Решение по делу № 2-2542/2018 от 15.05.2018

Дело № 2-2542/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июля 2018 года                                    г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,

при секретаре Мамедовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бушуева А.В. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить земельный участок,

установил:

Бушуев А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее по тексту – Департамент), с требованиями о возложении обязанности предоставить аренду земельный участок в г. Перми для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что истец является инвалидом второй группы и нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, обращался в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что у администрации г. Перми отсутствует информация о том, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С указанным решением не согласен, поскольку полагает, что ответчик уклоняется от исполнения своей обязанности, установленной законом.

Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие /л.д.39/.

Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Департаментом представлены письменные возражения по иску /л.д.33-36/, в соответствии с которыми Департамент заявленные требования не признает, полагает, что доказательств соблюдения порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцом не представлено, в связи с чем нормы ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применены быть не могут. Также, следует обратить внимание на то, что в предоставленной справке об установлении инвалидности, срок инвалидности установлен до 01.08.2018 года.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с положениями части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 22 ЗК РФ, земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение или временное пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества должен быть заключен в письменной форме и подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Не подлежат государственной регистрации договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Согласно подп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Бушуев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы, инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ /л.д.6/.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент земельных отношений администрации <Адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, что сторонами не оспаривается.

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, Департаментом подготовлен ответ от 04.05. /л.д.5/, в соответствии с которым Бушуеву А.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе по тем основаниям, что Бушуев А.В. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит.

Бушуев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес> общей площадью 24, 1 кв.м. Также в указанном жилом помещении зарегистрированы ФИО3 (<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 (<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Названные обстоятельства подтверждаются справкой ТСЖ «Вагонная 29» от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.7/.

Вышеуказанное жилое помещение – комната в 2-комнатной квартире, общей площадью 24, 1 кв.м., на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.38/, принадлежит на праве собственности Бушуеву А.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним /л.д.28/, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.12/.

Согласно сведений, представленных Управлением ФСГРК и К по <Адрес> /л.д.28,29,30/, ГУП ЦТИ <Адрес> /л.д.8/, Бушуев А.В., ФИО3, ФИО4 иных жилых помещений на праве собственности не имеют, нанимателями жилого помещения или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не являются. Доказательств, свидетельствующих об обратном ответчиком не представлено (ст. 56 ГПК РФ), в судебном заседании не исследовалось.

Таким образом, жилым помещением по адресу: <Адрес> общей площадью 24, 1 кв.м., фактически пользуются три человека, то есть на каждого приходится по 8, 03 кв.м. (24, 1 : 3), что менее учетной нормы, утвержденной решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма».

К данным правоотношениям при определении вопроса о нуждаемости применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), в частности ст. ст. 51, 52, 69.

Таким образом, по смыслу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, истец является нуждающимся в жилом помещении.

При принятии решения суд учитывает, что порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован положениями ст. 39.14 ЗК РФ. При этом из анализа положений приведенной нормы, в частности п. 6 следует, что предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданам права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в рамках данной процедуры, осуществляется, если право на такое приобретение основано в соответствии с ЗК РФ.

Согласно п.п. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Истец, как инвалид, не обеспеченный жилой площадью, имеющий право состоять на жилищном учете, имеет право на приобретение земельного участка в силу положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Доводы возражений ответчика о том, что доказательств соблюдения порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцом не представлено, в связи с чем нормы ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применены быть не могут, суд находит несостоятельными, поскольку отсутствие данных о постановке инвалида на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не является безусловным основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Ссылку ответчика на то обстоятельство, что инвалидность Бушуеву А.В. установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ суд находит несостоятельной, поскольку как при обращении в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, так и на момент рассмотрения настоящего дела истец являлся и является инвалидом второй группы, что является юридически значимым для настоящего дела обстоятельством.

Таким образом, проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд считает необходимым возложить на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность по предоставлению Бушуеву А.В. земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность предоставить Бушуеву А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий     Е.Г.Курнаева

2-2542/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее