Судья Вафина Г.В. УИД 16RS0042-03-2022-009859-96
Дело № 33-690/2024
№ 2-19766/2023
Учет 073г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 февраля 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Прытковой Е.В. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола помощником судьи Хайруллиным Ф.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционным жалобам истца К.И.Г., представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан Х.Г.И. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16 августа 2023 года, которым постановлено:
иск К.И.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ и досрочном установлении страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ИНН 1653017530, ОГРН 1021603269500) включить в стаж на соответствующих вида работ К.И.Г. (СНИЛС <данные изъяты>) периоды работы:
со 2 сентября 2008 года по 31 августа 2013 года в качестве преподавателя специальных дисциплин в ГАПОУ СПО «Технический колледж имени В.Д. Поташова» в стаж на соответствующих видах работ;
период нахождения в учебном отпуске с 13 ноября 2017 года по 23 ноября 2017 года в период работы воспитателем в МБДОУ № 21 «Радость».
В удовлетворении остальной части исковых требований К.И.Г. – отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца К.И.Г., поддержавшей свою апелляционную жалобу и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
К.И.Г. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы и иной деятельности в стаж на соответствующих видах работ и назначению досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований К.И.Г. указала, что 24 декабря 2021 года она подала в Отдел установления пенсий № 4 Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (город набережные Челны) заявление о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в образовательных организациях для детей. Однако решением пенсионного органа в назначении пенсии на льготных основаниях ей было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа.
С данным отказом истец не согласна, полагает, что из указанного стажа ответчиком необоснованно исключен ряд периодов работы и иной деятельности. По изложенным основаниям, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, К.И.Г. просила признать решение ответчика об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии незаконным, возложив на последнего обязанность включить в соответствующий стаж период учебы с 12 марта 1992 по 23 февраля 1994 года в Кустанайском техникуме Автомобильного транспорта Республики Казахстан, периоды работы с 28 марта 1994 года по 5 ноября 1996 года в качестве лаборанта в кабинете дипломного проектирования в Кустанайском техникуме Автомобильного транспорта Республики Казахстан, с 6 ноября 1996 года по 20 августа 2008 года в качестве преподавателя специальных дисциплин и преподавателя русского языка и литературы в Кустанайском техникуме Автомобильного транспорта Республики Казахстан, со 2 сентября 2008 года по 31 августа 2013 года в качестве преподавателя специальных дисциплин в ГАПОУ СПО «Технический колледж имени В.Д. Поташова», с 1 сентября 2016 года по 30 июня 2017 года, с 8 сентября 2017 года по 30 июня 2018 года, с 1 сентября 2021 года по 20 октября 2021 года, с 23 октября 2021 года по 23 декабря 2021 года в качестве преподавателя специальных дисциплин в ГАПОУ СПО «Технический колледж имени В.Д. Поташова», с 1 сентября 2018 года по 29 июня 2019 года, со 2 сентября 2019 года по 30 июня 2020 года, с 1 сентября 2020 года по 30 июня 2021 года в качестве преподавателя специальных дисциплин в ГАПОУ СПО «Технический колледж имени В.Д. Поташова», периоды нахождения в административном отпуске – 12 января 2009 года и в командировке с 21 по 22 октября 2021 года, в учебном отпуске с 13 по 23 ноября 2017 года, а также назначить досрочную страховую пенсию по старости с 24 декабря 2021 года.
На судебном заседании суда первой инстанции представитель истца С.С.Г. исковые требования своего доверителя поддержала.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, являющегося правопреемником Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, в суд не явился. В письменных возражениях на иск с требованиями истца не согласился со ссылкой на правомерность оспариваемого решения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГАПОУ «Технический колледж имени В.Д. Поташева» в суд также не явился.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе К.И.Г., выражая несогласие с принятым по делу решением в части отказа в удовлетворении предъявленного иска, просит его в данной части отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе истцом выражается несогласие с выводами суда об отсутствии правовых оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ периода учебы с 12 марта 1992 по 23 февраля 1994 года в Кустанайском техникуме Автомобильного транспорта Республики Казахстан, а также периодов работы с 28 марта 1994 года по 5 ноября 1996 года в должности лаборанта в кабинете дипломного проектирования в Кустанайском техникуме Автомобильного транспорта Республики Казахстан и с 6 ноября 1996 года по 20 августа 2008 года в качестве преподавателя специальных дисциплин и преподавателя русского языка и литературы в Кустанайском техникуме Автомобильного транспорта Республики Казахстан. Отмечается, что компетентным органом Республики Казахстан в адресованном ей ответе от 18 октября 2018 года подтверждена уплата обязательных пенсионных взносов за период с 12 мая 1998 года по 26 марта 2014 года, что подтверждается копиями документов, приложенных к настоящей апелляционной жалобе.
Представителем ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан по доверенности Х.Г.И. также подана апелляционная жалоба, в которой выражается несогласие с решением суда в части включения в стаж истца на соответствующих видах работ зачтенного судом периода трудовой деятельности К.И.Г. в ГАПОУ «Технический колледж имени В.Д. Поташева», поскольку данное учреждение обеспечивает возможность получения обучающимися начального и среднего профессионального образования, то есть является учреждением смешанного типа, не предусмотренным список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На судебном заседании суда апелляционной инстанции К.И.Г., поддержав свою апелляционную жалобу, возражала против доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя ответчика.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суд не явились.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений пункта 19 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Судом установлено и из материалов дела следует, что 24 декабря 2021 года К.И.Г., <дата> года рождения, обратилась в Отдел установления пенсий № 4 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (город Набережные Челны) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением пенсионного органа от 17 марта 2022 года № 1091073/21 в назначении пенсии истцу отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет, в который в бесспорном порядке по состоянию на 24 декабря 2021 года зачтено 7 лет 11 месяцев 21 день. При этом спорные периоды – учебы с 12 марта 1992 по 23 февраля 1994 года в Кустанайском техникуме Автомобильного транспорта Республики Казахстан, работы с 28 марта 1994 года по 5 ноября 1996 года в качестве лаборанта в кабинете дипломного проектирования в Кустанайском техникуме Автомобильного транспорта Республики Казахстан, с 6 ноября 1996 года по 20 августа 2008 года в качестве преподавателя специальных дисциплин и преподавателя русского языка и литературы в Кустанайском техникуме Автомобильного транспорта Республики Казахстан, со 2 сентября 2008 года по 31 августа 2013 года в качестве преподавателя специальных дисциплин в ГАПОУ СПО «Технический колледж имени В.Д. Поташова», с 1 сентября 2016 года по 30 июня 2017 года, с 8 сентября 2017 года по 30 июня 2018 года, с 1 сентября 2021 года по 20 октября 2021 года, с 23 октября 2021 года по 23 декабря 2021 года в качестве преподавателя специальных дисциплин в ГАПОУ СПО «Технический колледж имени В.Д. Поташова», с 1 сентября 2018 года по 29 июня 2019 года, со 2 сентября 2019 года по 30 июня 2020 года, с 1 сентября 2020 года по 30 июня 2021 года в качестве преподавателя специальных дисциплин в ГАПОУ СПО «Технический колледж имени В.Д. Поташова», периоды нахождения в административном отпуске – 12 января 2009 года и в командировке с 21 по 22 октября 2021 года, в учебном отпуске с 13 по 23 ноября 2017 года в специальный стаж истца ответчиком зачтены не были.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования о включении в специальный страховой стаж К.И.Г. периода ее работы со 2 сентября 2008 года по 31 августа 2013 года в качестве преподавателя специальных дисциплин в ГАПОУ СПО «Технический колледж имени В.Д. Поташова», суд первой инстанции исходил из неправомерности принятого пенсионным органом решения в этой части, признав доказанным осуществление истцом трудовой деятельности в учреждении, работа в котором дает право на льготное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, признавая доводы апелляционной жалобы представителя ответчика в этой части несостоятельными по следующим основаниям.
Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривающей, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее также – Постановление от 16 июля 2014 года № 665), в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 которого при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В пунктах 1.9, 1.10 данного Списка в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены «учреждения начального профессионального образования – училища всех видов и наименований» и «образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения, в том числе колледжи всех наименований) а в разделе «Наименование должностей» поименована должность преподавателя.
В силу пункта 14 Правил работа за период с 1 ноября 1999 в должностях, указанных в Списке должностей, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Действующим правовым регулированием в области пенсионного обеспечения предусмотрена необходимость подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, а также порядок и условия его подтверждения.
В частности, пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н (далее – Порядок), предусмотрено, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению, в числе прочих, подлежит осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Из пункта 4 Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).
Аналогичные разъяснения даны и в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» от 11 декабря 2012 года № 30.
Как видно из имеющейся в деле копии трудовой книжки истца, в период со 2 сентября 2008 года по 25 ноября 2015 года истец работала преподавателем специальных дисциплин в ГАПОУ СПО «Технический колледж имени В.Д. Поташова».
В исторической справке ГАПОУ СПО «Технический колледж имени В.Д. Поташова» содержится следующая информация:
на основании приказа Кабинета Министров Татарской АССР от 4 сентября 1984 года № 213 Техническое училище № 80 реорганизовано в СПТУ № 61;
приказом Министерства Народного образования Татарской АССР от 7 июня 1990 года № 353 на базе СПТУ № 61 создан Технический лицей;
на основании приказа Министерства Народного образования Татарской АССР от 6 сентября 1990 года № 550 Технический лицей города Набережные Челны передан в Акционерное общество КамАЗ;
на основании приказа по АО КамАЗ от 12 декабря 1995 года № 421 Технический лицей АО КамАЗ переименован в негосударственное образовательное учреждение Технический колледж АО КамАЗ;
постановлением комитета по управлению коммунальным имуществом города Набережные Челны Республики Татарстан от 23 июля 1998 года № 426 создано Коммунальное образовательное учреждение «Технический колледж»;
на основании приказа Министерства образования Республики Татарстан от 31 мая 2002 года № 540 Коммунальное образовательное учреждение «Технический колледж» переименовано в Государственное образовательное учреждение «Технический колледж»;
на основании свидетельства о государственной аккредитации от 14 мая 2004 года регистрационный номер 3-5 государственному образовательному учреждению «Технический колледж» присвоен статус – государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования;
на основании приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан от 23 ноября 2007 года № 397 Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Технический колледж» переименовано в Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Технический колледж»;
на основании приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан от 12 февраля 2013 года № 82 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Технический колледж» переименовано в Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Технический колледж имени В.Д. Поташова»;
на основании приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от 10 июня 2015 года № 6722/15 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Технический колледж имени В.Д. Поташова» переименовано в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Технический колледж имени В.Д. Поташова»;
на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 мая 2016 года № 291 путем изменения типа Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Технический колледж имени В.Д. Поташова» создано Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Технический колледж имени В.Д. Поташова» с сохранением основных целей деятельности.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что исследованные в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела документы свидетельствуют о том, что созданное изначально образовательное учреждение – училище с возможностью получения в результате обучения начального профессионального образования с 14 мая 2004 года получило статус государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования, следует признать обоснованными.
Проанализировав приведенные выше положения и установив, что количество обучающихся в колледже в возрасте до 18 лет в спорный период работы истца со 2 сентября 2008 года по 31 августа 2013 года превышало 50 процентов, суд пришел к обоснованному выводу о том, что данный период подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ.
Доводы апеллянта о том, что в соответствии с положениями устава данного образовательного учреждения, основной целью деятельности которого указано осуществление образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования, является обеспечение возможности получения обучающимися как среднего, так и начального профессионального образования, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения в указанной части.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) к образовательным относятся учреждения следующих типов: учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
Действительно, как указывает представитель ответчика, возможность включения времени работы в учреждении, реализующем одновременно программы начального профессионального образования и среднего профессионального образования нормативными правовыми актами в сфере пенсионного обеспечения прямо не предусмотрена. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для отказа во включении в соответствующий стаж спорного периода работы истца в учреждении, которое одновременно реализует обе названных программы, так как должность преподавателя и учреждения, реализующие начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование, прямо предусмотрены Списком, а возможность реализации колледжем одновременно двух указанных программ, предусмотренных уставами учреждения, правовым регулированием не запрещена.
Кроме того, как правильно отметил в своем решении суд первой инстанции, сведения индивидуального персонифицированного учета за указанный спорный период в отношении К.И.Г., зарегистрированной в системе обязательного пенсионного страхования 28 февраля 2008 года, изначально сдавались работодателем с кодом особых условий труда и были откорректированы по указанию проверяющего лица пенсионного органа на основании акта документальной проверки сведений индивидуального персонифицированного учета от 28 февраля 2022 года № 20.
Отказывая в удовлетворении требований К.И.Г. в части возложения на ответчика обязанности по включению в соответствующий стаж периодов учебы с 12 марта 1992 по 23 февраля 1994 года в Кустанайском техникуме Автомобильного транспорта Республики Казахстан, а также работы с 28 марта 1994 года по 5 ноября 1996 года в качестве лаборанта в кабинете дипломного проектирования в Кустанайском техникуме Автомобильного транспорта Республики Казахстан, с 6 ноября 1996 года по 20 августа 2008 года в качестве преподавателя специальных дисциплин и преподавателя русского языка и литературы в Кустанайском техникуме Автомобильного транспорта Республики Казахстан, суд исходил из отсутствия для этого соответствующих правовых оснований, отметив также отмену в Республике Казахстан института досрочного пенсионного обеспечения с 1 января 1998 года.
Судебная коллегия, полагая, что последний вывод суда является ошибочным и сам по себе не влечет отказ в досрочном пенсионном обеспечении по законодательству Российской Федерации, соглашается вместе с этим с выводами об отсутствии оснований для включения приведенных спорных периодов в специальный стаж педагогической деятельности К.И.Г.
Так, согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 года государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также – Соглашение).
Данное соглашение, действовавшее на день обращения истца в орган территориального пенсионного фонда и вынесения оспариваемого решения, было денонсировано в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», вступившем в силу с 30 июня 2022 года.
В силу положений статьи 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В числе этих условий, как следует из содержания пункта 19 части статьи 30 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, продолжительность стажа педагогической деятельности не менее 25 лет и истечение сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года – даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также – Правила № 1015).
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года – документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года – документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 года № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее также – Правила).
В соответствии с пунктом 68 Правил проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В Республике Казахстан соответствующим компетентным органом является акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд» города Алматы.
В рассматриваемом случае истец в подтверждение спорных периодов трудовой и иной деятельности, протекавших в Республике Казахстан, в пенсионный орган, а в последующем в суд первой инстанции представила следующие документы:
копию диплома об обучении (л. д. 71);
трудовую книжку (л. д. 14 – 19);
архивную справку от 3 июля 2021 года № К-4 о начислениях по заработной плате за 1994 – 1997 годы (л. д. 23, 23 оборот);
справку о заработной плате от 28 сентября 2021 года № 10-766 за период работы в КГКП «Костанайский колледж автомобильного транспорта» (л. д. 24);
выписку из индивидуального пенсионного счета с указанием пенсионных накоплений (л. д. 24 оборот, 25);
Для проверки достоверности представленных К.И.Г. сведений, а также установления необходимых для рассмотрения вопроса о назначении досрочной страховой пенсии сведений ответчиком, со своей стороны, были направлены соответствующие запросы в акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд» города Алматы в соответствии с положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС от 20 декабря 2029 года.
Однако ответом компетентного органа от 15 февраля 2022 года в предоставлении информации об уплате страховых взносов, в том числе в отношении К.И.Г.., было отказано. (л. д. 51).
Какие-либо иные документы и информация, свидетельствующие о наличии оснований для зачета в специальный стаж педагогической деятельности указанных выше периодов обучения и работы К.И.Г., протекавших в Республике Казахстан, ни в пенсионный орган, ни в суд первой инстанции представлено не было. Характер работы и иные условия, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации для зачета спорных периодов трудовой деятельности истца, протекавших в Республике Казахстан, соответствующими справками и документами не подтверждены.
Одновременно следует отметить, что по завершении спорного периода обучения в Кустанайском техникуме Автомобильного транспорта Республики Казахстан истцу была присвоена квалификация «техник-организатор перевозок», что не имеет отношения к педагогической деятельности.
Между тем в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2014 года № 665 для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, может применяться Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
При этом в силу подпункта «в» пункта 3 этого же постановления по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте «м» пункта 1 настоящего постановления, – применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также – Положение), утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», – для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно пункту 2 вышеуказанного Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалось в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В последующем нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов учебы предусмотрено не было.
Наличие условий, а также характер работы, позволяющий включить периоды работы истца с 28 марта 1994 года по 5 ноября 1996 года в качестве лаборанта в кабинете дипломного проектирования в Кустанайском техникуме Автомобильного транспорта Республики Казахстан и с 6 ноября 1996 года по 20 августа 2008 года в качестве преподавателя специальных дисциплин и преподавателя русского языка и литературы в этом же техникуме в стаж, предусмотренный пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О стразовых пенсиях», имеющимися в деле доказательствами также не подтверждено, соответствующих справок и сведений о типе учреждения и его обучающихся представлено не было.
Приложенные к апелляционной жалобе К.И.Г. копии документов, полученных ею согласно сопроводительного письма акционерного общества «Единый накопительный пенсионный фонд» города Алматы 18 октября 2018 года, которые, по мнению истца, подтверждают уплату соответствующих взносов, судом апелляционной инстанции в качестве новых доказательств в рамках рассмотрения настоящих апелляционных жалоб приняты не были, поскольку возможностью представить соответствующие документы в суд первой инстанции истец не воспользовалась без уважительных на то причин. В пенсионный орган, как пояснил его представитель в предыдущем судебном заседании, эти документы при обращении за назначением пенсии К.И.Г. также не предоставляла, изложенные в них сведения не проверялись, в связи с чем оснований для предоставления их на стадии апелляционного рассмотрения, минуя установленный действующим правовым регулированием регламент, не имеется.
При этом следует отметить, что истец К.И.Г. не лишена права на повторное обращение в Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан с соответствующим заявлением при наличии новых документов, не являвшихся предметом исследования и оценки при разрешении вопроса о наличии оснований для назначения ей страховой пенсии на льготных основаниях.
Таким образом, при разрешении спора судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, то основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводов о несогласии решением и выводами суда по иным заявленным в рамках рассмотрения настоящего дела спорным периодам, апелляционные жалобы сторон не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16 августа 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы К.И.Г., представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан Х.Г.И. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 13 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи