Дело № 2а-82/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2018 года г. Магнитогорск
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе
председательствующего судьи Кульпина Е.В.,
при секретаре Масловой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «ЗАРЯ» о ликвидации кредитного потребительского кооператива,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации обратился в суд с иском к кредитному потребительскому кооперативу «Заря» о ликвидации данного кредитного потребительского кооператива. Административный истец просит ликвидировать указанный Кредитный потребительский «Заря», расположенный по адресу: 455006, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Журавлиная, д.13, ОГРН 1167456130082, ИИИ 7456034249, обязать участников (членов) кредитного кооператива произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, в шестимесячный срок, возложить на учредителей (участников) Кооператива Замурагина К.С., Кадошникова Е.С., Сознашвили Г.Т., Прокопенко В.А. обязанности по осуществлению ликвидации Кооператива в шестимесячный срок со дня вступления в силу решения, установить учредителям (участникам) Кооператива предельный срок представления в регистрирующий орган утвержденного ликвидационного баланса и завершения процедуры ликвидации 6 месяцев.
Требование мотивировано тем, Кредитный потребительский кооператив «ЗАРЯ» зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Челябинской области 03.11.2016. Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 06.09.2017 и выпискам из Протоколов № 3 от 01.12.2016 и № 19 от 11.03.2017 общего собрания членов (пайщиков) КПК «ЗАРЯ» (членами) Кооператива являются:
-Замурагин Константин Сергеевич, <дата обезличена> г.р., место рождения: Челябинская г. Магнитогорск, адрес: <адрес обезличен>
-Кадошников Евгений Сергеевич, <дата обезличена> г.р., место рождения: <адрес обезличен>
-Анненков Евгений Александрович, <дата обезличена> г.р., место рождения: <адрес обезличен>
-Сознашвили Гела Теймуразович, адрес: <адрес обезличен>
-Семенгин Анатолий Александрович, адрес: <адрес обезличен>
-Прокопенко Вадим Андреевич, <дата обезличена> г.р., место рождения: <адрес обезличен>
-Председателем правления Кооператива является Замурагин Константин Сергеевич, <дата обезличена> г.р.
Согласно данным ЕГРЮЛ Кооператив не является потребительским кооперативом 2-го уровня в значении, определенном п.п. 4 ч. 3 ст. 1 Закона о кредитной кооперации. У Отделения Челябинск отсутствуют сведения о вступлении кооператива в одну из саморегулируемых организаций, включенную в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов. Отделением Челябинск в целях осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами требований ст. 35 Закона о кредитной кооперации в адрес КПК «ЗАРЯ» направлено предписание об устранении нарушений законодательства, подтверждающих вступление Кооператива в одну из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов. Кроме того, Отделением Челябинск в адрес саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, включенных в Единый реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, были направлены запросы о предоставлении сведений о вступлении кооператива в члены одной из саморегулируемых организаций. При рассмотрении документов, поступивших в Отделение Челябинск на основании вышеуказанных запросов, было установлено, что Кооператив, в нарушение ч. 3 ст. 35 Закона о кредитной кооперации, не является членом ни одной из саморегулируемых организаций кредитных кооперативов. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» на сайтах саморегулируемых организаций должна размещаться информация о реестре членов. По итогам мониторинга сайтов в сети Интернет Отделением Челябинск установлено, по состоянию на 28.06.2017 КПК «ЗАРЯ» не является членом ни одной из регулируемых организаций кооперативов, что свидетельствует о неисполнении Кооперативом требований Закона о кредитной кооперации. По данному факту составлен Акт мониторинга сайтов от 28.06.2017. Таким образом, указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что Кооператив нарушает требования ч.1 ст. 35 Закона о кредитной кооперации, а именно не в установленный законом срок в саморегулируемую организацию кредитных потребительских кооперативов. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по суда, в том числе в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с иными неоднократными или нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом явлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Представитель административного истца Урих Л.А., действующая на основании доверенности от 02 ноября 2015 года (л.д.64-68), в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала. Доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала. Просила требования удовлетворить. В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение 90 дней со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с Законом о кредитной кооперации, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение 90 дней со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива. КПК «Заря» зарегистрирован в 2016 году и не является членом ни одной саморегулируемой организации. В этой связи ЦБ РФ просит о ликвидации КПК «Заря». Просила ликвидировать КПК «Заря» в шестимесячный срок и возложить обязанность по осуществлению ликвидации КПК «Заря» на учредителей КПК «Заря» в 6 месячный срок. К ООО «НПО Интех» требования никаких не предъявляет.
Административный ответчик КПК «ЗАРЯ», его представитель о времени и месте судебного заседания извещены заказными письмами с уведомлением о вручении, по адресу регистрации места нахождения юридического лица согласно сведениям ЕГРЮЛ, (л.д. 84, 92, 187). Судебная корреспонденция, направленная, возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения.
Частью 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Принимая во внимание, что административный ответчик не обеспечил получение почтовой корреспонденции, он несет риск ответственности неполучения юридически значимых сообщений.
Административные соответчики Кадошников Е.С., Анненков Е.А., Сознашвили Г.Т., Прокопенко В.А., Семенгин А.А., Замурагин К.С. извещены заказными письмами с уведомлением о вручении, по всем имеющимся в материалах дела адресам. Судебная корреспонденция, возвращена в суд с отметкой отделения почтовой связи об истечении срока хранения.
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет место жительства как место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира. Служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Согласно ст. 3 вышеуказанного Закона регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02.02.1998 № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 17.07.1995 № 713», посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
В соответствии с частью 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», что имело место быть в данном случае, признается, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения дела.
Ставя реализацию процессуальных прав в зависимость от принципов разумности и добросовестности, законодатель возлагает на лиц обязанность претерпевать негативные последствия в случае нарушения данных принципов.
Доказательств уважительности причин неявки в суд административных соответчиков в материалах дела не имеется.
Представители заинтересованных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Челябинской области и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения гражданского дела размещена на официальном сайте Орджоникидзевского районного суда города Магнитогорска в сети Интернет.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.
На основании п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными Федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
Как следует из информационного сообщения Министерства финансов Российской Федерации от 08 августа 2011 года «По вопросу вступления кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемую организацию», кредитные кооперативы, нарушающие требования ч. 3 ст. 35 Закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Исходя из положений ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации на основании ч. 3 ст. 35 Закона о кредитной кооперации, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения данного требования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 03 ноября 2016 года зарегистрирован кредитный потребительский кооператив «ЗАРЯ», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 76-77), Замурагин К.С., Кадошников Е.С., Анненков Е.А., Сознашвили Г.Т., Семенгин А.А., Прокопенко В.А., являются участниками (членами) Кооператива (л.д. 21).
Согласно протоколу № 3 общего собрания членов (пайщиков) кредитного кооператива от 01 декабря 2016 года постановлено принятие Устава новой редакции (л.д. 22).
20 марта 2017 года внесены в ЕГРЮЛ сведения об изменении сведений в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области.
09 ноября 2017 года общим собранием членов (пайщиков) кредитного кооператива «ЗАРЯ» принято решение о добровольной ликвидации, что подтверждается протоколом № 10 от 09.11.2017 г. общего собрания членов (пайщиков) кредитного кооператива «ЗАРЯ» (л.д. 175).
Ответственным лицом за ликвидацию кооператива, общим собранием членов (пайщиков) кредитного кооператива «ЗАРЯ», назначен Анненков Е.А. Указанные сведения внесены также в ЕГРЮЛ (л.д. 76-78).
В соответствии с разъяснениями указанными в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» обращение учредителя организации с заявлением о ее ликвидации в орган, наделенный правом принимать решение о государственной регистрации, не препятствует принятию судом административного искового заявления уполномоченного органа или прокурора о ликвидации (статья 127 КАС РФ).
В данном случае суд в порядке административного судопроизводства должен проверить наличие или отсутствие оснований для ликвидации организации, на которые ссылается уполномоченный орган или прокурор.
Согласно п. 4.1 Устава Кооператив является некоммерческой организацией.
Как следует из материалов дела, Кооператив не относится к кредитным кооперативам второго уровня в соответствии с критериями, определенными п. 4 ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О кредитной кооперации».
В силу п. 6 ст. 3 ФЗ от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.
Отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации было направлено уведомление от 15 мая 2017 года в адрес КПК «ЗАРЯ» об устранении нарушений законодательства (л.д. 29). Письмо возращено с отметкой почтового отделения связи об истечении срока хранения (л.д. 15).
Согласно выписки из протокола № 164 заседания Совета Союза Саморегулируемой организации «Губернское кредитное содружество» от 23 ноября 2016 г., Кредитный потребительский кооператив «ЗАРЯ» был принят в члены Союза саморегулируемой организации «Губернское кредитное содружество» (л.д. 41).
21 февраля 2017 г. в связи с невыполнением предписания СРО, в части предоставления в срок до 15.02.2017 г. документов, Кредитный потребительский кооператив «ЗАРЯ» исключен из членов Союза саморегулируемой организации «Губернское кредитное содружество» (л.д. 42-43).
Согласно ответам на запросы отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации в адрес саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, включенных в Государственный реестр саморегулируемых организаций, КПК «ЗАРЯ» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций кредитных кооперативов.
Из материалов дела следует, что по результатам мониторинга сведений о саморегулируемых организациях кредитных потребительских кооперативов, входящих в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, установлено, что КПК «ЗАРЯ» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов.
Доказательств обратному стороной ответчика суду не представлено.
Анализ исследованных по делу доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что КПК «ЗАРЯ» обязанность по вступлению в одну из действующих саморегулируемых организаций в установленный законодательством срок не выполнила.
Кредитные кооперативы, нарушающие требования ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ч. 4 ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации»).
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 указанного Федерального закона государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
По смыслу названных норм единственным доказательством включения гражданина, организации в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Судом установлено что участниками КПК «ЗАРЯ» являются Замурагин К.С., Кадошников Е.С., Анненков Е.А., Сознашвили Г.Т., Семенгин А.А., Прокопенко В.А.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, наличие оснований для ликвидации на которые ссылается уполномоченный орган, суд приходит к выводу о удовлетворении требований административного истца о ликвидации КПК «ЗАРЯ» и возложении обязанности на учредителей КПК «ЗАРЯ» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок.
В связи с указанным требования о возложении на учредителей кредитного потребительского кооператива «ЗАРЯ»: Замурагин К.С., Кадошников Е.С., Анненков Е.А., Сознашвили Г.Т., Семенгин А.А., Прокопенко В.А. обязанности по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива «ЗАРЯ» подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать кредитный потребительский кооператив «ЗАРЯ» (место нахождения: 455006, г. Магнитогорск Челябинской области, ул. Журавлиная, д. 13, ОГРН 1167456130082, ИНН 7456034249) и обязать кредитный потребительский кооператив «ЗАРЯ» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок.
Возложить на учредителей (участников) кредитного потребительского кооператива «ЗАРЯ»: Замурагина Константина Сергеевича, Анненкова Евгения Александровича, Кадошникова Евгения Сергеевича, Сознашвили Гела Теймуразовича, Прокопенко Вадима Андреевича, Семенгина Анатолия Александровича обязанность произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией кооператива, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Установить учредителям (участникам) кредитного потребительского кооператива «ЗАРЯ» предельный срок предоставления в регистрирующий орган утвержденного ликвидационного баланса и завершении процедуры ликвидации шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в административную коллегию Челябинского областного суда через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: