РЕШЕНИЕ по делу № 12-135/2024, 12-138/2024
19 июня 2024 года г.Грязовец
Судья Грязовецкого районного суда Вологодской области Попова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Рычкова Сергея Николаевича на постановления государственного инспектора ТОГАДН по Вологодской области МТУ Ространснадзора по СЗФО № 35102002016 от 04.05.2024 года о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ и № 35102002017 от 04.05.2024 года о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлением государственного инспектора ТОГАДН по Вологодской области МТУ Ространснадзора по СЗФО Лобашевой Е.П. № 35102002016 от 04.05.2024 года Рычков С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Постановлением государственного инспектора ТОГАДН по Вологодской области МТУ Ространснадзора по СЗФО Лобашевой Е.П. № 35102002017 от 04.05.2024 года Рычков С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, Рычков С.Н. обратился в суд с жалобами, в обоснование которых указал, что требований о проведении предрейсового медицинского осмотра и предрейсового контроля технического состояния транспортного средства не нарушал, так как обязанность по прохождению предрейсового медицинского осмотра выполнил, допуск к работе (управлению транспортным средством) от медицинского работника получил, также получил допуск ответственного работника после проведения предрейсового технического осмотра к выпуску на линию транспортного средства. В дополнениях к жалобам также указал, что нарушения были выявлены в рамках одной проверки, имеют единый родовой объект посягательства, в связи с чем подлежал привлечению к административной ответственности по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ. Поскольку в рамках данной проверки он также был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ (постановление № 35102002015 от 04.05.2024), свою вину в совершении данного правонарушения он не оспаривает, оплатил штраф в размере 3000 рублей, то считает, что постановления № 35102002016 от 04.05.2024 года и № 35102002017 от 04.05.2024 года подлежат отмене. Просил оспариваемые постановления отменить, производство по делу прекратить.
Определением судьи Грязовецкого районного суда Вологодской области от 27.05.2024 материалы по жалобам Рычкова С.Н. на постановления № 35102002016 от 04.05.2024 года и № 35102002017 от 04.05.2024 года объединены в одно производство.
В судебное заседание Рычков С.Н., представитель ТОГАДН по Вологодской области МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по СЗФО не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств также влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Пунктом 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями данного Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В силу пункта 2 статьи 20 Закона № 196-ФЗ указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ предусмотрено, что путевой лист подлежит оформлению собственником (владельцем) транспортного средства на каждое транспортное средство, осуществляющее движение по дорогам при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
С 01.09.2023 действует Порядок и периодичность проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований, утвержденный приказом Минздрава России от 30.05.2023 № 266н, пунктом 5 которого предусмотрено проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
В силу пунктов 18, 25 указанного Порядка по результатам прохождения осматриваемым предсменного, предрейсового медицинского осмотра при вынесении медицинского заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения на путевом листе ставится отметка «прошел предсменный (предрейсовый) медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Таким образом, на работников, выполняющих трудовую функцию, связанную с управлением транспортными средствами, возложена обязанность прохождения обязательного предрейсового медицинского осмотра.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2021 № 145 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее Правила).
В силу пункта 9 данных Правил предусмотрено, что безопасность транспортных средств обеспечивается посредством проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в соответствии с порядком организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, устанавливаемым Минтрансом России в соответствии со статьей 20 Федерального закона № 196-ФЗ.
В соответствии с пунктом 13 Приказа Минтранса России от 15.01.2021 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 7 - 8 настоящего Порядка, сведения о пройденном контроле указываются в путевом листе в соответствии с порядком заполнения путевых листов, утверждаемым Минтрансом России в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», на основании записи о пройденном контроле, внесенной в журнал.
Пунктом 13 Порядка оформления или формирования путевого листа, утвержденного приказом Минтранса России от 28.09.2022 № 390 определено, что дата и время выпуска транспортного средства на линию, а также дата, время и результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должны быть проставлены должностным лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, назначаемым решением руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, самим индивидуальным предпринимателем или физическим лицом.
Согласно путевому листу от 04 по12 мая 2024 года водителем транспортного средства является Рычков С.Н.
Как следует из материалов дела, 04 мая 2024 года в 14 час. 42 мин. на 400 км автодороги ФАД М-8 «ХОЛМОГОРЫ» «Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск» Рычков С.Н., управляя транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, осуществлял перевозку груза с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и предрейсового медицинского осмотра водителя.
В путевом листе отсутствует информация о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя, а именно отсутствует соответствующая требованиям отметка о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя «прошел предсменный (предрейсовый) медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», кроме того, отсутствует информация о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, а именно отсутствует отметка о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства в виде штампа «выпуск на линию разрешен», проставленная должностным лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Рычкова С.Н. к административной ответственности по частям 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения вмененных Рычкову С.Н. административных правонарушений подтверждаются протоколом осмотра транспортного средства в ходе постоянного рейда № 35102001228 от 04.05.2024, протоколом истребования документов в ходе постоянного рейда № 35102001228 от 04.05.2024, актом планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства № 35102001987 от 04.05.2024, транспортной накладной от 03.05.2024 № 27, путевым листом от 04 по12 мая 2024 года, иными материалами дела.
Правильность выводов должностного лица о виновности привлекаемого лица в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Рычкова С.Н. объективной возможности для соблюдения требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также принятия им исчерпывающих мер для их соблюдения, в том числе работниками организации, и недопущения административных правонарушений, в материалы дела не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины Рычкова С.Н. в совершении правонарушений.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 № 234-О, из действующего правового регулирования следует, что требования, касающиеся предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, обязательны как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями и в связи с этим обязанных организовать проведение указанных осмотров водителей и транспортных средств, так и для водителей, которые не вправе осуществлять перевозку пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом без прохождения предрейсового медицинского осмотра и положительных результатов предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, и, следовательно, все указанные субъекты подлежат привлечению к административной ответственности на основании частей 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП Российской Федерации. Иной подход к толкованию оспариваемых заявителем законоположений - исключающий водителей из числа субъектов административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП Российской Федерации, - фактически приводил бы к возможности уклонения от исполнения указанных требований не только самих водителей, но и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.
Учитывая, что 04 мая 2024 года Рычков С.Н. осуществлял перевозку груза по дорогам общего пользования, в связи с чем как водитель, допущенный к управлению транспортным средством, Рычков С.Н. обязан был выполнять установленные законом требования к осуществлению деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
Таким образом, Рычков С.Н. совершил административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановления о привлечении Рычкова С.Н. к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, вынесены с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обжалуемые постановления соответствуют требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, не содержат существенных недостатков.
Вместе с тем при назначении Рычкову С.Н. административного наказания должностным лицом оставлены без внимания следующие обстоятельства.
Нарушения, выявленные в рамках одной проверки, имеют единый родовой объект посягательства. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам одной проверки в отношении Рычкова С.Н., подведомственно одному должностному лицу – государственному инспектору ТОГАДН по Вологодской области МТУ Ространснадзора по СЗФО, которым вынесены постановления о привлечении Рычкова С.Н. к административной ответственности.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 указанной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Нарушения, допущенные Рычковым С.Н. при осуществлении перевозки груза, имели место при совершении одного деяния, выразившегося в осуществлении перевозки груза на вышеупомянутом транспортном средстве 04 мая 2024 года с нарушением требований нормативных актов в сфере безопасности дорожного движения. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по факту выявленных нарушений, подведомственно одному и тому же должностному лицу.
Следовательно, Рычков С.Н., совершив одним деянием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 2, 3 статьи 12.31.1КоАП РФ, подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 названного Кодекса в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
В связи с изложенным вынесенные постановления подлежат изменению путем назначения Рычкову С.Н. наказания с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Довод Рычкова С.Н. о том, что он в ходе проверки 04.05.2024 года также был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ (постановление № 35102002015), и им уплачен штраф в размере 3000 рублей, в связи с чем считает, что постановления о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 12.31.1 КоАП РФ и по ч.3 ст. 12.31.1 КоАП РФ подлежат отмене, судом не принимаются. Как следует из материалов дела, постановление № 35102002015 от 04.05.2024 года о привлечении Рычкова С.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ, им не обжаловано, вступило в законную силу.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановления государственного инспектора ТОГАДН по Вологодской области МТУ Ространснадзора по СЗФО № 35102002016 от 04 мая 2024 года о привлечении Рычкова Сергея Николаевича к административной ответственности по части 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и № 35102002017 от 04 мая 2024 года о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, назначить Рычкову Сергею Николаевичу административное наказание по части 2 и части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ в соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.
В остальной части постановления оставить без изменения, жалобы Рычкова Сергея Николаевича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья Попова О.В.