Дело № 12-610/2021
РЕШЕНИЕ
06 декабря 2021 года г. Владивосток
Судья Первореченского районного суда г. Владивостока Хренков О.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Ахмеджанова Владимира Михайловича на постановление мирового судьи судебного участка № Первореченского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Первореченского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ахмеджанов В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. с конфискацией оружия: «<данные изъяты>.
Ахмеджанов В.М., не согласившись с данным постановлением, подал на него жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку он по объективным причинам не мог продлить разрешение на хранение оружия, так как в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в командировке в <адрес>.
В судебном заседании Ахмеджанов В.М. и его защитник – адвокат Юдовин А.А. доводы жалобы поддержали, ссылаясь на отсутствие у Ахмеджанова В.М. умысла на незаконное хранение оружия, а также уважительность причины несвоевременного продления разрешения на его хранение. Также защитником подано дополнение к жалобе, согласно которому Федеральным законом от 28.06.2021 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в законную силу 09.07.2021, в КоАП РФ внесены изменения, в соответствии с которыми ответственность за незаконное хранение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения установлена ст. 20.10 КоАП РФ, предусматривающей конфискацию оружия в качестве альтернативной меры наказания, а также возможность освобождения от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае добровольной сдачи оружия. Таким образом, в соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ данный закон имеет обратную силу и позволяет прекратить производство по делу, поскольку Ахмеджанов В.М. самостоятельно явился в отдел полиции и сдал оружие.
Представитель административного органа, возбудившего дело об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (здесь и далее в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 398-ФЗ, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) установлена административная ответственность за незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии), который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами при соблюдении ими нормативно установленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 Закона об оружии предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Закона.
Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химикотоксикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Законом документы.
При этом в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об оружии граждане РФ, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (далее – Инструкция), не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Следовательно, по истечении срока действия разрешения хранение гражданского огнестрельного оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Аналогичный правовой подход выражен в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 N 2557-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зеленюка Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положением части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и многократно применялся Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении жалоб по делам данной категории (постановление от 10.04.2020 N 83-АД20-4, постановление от 03.07.2019 N 82-АД19-3, постановление от 22.11.2018 N 16-АД18-7, постановление от 01.12.2016 N 41-АД16-17).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 00 мин. выявлен факт незаконного хранения Ахмеджановым В.М. по адресу: <адрес> принадлежащего ему гражданского гладкоствольного охотничьего оружия: «<данные изъяты> поскольку срок действия ранее выданных ему органом внутренних дел разрешений РОХа №, РОХа №, РОХа №, РОХа № истек ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с распоряжением Росгвардии от 01.08.2020 N 1/891-Р "Об установлении особенностей осуществления в 2020 году разрешительной деятельности, нормативно-правовое регулирование которой отнесено к компетенции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", изданным в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году", подтверждение соответствия юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательным требованиям, в том числе предусматривающим переоформление (продление) лицензий, разрешений, удостоверений частного охранника и иных разрешительных документов, установленных законодательством Российской Федерации об оружии и частной охранной деятельности, за исключением лицензий на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности, по которым сроки подтверждения соответствия наступили или наступают в период с 6 апреля по 1 ноября 2020 года, перенесены на срок до 1 декабря 2020 года.
Однако в срок до 01.12.2020 подтверждение соответствия обязательным требованиям Ахмеджановым В.М. пройдено не было, разрешения на хранение и ношение оружия не продлены.
Данное обстоятельство заявителем жалобы не оспаривалось и подтверждено собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении <данные изъяты> на хранение и ношение гражданского огнестрельного оружия, действительными до 14.04.2020; заявлением Ахмеджанова В.М. о принятии на временное хранение оружия от 28.04.2021; письменными объяснениями Ахмеджанова В.М.; получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, имеющий правовое значение для настоящего дела факт незаконного хранения Ахмеджановым В.М. гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения по истечении срока действия выданных ему ранее разрешений на хранение и ношение оружия установлен при рассмотрении дела и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 КоАП РФ.
Приведенные заявителем жалобы доводы об уважительности причины пропуска срока продления разрешений на хранение оружия являются несостоятельными, поскольку не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение требований законодательства допущено вследствие независящих от него обстоятельств, объективно исключавших возможность своевременного обращения в юридически значимый период в уполномоченный орган для получения соответствующего разрешения.
Также приведенные доводы не свидетельствуют о правомерности хранения оружия в отсутствие действующих разрешений, равно как и не означают невозможность соблюдения Ахмеджановым В.М. требований законодательно установленного порядка хранения оружия, поскольку во избежание незаконного хранения оружия он имел возможность сдать его в орган внутренних дел, чего им сделано не было.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела, объективных оснований признать совершенное административное правонарушение малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Вопреки доводам жалобы, оснований для прекращения производства по делу в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающую административную ответственность за содеянное, не имеется, поскольку Федеральным законом от 28 июня 2021 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" административная ответственность за незаконное хранение оружия не была устранена.
Указанным законом статья 20.10 КоАП РФ изложена в новой редакции, в соответствии с которой незаконные изготовление, приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой.
Следовательно, совершенное Ахмеджановым В.М. деяние обоснованно квалифицировано мировым судьей по части 6 статьи 20.8 КоАП РФ, действовавшей во время совершения административного правонарушения.
Оснований для применения положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, устанавливающей случаи, при которых закон имеет обратную силу, не имеется, поскольку Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 232-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым статьи 20.8 и 20.10 КоАП РФ изложены в новой редакции, не содержит норм, улучшающих положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, устраняющих обязанность этого лица соблюдать приведенные выше требования законодательства об оружии в указанные сроки. Санкция статьи 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для граждан назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, в то время как санкцией части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основного вида наказания предусмотрен административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что по делу допущены существенные нарушения норм КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является правовым основанием к отмене оспариваемого постановления.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, порядок привлечения Ахмеджанова В.М. к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено Ахмеджанову В.М. в пределах санкции части 6 статьи 20.8 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 18 Первореченского судебного района г. Владивостока от 15.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ахмеджанова Владимира Михайловича оставить без изменения, жалобу Ахмеджанова В.М. – без удовлетворения.
Судья О.В. Хренков