Дело № 2а-21/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Оленино 18 января 2018 года
Оленинский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Павлова Э.Ю.,
представителя административного истца администрации Оленинского района Тверской области Воробьевой А.В., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика отдела по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому района УФССП России по Тверской области, Андриановой М.А., действующей на основании доверенности,
заместителя прокурора Оленинского района Тверской области Терехова Р.А.,
при секретаре Коростылевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Оленинского района Тверской области к отделу по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Оленинского района Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделу по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Свои требования мотивирует следующими обстоятельствами. В производстве отдела судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области находится исполнительное производство № 21684/17/69021-ИП, возбужденное 27.11.2017 г. на основании исполнительного листа от 27.09.2017 г. № 2а-73/2017, выданного Оленинским районным судом, предметом которого является возложение на администрацию обязанности в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации бесперебойного освещения улиц в вечернее и ночное время на территории п.Оленино Тверской области. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25.12.2017 г. с Администрации был взыскан исполнительский сбор. Полагает, что названное постановление нарушает права администрации Оленинского района. Администрация является бюджетным учреждением, и, в силу п.5 ст.123.22 ГК РФ, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Однако, на выплату штрафов, пеней, исполнительских сборов в бюджете учреждения денежные средства непредусмотрены. Также считает, что действия судебного пристава-исполнителя не соответствуют требованиям ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку уличное освещение в вечернее и ночное время на территории городского поселения поселок Оленино на указанных в решении улицах было возобновлено с 15.08.2017 г. в соответствии с распоряжением администрации Оленинского района Тверской области от 21.07.2017 г. № 167-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Оленинского района № 81-р от 25.04.2017 г.», т.е. задолго до возбуждения исполнительного производства и установления срока для добровольного исполнения. В связи с этим просит признать действия судебного пристава-исполнителя незаконными и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от 25.12.2017 г.
Определением Оленинского районного суда Тверской области от 10.01.2018 г. в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, в качестве заинтересованного лица – прокурор Оленинского района Тверской области, и исполнительное производство в части взыскания исполнительского сбора приостановлено.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Оленинского района Тверской области Воробьева А.В., действующая на основании доверенности, в целом заявленные требования поддержала, просила вынести решение в соответствии с законом, и, в случае отказа в удовлетворении требований, просила снизить размер исполнительского сбора, либо освободить от его уплаты.
Представитель административного ответчика отдела по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам Тверской области УФССП России по Тверской области судебный пристав исполнитель Андрианова М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с административным исковым заявлениям не согласилась, пояснив, что в ее производстве находится исполнительное производство, предметом которого является возложение на администрацию Оленинского района обязанности обеспечить бесперебойное освещение в вечернее и ночное время на улицах п.Оленино. 12.12.2017 г. от прокурора Оленинского района поступило сообщение о том, что уличное освещение в п.Оленино отсутствует в период времени с 2.00 час. до 4.30 час. В ходе исполнительских действий 12.12.2017 г. было установлено, что в ночное время в указанное время решение суда административным истцом не исполняется, освещение в ночное время отсутствует на ряде улиц, о чем был составлен акт о совершении исполнительских действий, а также вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 руб. в связи с неисполнением должником в добровольном порядке требований исполнительного документа. Кроме этого, факт отключения света в ночное время впоследствии подтвердил и руководитель электроснабжающей организации Смирнов, указав, что в период с 08.12.2017 г. по 25.12.2017 г. отключение уличного освещения в п.Оленино производилось с 2.00 час. до 4.30 час. Об отключении уличного освещения в ночное время, а, следовательно, не исполнение решения суда, подтверждается и распоряжениями главы администрации Оленинского района об отключении освещения в п.Оленино в ночное время.
Административный ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов по Тверской области своего представителя в судебное заседание не направил, хотя о времени и месте его проведения был извещен своевременно и надлежащим образом. До проведения судебного заседания от представителя Управления Денисенко Д.М., действующего на основании доверенности, поступило письменное возражение, из которого усматривается, что на исполнении в ОСП по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам Управления находится исполнительное производство № 21684/17/69021 от 27.11.2017 г., предеметом исполнения которого является возложение на администрацию Оленинского района Тверской области обязанности в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации бесперебойного освещения в вечернее и ночное время на территории городского поселения поселок Оленино, взыскателем по которому является прокурор Оленинского района Тверской области. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена Администрацией 30.11.2017 г. В названном постановлении должник предупреждался о том, что в случае не исполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. 15.12.2017 г. от должника получено письмо, в котором сообщалось о том, что по состоянию на 04.12.2017 г. администрацией Оленинского района в полном объеме обеспечено освещение улиц в вечернее и ночное время, которое было возобновлено с 15.08.2017 г. в соответствии с распоряжением администрации Оленинского района Тверской области от 21.07.2017 г. № 167-р, которое прилагалось к письму. С целью проверки исполнения решения суда 12.12.2017 г. судебным приставом-исполнителем был осуществлен выезд в п.Оленино, и, на месте совершения исполнительских действий, было установлено, что освещения на улицах, указанных в исполнительном документе, вопреки указанному письму, нет, о чем составлен соответствующий Акт. В связи с тем, что исполнительный документ в срок, предоставленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, исполнен не был, судебным приставом-исполнителем 25.12.2017 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Учитывая, что заявителем в течение установленного срока для добровольного исполнения не исполнены требования исполнительного документа и не представлено доказательств о наличии уважительных причин, затрудняющих или делающих невозможным его исполнение, полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать и рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие административного ответчика УФССП России по Тверской области.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения участников процесса, суд признает явку административного ответчика УФССП России по Тверской области в судебное заседание не обязательной и считает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо заместитель прокурора Оленинского района Тверской области Терехов Р.А. в судебном заседании не согласился с требованиями административного истца, пояснив, что администрацией Оленинского района в добровольном порядке не исполнено требование исполнительного документа в представленный срок, уличное освещение в ночное время выключалось по распоряжению главы администрации, что полностью нашло свое подтверждение в судебном заседании, в связи с чем полагает, что действия судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, и оспариваемое постановление являются законными и обоснованными.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные материалы дела, а также материалы исполнительного производства № 121684/17/69021, суд приходит к следующему.
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ч.1 ст.28, ст.360 КАС РФ, ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Из содержания статьи 30 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» следует, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя (ч.1), в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо от отказе в возбуждении исполнительного производства (ч.8).
Частями 11 и 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительских действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, решением Оленинского районного суда Тверской области от 19 июня 2017 года административное исковое заявление прокурора Оленинского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворено, бездействие администрации Оленинского района Тверской области по отключению в вечернее и ночное время уличного освещения на территории городского поселения поселок Оленино Тверской области признано незаконным, и на администрацию Оленинского района Тверской области возложена обязанность в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации бесперебойного освещения в вечернее и ночное время на территории городского поселения поселок Оленино Тверской области на улицах: Гагарина, Карла Маркса, Горького, Больничная, Комсомольская, Свердлова, Кирова, Калинина, Пушкина, Чкалова, Школьная, Красная, Октябрьская, Павлова, Мамкина, Строителей, 1-го Мая, Пионерская, Ленина, Кузьмина, Дорожников, Керамик, Крестьянская, Чехова, Заводская, Промышленная, Горбачева, Механизаторов, Фрунзе, Юбилейная, Садовая, Мира, Солнечная, переулок Садовый, Молодежная, Луговая, Лесная, Полевая, переулок Союзный, Союзная, Зеленая, Ветлечебницы, Советская, от ЛПХ переезда до ул.Зеленая.
Решение вступило в законную силу 16 августа 2017 года, по нему выдан исполнительный лист по делу № 2а-73/2017 серии ФС № 003265000 от 19.06.2017 г.
Постановлением заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава ОСП по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Андриановой М.А. от 27.11.2017 г., на основании исполнительного листа № 2а-73/2017 от 27.09.2017 г., возбуждено исполнительное производство № 21684/17/69021-ИП в отношении администрации Оленинского района Тверской области (должник) и последнему установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительномдокументе, с момента получения должником копии постановления.Пунктом 3 названного постановления должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и не представления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и предотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительный сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 руб. с должника гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительный сбор с должника – гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 руб., с должника - организации – 50000 руб.
Названное постановление получено Должником 30.11.2017 г., о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.
Как следует из сообщения главы администрации Оленинского района Дубова О.И. от 04.12.2017 г., адресованное в отдел судебных приставов по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области, на территории городского поселения поселок Оленино Тверской области на вышеперечисленных улицах организовано бесперебойное освещение в вечернее и ночное время, которое возобновлено с 15.08.2017 г. в соответствии с распоряжением администрации Оленинского района Тверской области от 21.07.2017 г. № 167-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Оленинского района № 81-р от 25.04.2017 г.».
К сообщению приложена копия распоряжения № 167-р от 21.07.2017 г. и уведомление исполнительного директора Оленинского отделения ООО «РСО» Смирнова С.А. от 15.08.2017 г., согласно которому ночное освещение на территории п.Оленино включено с 15.08.2017 г.
Вместе с тем, какследует из Акта совершения исполнительских действий от 12.12.2017 г., на ул.Кузьмина, ул.К.Маркса, ул.Промышленная «света нет», в связи с чем заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Андриановой М.А. сделан вывод о не исполнении требования исполнительного документа.
Постановлением заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава ОСП по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Андриановой М.А. № 69021/17/116344 от 25.12.2017 г., в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника администрации Оленинского района Тверской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
В соответствии со ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью третьей названной нормы определено, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Давая анализ представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что действия должностного лица - заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава ОСП по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области Андриановой М.А. по вынесению оспариваемого постановления, как и само постановление, соответствуют требованиям ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», т.к. исполнение должником требований исполнительного документа не произведено, организация бесперебойного освещения в вечернее и ночное время на улицах городского поселения поселок Оленино Тверской области не исполнена.
Доводы представителя административного истца о наличии ночного освещения в п.Оленино входе рассмотрения административного дела не нашли свое подтверждение.
Так, помимо акта о совершении исполнительских действий от 12.12.2017 г., суду была представлена копия распоряжения администрации Оленинского района Тверской области от 18.10.2017 г. № 259/, согласно которому главой Оленинского района Дубовым О.И., в целях экономии средств на оплату электроэнергии, постановлено ограничить уличное освещение пгт.Оленино путем установки таймеров со временем отключения с 02 ч. 00 мин. до 04 ч. 30 мин., и Оленинскому отделению ООО «РСО» рекомендовано осуществить установку таймеров на существующие линии уличного освещения со временем отключения с 02 ч. 00 мин. до 04 час. 30 мин.
Из сообщения исполнительного директора Оленинского отделения ООО «РСО» Смирнова С.А. от 17.01.2018 г., представленного по запросу судебного пристава Андириановой М.А., в период с 08.12.2012 г. по 25.12.2017 г. отключение уличного освещения в п.Оленино производилось с 2.00 до 4.30 час., при этом режим уличного освещения в п.Оленино регламентировался администрацией Оленинскогорайна.
Более того, как следует из Постановления администрации Оленинского района Тверской области от 07.12.2017 г. № 871 «Об отверждении графика включения и отключения уличных светильников в Оленинском районе с 01.01.2018 г., административным истцом запланировано отключение уличного освещения в ночное время в п.Оленинов 2018 году, начиная с 16.01.2018 г. в период времени с 2.00 до 4.30 час.
Факт отключения уличного освещения с 2.00 час. до 4.30 час. в п.Оленино усматривается и из сообщения прокурора Оленинского района Тверской области, адресованного в отдел судебных приставов от 30.11.2017 г.
Кроме этого, исходя из представленного администрацией Оленинского района Тверской области судебным приставам сообщения и приложенных документов о возобновлении уличного освещения в ночное время от 04.12.2017 г. не свидетельствует о том, что названное освещение на улицах в п.Оленино Тверской области, в т.ч. и на ул.Кузьмина, ул.К.Маркса, ул.Промышленная, имело бесперебойный характер, как указано в исполнительном документе.
При таких обстоятельствах в судебном заседании бесспорно установлено, что административным истцом требование исполнительного документа об организации бесперебойного освещения в вечернее и ночное время на улицах городского поселения поселок Оленино Тверской области в 5-дневный срок (начиная с 30.11.2017 г.) не исполнено, сведений об уважительности причины неисполнения ни судебным приставам, ни в судебном заседании административным истцом представлено не было.
Кроме того, исходя из смысла постановления администрации Оленинского района Тверской области от 07.12.2017 г. № 871, которым предписано руководствоваться Оленинскому филиалу ООО РСО и Оленинскому РЭС (п.8), административным истцом требования, изложенные в исполнительном документе, не исполняются и до настоящего времени. Доказательств, свидетельствующих об отмене вышеназванного Постановления, суду представлено не было.
Доводы представителя административного истца об отсутствии в бюджете Оленинского района средств на уплату исполнительских сборов, со ссылкой на положения п.5 ст.123.22 ГК РФ, суд признает не состоятельными, поскольку указанное обстоятельство не освобождает виновное лицо от ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу, что действия должностного лица отдела судебных приставов при вынесении оспариваемого постановления, а также само постановление о взыскании исполнительского сбора соответствуют требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве». Доказательств того, что исполнение требований исполнительного документа было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непреодолимых при данных условиях обстоятельств, не представлено.
Поскольку требование исполнительного документа не было исполнено в установленный срок, что влечет за собой нарушение основополагающих принципов, установленных ст.16 КАС РФ, судебным приставом-исполнителем законно и обоснованно 25 декабря 2017 года вынесено постановление о взыскании с администрации Оленинского района Тверской области исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Принимая во внимание, что решение суда не исполняется по вине администрации Оленинского района Тверской области, оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, либо о его снижении, суд не находит.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Оленинского района Тверской области к отделу по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 25 декабря 2017 года, вынесенного заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССПРоссии по Тверской области оставить без удовлетворения.
Исполнительное производство в части приостановления производства о взыскании исполнительского сбора по вступлению решения в законную силу отменить.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Оленинский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Э.Ю.Павлов
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 23января 2018 года
Председательствующий Э.Ю.Павлов