Дело №2а-6680/2021
УИД 75RS0001-02-2021-008938-02
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года г. Чита
Центральный районный суд г. Чита в составе председательствующего судьи Шестакова Д.А. при помощнике судьи Жалсановой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства здравоохранения Забайкальского края к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю Ермоленко Т.С, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Министерство здравоохранения Забайкальского края обратилось в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ ведущим приставом МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю были вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительным производствам неимущественного характера и установлении нового срока по материалам исполнительного производства. Предметом исполнительных производств является требования об обязании Министерства здравоохранения Забайкальского края профинансировать заработную плату сотрудникам ГУЗ «Нерчинская ЦРБ», вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора по следующим исполнительным производствам:
1) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Огальцевой Е.С.;
2) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Бутиной А.А.;
3) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Полухиной А.А.;
4) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Цыреновой Н.В.;
5) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Гаученова А.Г.;
6) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Рояновой Н.О.;
7) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Ковалевой Т.Н.;
8) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Мальцеву А.А.;
9) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Димовой Е.В.;
10) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Быковой А.Г.;
11) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Мартюшовой С.А.;
12) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Бянкиной Н.А.;
13) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Воложанину И.В.;
14) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Никифоровой Е.В.;
15) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Савиной А.Е.;
16) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Катюковой Е.А.;
17) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Съединой Н.С.;
18) исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, требование: профинансировать выплату заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст.236 ТК РФ Прокопьевой Т.С.
Размер исполнительского сбора по каждому производству составил 50 000 руб.
Министерство здравоохранения Забайкальского края в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края» является исполнительным органом государственной власти в сфере охраны здоровья. Финансирование Министерства и медицинских организаций, подведомственных Министерству осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе, за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета. Иных источников финансирования Министерство не имеет. Соответственно, исполнение решения по выплате недоначисленной заработной платы возможно только после финансирования Министерством финансов Забайкальского края.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 07.10.2021г. № «О перераспределении бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, связанных с предотвращением и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, в 2021году» Министерству перераспределены бюджетные ассигнования на выплату районного коэффициента в размере 44162,00 тыс. руб.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 20.10.2021г. № «О выплате районного коэффициента медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Забайкальского края, которым в 2020году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку», Министерству доведены бюджетные ассигнования на исполнения решений судов о выплате недоначисленной заработной платы.
Ссылаясь на то, что требование исполнительного документа не исполнено Министерством своевременно вследствие уважительных причин и обстоятельств, в частности, по причине отсутствия источников финансирования, административный истец просит освободить от взыскания исполнительского сбора.
В порядке подготовки к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю, в качестве заинтересованных лиц – Прокуратура Нерчинского района, ГУЗ «Нерчинская ЦРБ», Огальцова Е.С., Бутина А.А., Полухина А.А., Цыренова Н.В., Гаученов А.Г., Роянов Н.О., Ковалев Т.Н., Мальцев А.А., Димов Е.В., Быков А.Г., Мартюшова С.А., Бянкина Н.А., Воложанин И.В., Никифорова Е.В., Савина А.Е., Катков Е.А., Съедина Н.С., Прокопьева Т.С.
В судебное заседание стороны и заинтересованные лица, их представители не явились, представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве").
Согласно ст.ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч.2 указанной нормы в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Одной из мер ответственности за несвоевременное исполнение решения суда является взыскание исполнительского сбора.
Согласно ч.ч.1-2 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).
Часть 6 статьи 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом частью 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что на основании решений Нерчинского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ по делам №№, №, №, №, №, №, №, №, и от ДД.ММ.ГГГГ по делам №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, на Министерство здравоохранения Забайкальского края возложена обязанность профинансировать Государственное учреждение здравоохранения «Нерчинская центральная районная больница» на выплату районного коэффициента, начисленного на стимулирующие выплаты по постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы Огальцовой Е.С., Бутиной А.А., Полухиной А.А., Цыреновой Н.В., Гаученову А.Г., Рояновой Н.О., Ковалевой Т.Н., Мальцеву А.А., Димову Е.В., Быковой А.Г., Мартюшовой С.А., Бянкиной Н.А., Воложанину И.В., Никифоровой Е.В., Савиной А.Е., Каткову Е.А., Съединой Н.С., Прокопьевой Т.С.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП возбуждены исполнительные производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе.
Судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела по исполнению особо важных ИП УФССП России по Забайкальскому краю ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по каждому исполнительному производству.
Как усматривается из содержания указанных постановлений, их принятие было вызвано тем, что должником требования исполнительных документов не были исполнены в срок, установленный для добровольного исполнения.
Как следует из материалов дела, требование исполнительного документа не исполнено Министерством здравоохранения Забайкальского края своевременно вследствие уважительных причин и обстоятельств, в частности, по причине отсутствия источников финансирования.
Так, Министерство здравоохранения Забайкальского края в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края» является исполнительным органом государственной власти в сфере охраны здоровья. Финансирование Министерства и медицинских организаций, подведомственных Министерству осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета.
Иных источников финансирования Министерство не имеет.
В целях исполнения судебных решений об обязании профинансировать недоначисленную заработную плату Министерство неоднократно обращалась, в том числе к Губернатору Забайкальского края (исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ); в Министерство финансов Забайкальского края (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ); к заместителю председателя правительства Забайкальского края (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ); Министерство финансов Забайкальского края (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 7 октября 2021 года № 390 «О перераспределении бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, связанных с предотвращением и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, в 2021 году» Министерству перераспределены бюджетные ассигнования на выплату районного коэффициента в размере 44 162,00 тыс. руб.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 20 октября 2021 года № 413 «О выплате районного коэффициента медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Забайкальского края, которым в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку» Министерству доведены бюджетные ассигнования на исполнения решений судов о выплате недоначисленной заработной платы.
Доказательств, подтверждающих наличие у Министерства возможности исполнить требования исполнительного документа, а также того, что должник умышленно или вследствие халатности, небрежности, не должной осмотрительности, необходимые действия для такого исполнения не совершил, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у должника отсутствовала объективная невозможность исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в установленный срок, в связи с чем не усматривает его вины в таком неисполнении.
В связи с изложенным суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, освободить истца от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск удовлетворить.
Освободить Министерство здравоохранения Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлениями судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю по исполнительным производствам №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Шестаков Д.А.
Мотивированное решение изготовлено 30.12.2021