Судья Курникова С.С. УИД № 16RS0051-01-2021-017018-51
Дело № 2-7680/2021
№ 33-4016/2022
Учет 211г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07 апреля 2022 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Шайхиева И.Ш.,
судей Сазоновой В.Г. и Шакировой З.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исаевым Х.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 10 ноября 2021 года, которым постановлено:
исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 90» Советского района города Казани и исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившее в необеспечении в полной мере комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Обязать исполнительный комитет муниципального образования города Казани в срок до 31 декабря 2021 года предусмотреть и обеспечить финансирование (софинансирование) мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об образовании и антитеррористической безопасности в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия № 90» Советского района города Казани, а именно:
- установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта;
- восстановить целостность ограждения со стороны спортплощадки;
- исключить бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
- установить на въезде ворота, обеспечивающие жесткую фиксацию створок в закрытом положении.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №90» Советского района города Казани в срок до 31 декабря 2021 года осуществить мероприятия по устранению нарушений требований законодательства об образовании и антитеррористической безопасности, а именно:
- установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта;
- восстановить целостность ограждения со стороны спортплощадки;
- исключить бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
- установить на въезде ворота, обеспечивающие жесткую фиксацию створок в закрытом положении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя прокурора Советского района города Казани – Кириллова Э.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Советского района города Казани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Гимназия № 90» Советского района города Казани, исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Впоследствии, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены муниципальное бюджетное учреждение «Департамент телекоммуникационных технологий», муниципальное бюджетное учреждение «Департамент по содержанию и обслуживанию учреждений социальной сферы города Казани».
Требования мотивированы тем, что 12 мая 2021 года прокуратурой Советского района города Казани проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности в МБОУ «Гимназия № 90» Советского района города Казани. В соответствии с паспортом безопасности от 11 июня 2020 года указанное учреждение имеет 2 категорию опасности. В ходе проверки установлены следующие нарушения антитеррористической защищенности: обеспечение контрольно-пропускного режима, как элемента охраны, осуществляется работниками школы, не прошедшими специального обучения и не являющимися сотрудниками частных охранных организаций; нарушена целостность ограждения; допущено бесконтрольное пребывание третьих лиц на объекте; установленное количество камер видеонаблюдения является недостаточным; на въезде нет ворот, обеспечивающих жесткую фиксацию створок в закрытом положении. В соответствии с положениями устава МБОУ «Гимназия № 90» Советского района города Казани учредителем этого учреждения является исполнительный комитет муниципального образования города Казани. Таким образом, обеспечение технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений является обязанностью, в том числе, и органов местного самоуправления. На основании изложенного, полагая, что ответчиками не выполняются в полном объеме меры по обеспечению антитеррористической защищенности, уточнив свои исковые требования и отказавшись от части исковых требований, прокурор Советского района города Казани просит суд признать незаконным бездействие МБОУ «Гимназия № 90» Советского района города Казани и исполнительного комитета муниципального образования города Казани, обязать исполнительный комитет муниципального образования города Казани в срок до 31 декабря 2021 года предусмотреть и обеспечить финансирование (софинансирование) мероприятий, а МБОУ «Гимназия № 90» Советского района города Казани осуществить мероприятия по устранению нарушений требований законодательства об образовании и антитеррористической безопасности, а именно: установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; восстановить целостность ограждения; исключить бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); установить на въезде ворота, обеспечивающие жесткую фиксацию створок в закрытом положении.
Представитель муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 90» Советского района города Казани в судебном заседании с предъявленными требованиями в части обязания устранить выявленные нарушения согласилась, однако указала, что требуемый истцом срок является недостаточным для устранения нарушений.
Представители ответчика исполнительного комитета муниципального образования города Казани, третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, муниципального бюджетного учреждения «Департамент телекоммуникационных технологий города Казани», муниципального бюджетного учреждения «Департамент по содержанию и обслуживанию учреждений социальной сферы» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, не соглашаясь с постановленным по делу решением, в своей апелляционной жалобе и дополнении к ней просит его отменить как незаконное, принятое с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не были приняты во внимание сроки осуществления мероприятий антитеррористической защищенности, установленные действующими нормативными правовыми актами, в результате чего сделан необоснованный вывод о бездействии ответчиков.
Прокурором направлено возражение на апелляционную жалобу, в котором указано на необоснованность ее доводов.
Представитель прокурора Советского района города Казани с доводами жалобы не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили, о причинах своей неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения явившегося лица, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма определены Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
В силу статьи 2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 06 марта 2006 года «О противодействии терроризму», постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.
На основании части 8 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является и обязанностью органов местного самоуправления, а в силу статей 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют правовые полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организация.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Установлено, что прокуратурой Советского района города Казани Республики Татарстан проводились проверки соблюдения законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности МБОУ «Гимназия № 90» Советского района города Казани, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Комарова, д. 12.
В соответствии с положениями Устава МБОУ «Гимназия № 90» Советского района города Казани учредителем школы является исполнительный комитет муниципального образования города Казань, который в соответствии с действующим правовым регулированием осуществляет функции и полномочия учредителя.
Согласно паспорту безопасности объекта, утвержденному 11 июня 2020 года начальником МКУ «Управления образования» ИК МО г. Казани, МБОУ «Гимназия № 90» Советского района города Казани относится ко второй категории опасности.
Из раздела VIII данного паспорта следует, что в МБОУ «Гимназия № 90» Советского района города Казани необходимо: исключить бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны; установить систему видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; оснастить объект воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении. Срок устранения недостатков - 2 года.
Из акта проверки МБОУ «Гимназия № 90» Советского района города Казани от 12 мая 2021 года, составленного помощником прокурора Советского района города Казани Республики Татарстан Фаттаховым И.З., следует, что на момент проверки нарушения, отраженные в паспорте безопасности, не устранены.
Согласно акту проверки от 9 августа 2021 года, составленному помощником прокурора Советского района города Казани Республики Татарстан Рудницкой Т.В., в ходе проверки установлено, что на объекте СКУД (система контроля и управления доступом) на входе в здание имеется, на входе на территорию отсутствует. Для устранения выявленных нарушений необходимо исключить бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лиц и нахождение транспортных средств, обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, установить на въезде ворота, обеспечивающие жесткую фиксацию створок в закрытом положении, установить дополнительные камеры видеонаблюдения, восстановить целостность ограждения.
Директором МБОУ «Гимназия № 90» Советского района города Казани неоднократно в адрес МБУ «Департамент телекоммуникационных технологий» и МБУ «Департамент по содержанию и обслуживанию учреждений социальной сферы города Казани» неоднократно направлялись письма по вопросам восстановления целостности ограждения, исключения бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территориии), установки системы видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, установки СКУД на входе на территорию.
Согласно ответу от 26 мая 2021 года директора МБУ «Департамент по содержанию и обслуживанию учреждений социальной сферы города Казани» Королева П.С., установка ограждения на территории МБОУ «Гимназия № 90» Советского района города Казани включена в предварительную программу текущего ремонта на 2021 год.
Вместе с тем, суду предоставлена копия Акта фиксации состояния выполнения работ по замене ограждения в МБОУ «Гимназия № 90» от 15 октября 2021 года, из которого следует, что работы подрядной организацией по состоянию на эту дату не начаты, информационное взаимодействие с подрядной организацией отсутствует.
Из ответа от 24 сентября 2021 года директора МБУ «Департамент телекоммуникационных технологий» видно, что МБОУ «Гимназия № 90» Советского района города Казани внесено в перечень учреждений, которые будут оснащены системой контроля и управления доступом. Работы планируется выполнить до конца 4 квартала 2021 года. Дооснащение камерами видеонаблюдения будет произведено после определения источников финансирования.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательства устранения вышеперечисленных нарушений законодательства о противодействии терроризму на момент рассмотрения дела отсутствуют, а ответчики, как лица, ответственные за проведение соответствующих мероприятий, не предпринимают всех необходимых мер для их устранения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом первой инстанции не приняты во внимание сроки осуществления мероприятий антитеррористической защищенности, установленные действующими нормативными правовыми актами, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные в силу следующего.
Подпунктом «е» пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006, предусмотрено, что комиссия, созданная для обследования и категорирования объекта (территории) на предмет антитеррористической защищенности, определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
В данном случае, мероприятия по определению категории антитеррористической защищенности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 169» были проведены в 2020 году, в том же году составлен паспорт безопасности, в котором установлены сроки проведения соответствующих мероприятий – 2 года.
Несмотря на представленные в материалы дела сведения о принятии мер по устранению выявленных нарушений, в частности, об организации работ по установке ограждения на территории МБОУ «Гимназия № 90» Советского района города Казани и работ по оснащению этого учреждения системой контроля и управления доступом, которые должны были быть завершены до конца 2021 года, доказательств фактического проведения этих работ ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлены.
Информация о принятии ответчиками мер по исключению бесконтрольного пребывания на объектах посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий), а также об установке на въезде ворот, обеспечивающих жесткую фиксацию створок в закрытом положении, также отсутствует.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание период времени, прошедший с момента установления необходимости проведения соответствующих мероприятий антитеррористической защищенности, а также сведения о фактически выполненных работах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания бездействия ответчиков незаконными и удовлетворения заявленных исковых требований.
В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и иной оценке установленных по делу обстоятельств, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 10 ноября 2021 года, по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования города Казани – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 13 апреля 2022 года.
Председательствующий
Судьи