1 октября 2019 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Гулай А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Надараиа Л.Ц. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Надараиа Л.Ц. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением к администрации Приморского края, департаменту финансов Приморского края, департаменту градостроительства Приморского края, департаменту образования и науки Приморского края, департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указав в обоснование своих требований, что вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 26 сентября 2017 года по гражданскому делу № 2-6043/17 на администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м. и не более 36 кв. м. общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, на территории Владивостокского городского округа.
На основании выданного судом исполнительного листа судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее – МОСП УФССП России по Приморскому краю) 22 декабря 2017 года возбуждено исполнительное производство № №, которое до настоящего времени по вине должника не окончено.
Со ссылкой на положения статей 1 и 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ), статей 111, 112 и 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административный истец просил суд взыскать в его пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100000 рублей; а также понесенные по делу судебные расходы: на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей и на оплату услуг представителя в размере 7500 рублей.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованного лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители администрации Приморского края, департамента финансов Приморского края представили письменные отзывы на административный иск, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный истец, представители департамента градостроительства Приморского края, департамента образования и науки Приморского края, департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, МОСП УФССП России по Приморскому краю о причинах неявки суд в известность не поставили, ходатайств об отложении слушания дела или рассмотрении дела в их отсутствие не заявили.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 258 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении, пояснил, что 16 сентября 2019 года между Надараиа Л.Ц. и администрацией Приморского края заключено мирового соглашение о выдаче сертификата на приобретение жилого помещения. Просил суд взыскать с административных ответчиков компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок до даты заключения мирового соглашения, понесенные по делу судебные расходы.
РР· содержания поступивших РІ СЃСѓРґ письменных отзывов администрации РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края Рё департамента финансов РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края следует, что данные органы государственной власти РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края возражают против удовлетворения административных исковых требований, указывая РЅР° то, что СЃРѕ стороны административного истца РЅРµ представлено доказательств, свидетельствующих Рѕ том, что должник РїРѕ исполнительному производству допустил какие-либо нарушения, повлиявшие РЅР° затягивание СЃСЂРѕРєРѕРІ исполнения решения СЃСѓРґР°. РљСЂРѕРјРµ того, административный истец РЅРµ обосновал тяжесть Рё значимость последствий РѕС‚ неисполнения судебного акта, Р° размер заявленной Рє взысканию компенсации Рё судебных расходов является завышенным.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела № № и материалы исполнительного производства № №, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, части 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
Частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления должны осуществляться в разумные сроки.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон 2 октября 2007 года № 229-ФЗ) содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
В силу части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Как следует из материалов гражданского дела № №, прокурор Первомайского района города Владивостока обратился во Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края в порядке статьи 45 ГПК РФ с исковым заявлением в защиту интересов Надараиа Л.Ц. к администрации Приморского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Решением от 26 сентября 2017 года Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края обязал администрацию Приморского края предоставить Надараиа Л.Ц. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м. и не более 36 кв. м. общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, на территории Владивостокского городского округа.
Данное решение вступило в законную силу, по делу выдан исполнительный лист.
22 декабря 2017 года в отношении администрации Приморского края судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП России по Приморскому краю возбуждено исполнительное производство № №.
В судебном заседании установлено, что в рамках исполнительного производства в соответствии со статьей 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ судебным приставом-исполнителем принимались меры по исполнению судебного акта.
В совокупности исследованные по делу доказательства со всей очевидностью позволяют сделать вывод о том, что нарушение установленных сроков исполнения судебного решения не было вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника по исполнительному производству, которые подтверждали бы уважительность причин его неисполнения в срок, установленный действующим законодательством.
Отсутствие свободных жилых помещений во Владивостокском городском округе либо недостаточность предусмотренных краевым бюджетом денежных средств на строительство и (или) приобретение жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут являться исключительными обстоятельствами для неисполнения решения суда.
В ходе судебного разбирательства административными ответчиками не представлено доказательств того, что ими предпринимались какие-либо меры, направленные на исполнение решения суда, вынесенного в пользу Надараиа Л.Ц., материалы исполнительного производства № № подобных документов также не содержат.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административными ответчиками не приняты надлежащие меры, направленные на своевременное исполнение вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 26 сентября 2017 года по гражданскому делу № №.
Частью 3 статьи 258 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовой и фактической сложности дела; поведения административного истца и иных участников судебного процесса; достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общей продолжительности неисполнения судебного акта.
РР· разъяснений, приведенных РІ пункте 55 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 29 марта 2016 РіРѕРґР° в„– 11 «О некоторых вопросах, возникающих РїСЂРё рассмотрении дел Рѕ присуждении компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° судопроизводство РІ разумный СЃСЂРѕРє или права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРєВ» (далее – Постановление Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 29 марта 2016 РіРѕРґР° в„– 11), следует, что РїСЂРё исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период СЃРѕ РґРЅСЏ поступления РѕС‚ лица, РІ пользу которого РїСЂРёРЅСЏС‚ судебный акт, исполнительного листа РІ орган, организацию или должностному лицу, РЅР° которые возложены обязанности РїРѕ исполнению судебных актов, РґРѕ момента окончания производства РїРѕ исполнению судебного акта.
Как установлено судом, решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 26 сентября 2017 года вступило в законную силу 31 октября 2017 года, по делу выдан исполнительный лист, на основании которого 22 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП России по Приморскому краю возбуждено исполнительное производство № № и установлен должнику пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления, следовательно, на дату судебного заседания общая продолжительность неисполнения решения суда составляет один год и девять месяцев.
Такой срок существенно превышает срок, установленный в статье 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, и расценивается судом как не отвечающий критерию разумности.
Кроме того, по мнению суда, неисполнение судебного акта произошло по причинам, которые не зависели от взыскателя, доказательств обратного со стороны административных ответчиков не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд признает установленным факт нарушения права Надараиа Л.Ц. на исполнение судебного акта в разумный срок и полагает возможным в целях защиты прав административного истца присудить ему денежную компенсацию.
РР· анализа содержания положений статьи 2 Федерального закона РѕС‚ 30 апреля 2010 РіРѕРґР° в„– 68-ФЗ следует, что компенсация Р·Р° нарушение права РЅР° судопроизводство РІ разумный СЃСЂРѕРє или права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє присуждается СЃСѓРґРѕРј РІ денежной форме, РїСЂРё этом размер компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° судопроизводство РІ разумный СЃСЂРѕРє или права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє определяется СЃСѓРґРѕРј РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· требований заявителя, обстоятельств дела, РїРѕ которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения Рё значимости его последствий для заявителя, Р° также СЃ учетом принципов разумности, справедливости Рё практики Европейского РЎСѓРґР° РїРѕ правам человека.
При определении размера компенсации, подлежащей присуждению в данном случае, суд учитывает фактическую сложность исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения, общую продолжительность допущенного нарушения сроков, значимость его последствий для административного истца, то обстоятельство, что до настоящего момента вступивший в законную силу судебный акт должником не исполнен, а также то, что Надараиа Л.Ц. относится к категории лиц, имеющих право на дополнительную социальную защиту и помощь со стороны государства.
С учетом принципов разумности и справедливости, исходя из практики Европейского Суда по правам человека, суд полагает необходимым присудить в пользу административного истца денежную компенсацию в размере 35000 рублей.
В силу части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовыми органами, указанными в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).
В данном случае в Приморском крае таким органом является департамент финансов Приморского края.
Пунктом 1 Положения о департаменте финансов Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 31 января 2006 года № 32-па, предусмотрено, что департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.
Согласно пункту 7.2 данного Положения департамент финансов Приморского края осуществляет планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
Пунктами 2.1.3, 2.1.8 Положения о департаменте градостроительства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 6 августа 2007 года № 196-па, предусмотрено, что департамент градостроительства Приморского края организует проведение строительства (реконструкции) и капитального ремонта объектов капитального строительства; осуществляет мониторинг за ходом строительства и вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств краевого бюджета, в пределах своей компетенции; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, в том числе функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на департамент градостроительства Приморского края полномочий.
В силу пунктов 8.42, 8.55 Положения о департаменте образования и науки Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 3 июля 2009 года № 171-па, данный департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций в соответствии с БК РФ; обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края.
Реализация подпрограммы № 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013 – 2021 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2021 годы, утвержденной постановлением администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года № 398-па, в 2015 – 2017 годах, с января по июль 2018 года обеспечивалась ответственными исполнителями: департаментом градостроительства Приморского края посредством строительства жилых помещений, передаваемых в казну Приморского края с целью включения их в состав специализированного жилищного фонда Приморского края с отнесением к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; департаментом образования и науки Приморского края посредством приобретения жилых помещений в собственность Приморского края, а также обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С августа 2018 года в число ответственных исполнителей подпрограммы включен департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в связи с тем, что постановлением администрации Приморского края от 3 августа 2018 года № 366-па полномочия по приобретению в казну Приморского края жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданы департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края.
В то же время в соответствии с требованиями части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Пункт 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 предусматривает, что в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В данном случае департамент образования и науки Приморского края, департамент градостроительства Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края выступают главными распорядителями и получателями средств краевого бюджета, предусмотренных на их содержание и на реализацию возложенных на них функций, однако они не имеют полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, тогда как именно на департамент финансов Приморского края возложены обязанности по организации исполнения краевого бюджета и по управлению средствами на едином счете краевого бюджета.
При таких обстоятельствах согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, пункту 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 присужденная компенсация в сумме 35000 рублей за нарушение права Надараиа Л.Ц. на исполнение в разумный срок вступившего в законную силу судебного акта подлежит взысканию с Приморского края в лице департамента финансов Приморского края за счет средств бюджета Приморского края.
В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
Кроме того, на основании части 1 статьи 111 КАС РФ суд взыскивает с Приморского края в лице департамента финансов Приморского края за счет средств бюджета Приморского края в пользу Надараиа Л.Ц. судебные расходы в сумме 300 рублей, что составляет размер государственной пошлины, уплаченной административным истцом в бюджет при подаче административного искового заявления.
Статьей 112 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Пункты 12 и 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», определяют, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
РР· представленных истцом документов следует, что Р·Р° оказанные юридические услуги Надараиа Р›.Р¦. выплатил Неустроеву Р•.Рћ. денежные средства РІ СЃСѓРјРјРµ 7500 рублей, что подтверждается РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј поручения РѕР± оказании юридических услуг РѕС‚ 7 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° в„– 214/72-2019, актом приема-сдачи выполненных работ РѕС‚ 17 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° Рё кассовым чеком РѕС‚ 26 июля 2019 РіРѕРґР°.
Соотнося данную сумму расходов с объемом защищенного права административного истца, принимая во внимание, что по административному делу проведены одна подготовка (26 сентября 2019 года) и одно судебное заседание (1 октября 2019 года) суда первой инстанции с участием представителя Надараиа Л.Ц. – Неустроева Е.О., учитывая объем выполненной представителем административного истца работы в связи с рассмотрением настоящего дела, включая подготовку административного искового заявления и приложенных к нему документов, а также представление интересов административного истца в суде, суд считает необходимым взыскать с Приморского края в лице департамента финансов Приморского края за счет средств бюджета Приморского края в пользу Надараиа Л.Ц. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 7500 рублей, поскольку, по мнению суда, такие расходы являются разумными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Надараиа Л.Ц. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить в части.
Взыскать с Приморского края в лице департамента финансов Приморского края за счет средств казны Приморского края в пользу Надараиа Л.Ц., 9 мая 1993 года рождения, компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 35000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 7500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего 42 800 (сорок две тысячи восемьсот) рублей.
Решение в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Пилипенко