Решение по делу № 33-6061/2018 от 15.10.2018

Судья      Дело № 33-6061/2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.,

судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,

при секретаре Мельниковой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании 8 ноября 2018 года дело по апелляционной жалобе Розенталь Ю.В. решение Усинского городского суда Республики Коми от 3 августа 2018 года, которым:

отказано в удовлетворении административных исковых требований Розенталь Ю.В. к администрации муниципального образования городского округа «Усинск» о признании незаконным постановления от <Дата обезличена><Номер обезличен> об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот муниципального специализированного жилищного фонда.

Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., судебная коллегия    

у с т а н о в и л а :

Розенталь Ю.В. обратилась в Усинский городской суд Республики Коми с административным иском к администрации МО ГО «Усинск», в котором просила признать незаконным постановление от <Дата обезличена><Номер обезличен> об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица судом привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.

Судом принято приведенное выше решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Розенталь Ю.В. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на наличие у нее права на жилище, гарантированное законом.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22.10.2018 постановлено перейти к рассмотрению апелляционной жалобы в порядке гражданского судопроизводства.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, письменных дополнений к ней, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.

Как установлено по делу и следует из материалов дела, С. (в настоящее время – Розенталь) Ю.В. родилась <Дата обезличена>. Мать истца В. была лишена родительских прав в отношении дочери .

По сообщению отдела опеки и попечительства по г. Усинску от <Дата обезличена><Номер обезличен> Розенталь (С.) Ю.В. с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, находилась под опекой тети – Г. (снята с учета по достижении совершеннолетия). За Розенталь (С.) Ю.В. было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес обезличен>.

Согласно сведениям администрации МО ГО «Усинск» от <Дата обезличена><Номер обезличен>, Розенталь Ю.В. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит и не состояла. Государственная поддержка на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджетов всех уровней не оказывалась.

Из ответа администрации МО МР «Корткеросский» от <Дата обезличена><Номер обезличен> следует, что Розенталь (С.) Ю.В. по вопросу предоставления жилого помещения по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», не обращалась, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «дети-сироты» в администрации муниципального района не состоит.

В соответствии с сообщением администрации СП «Сторожевск» от <Дата обезличена><Номер обезличен> Розенталь (С.) Ю.В. и ее законные представители с запросом о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в администрацию сельского поселения не обращались. Жилое помещение на территории СП «Сторожевск» по указанной категории лиц не предоставлялось. Розенталь (С.) Ю.В. и ее мать В. были зарегистрированы по адресу: <Адрес обезличен>, который находился на балансе Сторожевского комбината бытового обслуживания и в муниципальную собственность СП «Сторожевск» не передавался. В настоящее время здание разобрано ввиду ветхости и непригодности для проживания. Информация о закреплении за Розенталь Ю.В. жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, в администрации отсутствует.

        В настоящее время истец проживает по адресу: <Адрес обезличен>, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <Адрес обезличен>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> имела постоянную регистрацию по адресу: <Адрес обезличен>.

    По информации Управления Росреестра по Республике Коми, истец и члены ее семьи собственниками жилых помещений не являются.

<Дата обезличена> Розенталь Ю.В. обратилась с заявлением в администрацию МО ГО «Усинск» о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Постановлением администрации МО ГО «Усинск» от <Дата обезличена><Номер обезличен> в удовлетворении заявления было отказано ввиду того, что истица не относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку ее возраст старше 23 лет.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что включение в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жильем носит заявительный характер, истец до достижения возраста 23 лет с таким заявлением не обращалась, утратив право на меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вследствие чего пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления администрации МО ГО «Усинск».

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц, направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

В соответствии с абзацем 4 статьи 1 названного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, гарантированное законом право на обеспечение жилым помещением предоставляется лицам, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет. Такое право сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями при условии постановки их на учет в установленном законом порядке, то есть до достижения 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Обстоятельства отсутствия надлежащего обращения истца в установленный законом срок с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении истцом не оспаривались.

На момент обращения в администрацию с соответствующим заявлением истец достигла возраста 31 года, доказательств в подтверждение обстоятельств, объективно препятствующих истцу своевременно встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, представлено не было.

Имея возможность заявить о своих нарушенных жилищных правах, истец данной возможностью не воспользовалась, в связи с чем право на предоставление жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, утратила.

Каких-либо обстоятельств, не зависящих от воли истца, препятствующих реализовать право на внеочередное получение жилого помещения с наступлением совершеннолетия и до 23 лет, не установлено.

Доводы истца со ссылкой на ненадлежащее исполнение органами опеки и попечительства обязанности по содействию в получении истцом жилого помещения, что, по его мнению, привело к нарушению ее прав, судебной коллегией отклоняются, так как применительно к обстоятельствам данного дела попечительство над истцом прекращено по достижении совершеннолетнего возраста, недееспособной Розенталь Ю.В. не признана, при этом имела возможность самостоятельного улучшения жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения ею совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет.

В силу статьи 21 Гражданского кодекса РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Отсутствие специальных познаний в области юриспруденции основанием для отмены решения также не является.

Доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Усинского городского суда Республики Коми от 3 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Розенталь Ю.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-6061/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Розенталь Юлия Валентиновна
Ответчики
Администрация МО ГО Усинск
Другие
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Сироткина Е М
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее