Решение по делу № 2-2075/2024 от 20.06.2024

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 сентября 2024 года Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Клокотовой Н.А., при секретаре Сильвестровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ЗЛП к Министерству Социального развития Московской области Окружному управлению социального развития №, Муниципальному казенному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению Рузского городского округа» об отказе в предоставлении социальной карты и взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец просит суд обязать ответчиков выдать социальную карту, по достижению 55-и летнего возраста, взыскать компенсацию морального вреда в размере ... рублей и судебных расходов за почтовые отправления ответчикам.

Требования мотивированы тем, что истец обратилась с заявлением в Социальный фонд о выдаче социальной карты по достижению 55-и летнего возраста. По результатам рассмотрения данного заявления социальным фондом истцу было отказано. Истец с данным отказом не согласна, просит обязать выдать социальную карту по достижению 55–и летнего возраста.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. В судебном заседании пояснила, что решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя Московской области» от (дата). не обжаловала, поскольку считает, что Социальный фонд обязан выдать социальную карту по достижению 55-и летнего возраста. Также пояснила, что в настоящее время ею поданы заявления в Министерство Социального развития Московской области и Правительство Московской области для разрешения вопроса о выдаче социальной карты. В настоящее время ответы на данные заявления в ее адрес не поступили.

Представитель ответчика Министерства Социального развития Московской области Окружного управления социального развития № Министерства социального развития Московской области в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В судебном заседании пояснила, что Решением от (дата). истцу было отказано в предоставлении государственной услуги «Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя Московской области» на основании отсутствия сведений о страховом стаже (не менее 15 лет), необходимом для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с Законом Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» меры социальной поддержки предоставляются лицам, достигшим предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством РФ. По данным, полученным посредствам межведомственного электронного взаимодействия с социальным фондом РФ, стаж истца составляет 3 года (необходимый для назначения пенсии по старости не менее 15 лет).

Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению Рузского городского округа» в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В судебном заседании пояснила, что в настоящее время они являются ненадлежащим ответчиками, так как предоставление услуги ограничивается только предоставлением доступа к гостевым компьютерам, расположенным в офисах МФЦ и выдачей результата оказанной услуги. Решений по предоставленным услугам МФЦ не принимает.

Представитель третьего лица Филиала № Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.

Из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что гражданские права и обязанности возникают, в числе иного, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Защита гражданских прав осуществляется путем, в числе иных, присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; компенсации морального вреда; иными способами, предусмотренными законом, что установлено ст. 12 ГК РФ.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Из положений ст. 1099 ГК РФ следует, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Как установлено ст. ст. 1100, 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда также и в иных случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Из разъяснений, данных судам в п. п. 12, 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", следует, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Закон Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ (далее - Закон МО от 23.03.2006 г. N 36/2006-ОЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, а также определяет порядок установления мер социальной поддержки Правительством Московской области для иных категорий граждан вне зависимости от их проживания на территории Московской области.

В соответствии со ст. 1 Закона МО от 23.03.2006 г. N 36/2006-ОЗ настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся, в том числе, лица, достигшие предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, указанных в пунктах 28 и 33 настоящей статьи.

Согласно ст. 2 Закона МО от 23.03.2006 г. N 36/2006-ОЗ документом, подтверждающим право на бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок и на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, служит социальная карта жителя Московской области, являющаяся социальным проездным билетом в случае открытия на ней транспортного приложения (далее - социальная карта жителя Московской области).

Закон Московской области от 27 декабря 2017 года N 258/2017-ОЗ (далее - Закон МО от 27.12.2017 г. N 258/2017-ОЗ) регулирует отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду в городе Москве на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования города Москвы (автобус, трамвай, троллейбус) по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в городском и пригородном сообщении, на Московском метрополитене (включая Московскую монорельсовую транспортную систему) и на Малом кольце Московской железной дороги по социальной карте жителя Московской области (далее - дополнительные меры социальной поддержки по проезду).

Согласно ст. 2 Закона МО от 27.12.2017 г. N 258/2017-ОЗ дополнительные меры социальной поддержки по бесплатному проезду в городе Москве на Московском метрополитене (включая Московскую монорельсовую транспортную систему) и на Малом кольце Московской железной дороги предоставляются следующим категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в том числе, лицам, достигшим предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющим страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, имеющих в соответствии с законодательством Московской области право на меры социальной поддержки по бесплатному проезду в городе Москве.

Как установлено ст. 4 Закона МО от 27.12.2017 г. N 258/2017-ОЗ настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

В соответствии со ст. 4.1 Закона МО от 27.12.2017 г. N 258/2017-ОЗ положения статьи 1 настоящего Закона в части предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду в городе Москве на Малом кольце Московской железной дороги и части 2 статьи 2 настоящего Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2018 года, и действуют по 31 декабря 2023 года. Дополнительные меры социальной поддержки категориям граждан, определенным частью 3 статьи 2 настоящего Закона, предоставляются в 2019 году и последующие годы при наличии заключенных между Правительством Московской области и Правительством города Москвы на соответствующий финансовый год соглашений, предусматривающих финансовое обеспечение предоставления указанных дополнительных мер социальной поддержки.

Закон Московской области от 23 июля 2018 года N 136/2018-ОЗ (далее - Закон МО от 23.07.2018 г. N 136/2018-ОЗ) регулирует отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении (кроме скорых и скоростных поездов повышенной комфортности) по социальной карте жителя Московской области (далее - дополнительные меры социальной поддержки по проезду).

Согласно ст. 2 Закона МО от 23.07.2018 г. N 136/2018-ОЗ дополнительные меры социальной поддержки по проезду предоставляются следующим категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в том числе, лицам, получающим пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации и не относящимся к категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Московской области права на меры социальной поддержки по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении; лицам, достигшим предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющим страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено ст. 5 Закона МО от 23.07.2018 г. N 136/2018-ОЗ, настоящий Закон вступает в силу с 1 августа 2018 года и действует по 31 декабря 2023 года.

13 сентября 2021 года заключено Соглашение между Правительством Москвы от имени города федерального значения Москвы и Правительством Московской области об организации транспортного обслуживания отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе федерального значения Москве или в Московской области, в 2021-2023 годах", согласно п. п. 2 и 2.2 которого Правительство Москвы обеспечивает бесплатный проезд отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области: указанных в приложении 4 к настоящему Соглашению, на Московском метрополитене (включая Московскую монорельсовую транспортную систему) и на Малом кольце Московской железной дороги на основании социальной карты жителя Московской области, держателем которой является гражданин, имеющий право на получение мер социальной поддержки, и (или) временного единого социального билета, соответствующих техническим параметрам и требованиям, определенным для использования в автоматизированных системах оплаты, учета и контроля проезда пассажиров в транспорте общего пользования города Москвы (источниках официальной информации).

В приложении 4 к настоящему Соглашению указан Перечень отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, которым обеспечивается бесплатный проезд на Московском метрополитене (включая Московскую монорельсовую транспортную систему) и на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении на малом кольце Московской железной дороги (далее - Перечень).

В указанный выше Перечень включены лица, достигшие предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, имеющих в соответствии с законодательством Московской области право на меры социальной поддержки по бесплатному проезду в городе Москве.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что истец (дата). обратилась с Анкетой-заявкой на выпуск социальной карты жителя Московской области №

Решением Министерством Социального развития Московской области Окружного управления социального развития № от (дата) отказано в предоставлении государственной услуги «Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя Московской области» по причине несоответствия категории заявителя кругу лиц, имеющих право на получение государственной услуги. В решении также разъяснено, что лицо должно иметь страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости (л.д. 6).

Истец вышеуказанное решение в административном порядке не обжаловала, с исковыми требованиями о включении периодов работы в страховой стаж, для расчета пенсии по старости и обязании предоставить меру социальной поддержки не обращалась.

С 2019 года под предпенсионным возрастом понимается период в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначенную досрочно. С указанного года женщины выходят на пенсию с 60 лет, а мужчины - с 65 лет. При этом, установлен так называемый переходный период - 2019 - 2027 гг. В течение первых двух лет этого периода можно выйти на пенсию по старости на полгода раньше. Также право есть у работников, которые достигнут пенсионного возраста, предусмотренного законодательством, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж для досрочного назначения пенсии. Конкретные даты начала и окончания предпенсионного возраста необходимо определять с учетом числа и месяца рождения работника. Предпенсионный возраст определяется для каждого работника как пять лет, предшествующие моменту получения им права на страховую пенсию по старости. В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным коэффициентам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости.

Истец на момент обращения в Министерство социального развития Московской области достигла предпенсионного возраста (55 лет), но не имея необходимый страховой стаж, в связи с полученными сведениями Пенсионного Фонда РФ, согласно которых страховой стаж ЗЛП составлял 4 год 0 месяца 14 дней, не имела право на социальную карту жителя Московской области, и, соответственно, право на соответствующие меры социальной поддержки по бесплатному проезду в Московской области и в городе Москва.

Таким образом, решения Министерства Социального развития Московской области Окружного управления социального развития № в отношении истца приняты в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия решений соблюден, содержание данных решений соответствует нормативным правовым актам.

В силу принципов состязательности и равноправия сторон, закрепленных в ст. ст. 12, 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).

Однако, истцом в предусмотренном законом порядке, не представлено достоверных, допустимых и относимых доказательств, объективно подтверждающих обоснованность заявленных ею требований.

Суд считает требования о взыскании компенсации морального вреда и почтовых расходов не подлежащих удовлетворению.

Суд, оценив в совокупности, представленные по делу доказательства по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, принимая во внимание, также, что факт не законных действий ответчика в отношении истца не установлен, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ЗЛП - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 1 месяца через Рузский районный суд, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме (дата) года.

Судья                      подпись                         Н.А. Клокотова

...

...

...

2-2075/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Зубко Людмила Петровна
Ответчики
Министерство социального развития
МФЦ Мои документы г. Руза
Социальный фонд г. Руза
Другие
Филиал №2 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области
Суд
Рузский районный суд Московской области
Судья
Клокотова Наталия Александровна
Дело на странице суда
ruza.mo.sudrf.ru
20.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2024Передача материалов судье
20.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2024Судебное заседание
19.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
05.09.2024Судебное заседание
18.09.2024Судебное заседание
23.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее