Решение по делу № 33-23891/2023 от 04.07.2023

Судья Горячева М.Н.                                   Дело № 33-23891/2023

Уникальный идентификатор дела

50RS0021-01-2022-009222-42

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Рыбкина М.И., Мизюлина Е.В.,

при помощнике судьи Красновой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 июля 2023 г. апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от                   2 ноября 2022 г. по делу по иску Волковой Ю. В., действующей в интересах несовершеннолетней Волковой В. А., к Министерству здравоохранения Московской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом,

заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,

объяснения представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Волкова Ю.А., действуя в интересах несовершеннолетней             Волковой В.А., обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Московской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом, указав, что Волкова В.А., <данные изъяты> года рождения, является ребенком-инвалидом, у нее диагностировано орфанное заболевание - <данные изъяты>. В связи с редкостью заболевания в стране не существует эффективных средств его лечения, нет специализированных эффективных лекарственных препаратов. Решением консилиума Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева "ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России" (протокол от 28.02.2022 года № 36/2) Волковой В.А. по жизненным показаниям был назначен препарат Вигабатрин (по торговому наименованию «Кигабек»). Данный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации, аналогов этого лекарства в стране не производится. Кроме того, с учетом тяжести заболевания и высокого риска учащения эпилептических приступов противопоказана замена принимаемых противоэпилептических препаратов на препараты с другими коммерческими наименованиями. Как указано в протоколе консилиума, препарат назначен в связи с абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных препаратов для лечения данной формы заболевания. Истец обратилась в Министерство здравоохранения Московской области с заявлением, в котором просила обеспечить ребенка лекарственным препаратом Вигабатрин (по торговому наименованию «Кигабек»), назначенным по жизненным показаниям. Письмом из Министерства от 19.07.2022 года № 14ТГ-30436/2022-19-01-01 истцу было фактически отказано в обеспечении указанным лекарственным препаратом, поскольку препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации и невозможно организовать его закупку. При этом ответчик указал на то, что по запросу районной больницы им будет предоставлена целевая субсидия на покупку лекарственного препарата в 2023 году. В связи с изложенным истец просила суд признать за Волковой В.А., <данные изъяты> года рождения, право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Вигабатрин (по торговому наименованию «Кигабек»), назначенным по жизненным показаниям; возложить на ответчика обязанность обеспечивать Волкову В.А., <данные изъяты> года рождения, лекарственным препаратом Вигабатрин (по торговому наименованию «Кигабек») в дозах и количестве, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией, вплоть до его отмены; обратить решение суда к немедленному исполнению.

Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.

Решением Красногорского городского суда Московской области от                   2 ноября 2022 г. исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Представитель ответчика в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержала.

Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, оснований для отмены решения суда не усматривает.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно абзацу 1 пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.

Судом установлено, что Волкова В.А., <данные изъяты> года рождения, является ребенком-инвалидом, у нее диагностировано орфанное заболевание - <данные изъяты>.

Решением консилиума Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии                              им. Академика Ю.Е. Вельтищева "ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России" (протокол от 28.02.2022 г. № 36/2) Волковой В.А. по абсолютным жизненным показаниям был назначен препарат Вигабатрин (по торговому наименованию «Кигабек»). Данный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации, аналогов этого лекарства в стране не производится. Кроме того, с учетом тяжести заболевания и высокого риска учащения эпилептических приступов противопоказана замена принимаемых противоэпилептических препаратов на препараты с другими коммерческими наименованиями.

Письмом Министерства здравоохранения Московской области от 19.07.2022 г. № 14ТГ-30436/2022-19-01-01 Волковой Ю.В. разъяснено, что согласно информации главного врача ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» заявка на индивидуальную закупку лекарственного препарата Вигабатрин (Кигобек) была подана 18.03.2022 г., но отклонена в связи с тем, что финансовые средства не предусмотрены. В настоящее время подана заявка на выделение субсидии на закупку препарата на 2023 год. Для подбора альтернативного лечения рекомендовано обращаться к лечащему врачу.

В настоящее время до ГБУЗ МО «Серпуховская ОБ» доведена субсидия в размере 233 200 рублей для закупки лекарственного препарата «Вигабатрин» («Кигабек»).

Поставка лекарственного препарата будет осуществлена 31.12.2022 г.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался положениями ст.ст. 18, 20, 41 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 4, 37, 44, 48, 80, 81, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и исходил из того, что ребенок-инвалид до настоящего времени не обеспечен в полном объеме лекарственным препаратом «Вигабатрин» (по торговому наименованию «Кигабек»), который назначен ему по жизненным показаниям, в результате чего создается реальная угроза жизни ребенка.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении положений действующего законодательства и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года                    N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (статья 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Статьей 29 названного Федерального закона определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона N 323-ФЗ).

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона N 323-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Из данных нормативных правовых актов следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации; предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.

В силу пункта 12.12 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области (утв. Постановлением Правительства Московской области от 17 октября 2007 г. № 790/28) Министерство осуществляет полномочия по организации безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организации обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в медицинских организациях Московской области и при реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, Министерство здравоохранения Московской области в соответствии с возложенными на него полномочиями организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, организует закупки указанных лекарственных препаратов и медицинских изделий.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

По смыслу данной нормы, назначение лекарственных средств по торговому наименованию по жизненным показаниям производится в случаях, если у пациента выявлены побочные действия, нежелательные реакции, серьезные нежелательные реакции, непредвиденные нежелательные реакции при применении лекарственных препаратов, индивидуальная непереносимость, отсутствие эффективности лекарственных препаратов, а также иные факты и обстоятельства, представляющие угрозу жизни или здоровью человека.

Согласно Протоколу от 28.02.2022 года № 36/2 решением консилиума Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева "ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России", в связи с абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных препаратов для лечения данного заболевания Волковой В.А. назначен препарат Вигабатрин по торговому наименованию «Кигабек» по жизненным показаниям.

В протоколе приведены подробные мотивы, из которых исходила врачебная комиссия при принятии решения о назначении Волковой В.А. по жизненным показаниям препарата «Кигабек».

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 965 "О внесении изменений в Правила формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, и о применении лекарственных препаратов с конкретными торговыми наименованиями" если при оказании пациенту медицинской помощи в медицинской организации в стационарных условиях по решению врачебной комиссии осуществляются назначение и применение лекарственного препарата с конкретным торговым наименованием, то при оказании данному пациенту медицинской помощи в иной медицинской организации в стационарных условиях, а также в амбулаторных условиях осуществляется назначение ему лекарственного препарата с тем же торговым наименованием.

Проанализировав приведенные нормы материального права и оценив фактические обстоятельства дела, судебная коллегия соглашается с решением суда в части возложения на Министерство здравоохранения <данные изъяты> обязанности обеспечивать несовершеннолетнюю Волкову В.А., <данные изъяты> года рождения, лекарственным препаратом «Вигабатрин» (по торговому наименованию «Кигабек») в объеме и дозировке, рекомендуемыми уполномоченной медицинской организацией, на постоянной основе до его отмены.

Довод апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Московской области о том, что решение консилиума врачей о назначении Волковой В.А., <данные изъяты> года рождения, по жизненным показаниям лекарственного препарата «Вигабатрин» (по торговому наименованию «Кигабек») не может подменять собой решение врачебной комиссии, в связи с чем не является предусмотренным законом основанием для обеспечения ребенка данным препаратом, основанием для отмены решения суда не является, поскольку указанное решение консилиума врачей закону не противоречит, принято составом врачей, имеющих необходимую квалификацию для разрешения данного вопроса, принято по результатам осмотра ребенка, изучения медицинской документации и само по себе подтверждает юридически значимое обстоятельство нуждаемости ребенка в конкретном препарате по жизненным показаниям, данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто; отсутствие решения врачебной комиссии в данном случае, по мнению судебной коллегии, основанием для отказа в удовлетворении иска являться не может.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красногорского городского суда Московской области от                   2 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-23891/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Волкова Юлия Владимировна
Ответчики
Министерство Здравоохранения Московской области
Другие
ГБУЗ МО Серпуховская ЦРБ
Суд
Московский областной суд
Судья
Рыбкин М.И.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
12.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2023Передано в экспедицию
12.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее