственная гарантия по увековечению памяти. С отказом она не согласна. Тот факт, что ФИО16 приравнен в своем статусе к ветеранам ВОВ, подтверждается также заочным решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от ***
Определением Мордовского районного суда Тамбовской области от *** произведена замена ненадлежащего ответчика - военного комиссариата *** на надлежащего ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» и дело передано для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г.Тамбова.
Заочным решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 4 декабря 2023 г. исковые требования Федоровой Н.Г. удовлетворены.
На федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Тамбовской области» возложена обязанность произвести Федоровой Н.Г. возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника ФИО18, *** г.р., умершему ***, в сумме 34350 руб.
Определением Ленинского районного суда г.Тамбова от ***. отказано в удовлетворении заявления военного комиссариата Тамбовской области об отмене заочного решения Ленинского районного суда г.Тамбова от 4 декабря 2023 г.
В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Тамбовской области по доверенности Черных Л.Н. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указала на то, что бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Вместе с тем нормы Федерального закона «О ветеранах» не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников. Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьей 24 Федерального закона «О ветеранах». Гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные статьей 24 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 5 статьи 11 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, соответственно, право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, у лиц, взявших на себя обязанность осуществивших погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не возникает. Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, определен статьями 14 и 15 Федерального закона «О ветеранах». В указанный перечень мер социальной поддержки государственные гарантии по увековечению памяти не включены.
Истец Федорова Н.Г. и ее представитель по доверенности Зеленина К.Н., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились; об уважительных причинах неявки в суд не сообщено, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. От представителя истца по доверенности Зелениной К.Н. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие и в отсутствие истца, содержащее также согласие с решением суда и просьбу об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и ее представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика по доверенности Фомина Ю.Ю., поддержавшего апелляционную жалобу по основаниям, в ней изложенным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, имеются.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на судебную защиту.
В соответствии с данным конституционным положением статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО19, *** года рождения, имел статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), и право на льготы на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (л.д.11, 36, 37, 62, 63, 83).
*** ФИО20 умер (л.д.12, 32, 33, 84).
Федорова Н.Г. в связи со смертью супруга ФИО21 понесла расходы на изготовление и установку надгробного памятника в сумме 68700 руб. (л.д.14, 15, 110).
1 февраля 2023 г. Федорова Н.Г. обратилась с заявлением в военный комиссариат *** по вопросу возмещения расходов на изготовление и установку надгробного памятника умершему супругу (л.д.16, 78).
В письме от 7 февраля 2023 г. № *** врио военного комиссара *** ФИО22 разъяснил Федоровой Н.Г., что оплата расходов на изготовление и установку надгробного памятника не может быть ей произведена, сослался на то, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не включены в перечень лиц, на которых распространяется государственная гарантия по увековечению памяти погибших защитников Отечества (л.д.17).
Не согласившись с отказом, Федорова Н.Г. через представителя по доверенности Зеленину К.Н. обратилась в суд с данным иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Федоровой Н.Г., суд первой инстанции, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235, положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, указав на то, что положения пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не содержат каких-либо ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые могут распространяться на несовершеннолетних узников фашизма, исходил из того, что возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидов и участников войны, предусмотренное статьей 24 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", а также пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что Федорова Н.Г. имеет право на получение денежных средств, затраченных на изготовление и установку надгробного памятника своему умершему супругу ФИО23, поскольку он, являясь бывшим несовершеннолетним узником фашизма, имел право на ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235) и Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного указа).
Согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с пунктом 5 утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20 разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
12 января 1995 г. был принят Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), определивший правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
В статье 1 указанного федерального закона предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного закона.
Статьями 2 и 4 этого же закона определен круг лиц, относящихся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
В статье 13 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установлен статьями 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах" и включает различные льготы материально-бытового характера, в частности льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной прием в организации социального обслуживания.
Вместе с тем указанные нормы Федерального закона "О ветеранах" не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников.
Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьей 24 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно данной норме закона, в редакции закона до 6 апреля 2024 г., погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (пункты 1, 2 статьи 24 данного закона).
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, включающий возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не включена.
В то же время при погребении умерших бывших несовершеннолетних узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение.
Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, предоставляемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 и пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, определен статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах". Этими статьями не предусмотрена такая мера социальной поддержки, как возмещение расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, а положения статьи 24 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Из изложенного также следует, что гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные статьей 24 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции закона на момент возникновения спорных правоотношений), пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, соответственно, право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, у лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не возникает.
Данная правовая позиция отражена в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2017 № 77-КГ17-12, от 20.03.2017 № 78-КГ16-82, от 08.08.2016 № 53-КГ16-13, от 07.11.2016 № 53-КГ16-20 и других.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что право на возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидов и участников Великой Отечественной войны по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма, основан на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, в связи с чем, является неправомерным.
С учетом приведенных обстоятельств обжалуемое судебное постановление нельзя признать законными, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления
Отменяя заочное решение суда, судебная коллегия принимает новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Федоровой Н.Г.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Заочное решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 4 декабря 2023 г. отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Федоровой Нины Григорьевны к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тамбовской области» о признании незаконным отказа федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тамбовской области», оформленного письмом от 7 февраля 2023 г. № ***, в возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника, взыскании компенсации за изготовление и установку надгробного памятника отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 26.04.2024