Дело № 2-5238/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 сентября 2016 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Ушаковой Л.В.,
при секретаре Кононовой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО к Региональному Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области, Управлению Министерства внутренних дел России по Архангельской области о понуждении произвести перерасчет выслуги лет, взыскании судебных расходов,
установил:
ФИО обратился в суд с иском к Региональному Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области о понуждении произвести перерасчет выслуги лет, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел, с ДД.ММ.ГГГГ3 года по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Региональном Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области. Приказом Регионального Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-лс был исключен из списка сотрудников органа наркоконтроля. Выслуга лет для назначения пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 21 год 02 месяца 24 дня, в льготном порядке - 09 лет 09 месяцев 00 дней, всего 30 лет 11 месяцев 24 дня. При ознакомлении с расчетом выслуги лет для назначении пенсии ему стало известно о том, что период его стажировки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был учтен в выслугу лет в льготном порядке. Полагает, что данные действия ответчика являются незаконными. Просил признать обязать ответчика произвести перерасчет периода службы в должности стажера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 11000 руб., расходы на составление нотариальной доверенности в размере 1500 руб.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя истца привлечено к участию в деле в качестве соответчика Управление Министерства внутренних дел России по Архангельской области (далее - УМВД РФ по АО).
В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнял исковые требования, окончательно просил обязать надлежащего ответчика произвести перерасчет периода службы в должности стажера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке из расчета месяц за полтора, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 16000 руб., расходы на составление нотариальной доверенности в размере 1500 руб., расходы на оплату почтовой корреспонденции в размере 55 руб.
Истец ФИО, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчиков Регионального Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области, УМВД РФ по АО ФИО, настаивал на рассмотрении дела по существу, с заявленными требованиями и доводами в их обоснование не согласился, указав на их необоснованность.
Суд, заслушав представителя ответчиков, исследовав материалы настоящего гражданского дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела истец на основании приказа ОМОН при УВД АО от ДД.ММ.ГГГГ с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся стажером по должности милиционера-бойца отряда милиции особого назначения при УВД АО.
Согласно выписке из приказа УВД АО от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО, прошедшего испытательный срок, назначить милиционером-бойцом 3 оперативного взвода, с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу выписки из приказа Регионального Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ№-лс (с учетом приказа №-лс от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО, старший оперуполномоченный по особо важным делам 2 отдела оперативной службы Регионального Управления ФСКН России по Архангельской области был исключен из списка сотрудников органа наркоконтроля с ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет для назначения пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составила: календарная 21 год 02 месяца 23 дня, льготная 09 лет 08 месяцев 16 дней, всего 30 лет 11 месяцев 09 дней.
Согласно представленному ответчиками расчету выслуги лет на пенсию ФИО период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнения функций стажера по должности милиционера-бойца отряда милиции особого назначения при УВД АО засчитаны в календарном исчислении.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ). Вопросы прохождения службы сотрудниками полиции также регулируются нормами Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
Согласно статье 34 Федерального закона «О полиции» служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
В заявленные для исчисления в льготном порядке периоды службы истца в качестве стажера по соответствующей должности действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (далее - Положение о службе).
Согласно статье 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания.
Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО не был назначен на должность и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в указанные периоды он не являлся.
Период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем, к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет.
Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.
В силу пункта 11 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении).
В силу подпунктов «в» и «г» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитываются на льготных условиях периоды службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда № 70-КГ-12 от 25 июля 2016 года.
Таким образом, изложенные нормы не дают оснований для включения периодов работы ФИО в качестве стажера по должности милиционера-бойца отряда милиции особого назначения в выслугу лет в льготном исчислении.
Периоды работы в качестве стажера по соответствующим должностям могут быть включены в выслугу лет только в календарном исчислении (пункт 11 части 2 и пункт 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ), что и было осуществлено ответчиками.
Требования истца об обязании ответчиков произвести перерасчет периода службы в должности стажера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке из расчета месяц за полтора не подлежат удовлетворению.
Учитывая, что в удовлетворении требований истца о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии отказано, то оснований для взыскания судебных расходов с ответчиков также не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО к Региональному Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области, Управлению Министерства внутренних дел России по Архангельской области о понуждении произвести перерасчет выслуги лет, взыскании судебных расходов отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2016 года.
Судья Л.В. Ушакова