Судья Клименко Г.А. дело 33-6920/2022 (2-2255/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 ноября 2022 года г.Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Решетниковой О.В.,Степановой М.Г.,
при секретаре Бессарабове Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искуКорневой О.В. к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании решения об исключении из списка участников мероприятий, незаконным, обязании восстановить в списке участников мероприятия,
по апелляционной жалобе Корневой О.В. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 27 июня 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Корневой О.В. к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании решения об исключении из списка участников мероприятий, незаконным, обязании восстановить в списке участников мероприятия, оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., объяснения представителя истца Амелина С.Р, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Корнева О.В. обратилась в суд с указанным иском к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Исковые требования мотивированы тем, что приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.03.2022 (номер) «О снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31.12.2014 года участниками подпрограмм» и внесении изменений в отдельные приказы Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (далее - мероприятие) в соответствии с подпунктами 7.5, 7.7 пункта 7 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в автономном округе, подавшим до 31.12.2014 заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 29.12.2020 № 643-п (далее - Порядок), принято решение о снятии Корневой О.В. и члена ее семьи с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия.
Основанием для принятия решения послужило получение субсидии после 31.12.2010 и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации (подпункт 7.5 пункта 7 Порядка); выявление в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов, несоответствующих действительности сведений (подпункт 7.7 пункта 7 Порядка).
По мнению ответчика, согласно сведениям администрации Белоярского района от 07.02.2022 (номер) истцу, в составе семьи Петрова А.В. на основании приказа Комитета по делам малочисленных народов Севера муниципального образования г. Белоярский от 05.01.2004 предоставлена жилищная субсидия по программе «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты- Мансийского автономного округа - Югры на 2002 - 2007 годы», утверждённой Законом автономного округа от 07.05.2002 года № 27-оз, на приобретение жилого помещения по адресу: (адрес).
В заявлениях от 30.01.2013 о признании участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», от 12.04.2016 о предоставлении субсидии в планируемом 2017 году, от 14.02.2020 о включении в состав семьи, на который будет производиться расчет и выплата субсидии супруга Корнева К.В., от 05.10.2021 о предоставлении субсидии в планируемом 2022 году истец не указала сведения о получении субсидии из бюджета автономного округа в 2004 году.
Таким образом, ответчик пришел к выводу о том, что истцу в составе семьи Петрова А.В. была предоставлена жилищная субсидия по программе «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры на 2002-2007 годы», на приобретение жилого помещения по адресу: (адрес), о получении которой истец не сообщила при постановке на учет, в связи с чем утратила право на получение субсидии.
Истец считает указанное решение незаконным и необоснованным. Брак, заключенный между матерью истца Петровой Е.Ю. и Петровым А.В. был прекращен (дата).
Субсидия предоставлялась отчиму истца, членом семьи которого она не являлась, на момент получения субсидии Корневой О.В. было 11 лет.
Истец просила суд:
признать незаконным решение Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об исключении из списка участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм» государственной программы автономного округа «Развитие жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 29.12.2020 года № 643-п;
обязать Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры восстановить Корневу О.В. в списке участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм» государственной программы автономного округа «Развитие жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 29.12.2020 № 643-п.
В судебное заседание стороны не явились, дело рассмотрено в их отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца Амелин С.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении требований.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Корнева О.В. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Отрицает получение субсидии, отмечая, что данная субсидия была предоставлена ее отчиму Петрову А.В.
На момент предоставления субсидии Корневой О.В. было 11 лет.
Брак между матерью и отчимом расторгнут (дата).
В тексте письменных возражений Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав объяснения представителя истца Амелина С.Р, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2010 № 368-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» и Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.04.2011 № 108-п «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» осуществлялась реализация Подпрограммы 3.
Согласно п. 3 Раздела 5 Постановления (в редакции, действующей на дату постановки на учет - 30.01.2013 г.), государственная поддержка по подпрограмме 3 «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» осуществляется в отношении граждан, отнесенных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года №255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также членам их семей, проживающим на территории автономного округа и нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 10 Порядка, для участников подпрограммы 3 государственная поддержка оказывается в виде субсидии.
Правила предоставления субсидий участникам подпрограмм целевой программы за счет средств бюджета автономного округа определяются (адрес).
Согласно п.5 раздела 5 Порядка по настоящей целевой программе граждане не могут получать государственную поддержку одновременно по нескольким подпрограммам, входящим в ее состав, за исключением подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование".
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 г. № 408-п (далее - Постановление 408-п), Постановление Правительства ХМАО-Югры от 23 декабря 2010 г. № 368-п признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
При этом в Постановлении №408-п в подразделе Подпрограмма V раздела 3 Обобщенная характеристика программных мероприятий, указано следующее: мероприятие «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов автономного округа, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм» направлено на предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность гражданам, отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам автономного округа, а также членов их семей, проживающих на территории автономного округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в соответствии с Законом автономного округа N 103-оз, постановлениями Правительства автономного округа N 368-п, N 108-п, в порядке и на условиях, установленных указанными нормативными актами, до вступления в силу государственной программы.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 октября 2018 г. №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» (далее - Постановление № 346-п) постановление Правительства № 408-п признано утратившим силу с 1 января 2019 г.
Постановлением №346-п утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение 16, далее - Приложение 16, Порядок 346-п).
Приложение 16 устанавливает правила и условия предоставления субсидии за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на приобретение или строительство жилых помещений в собственность гражданам, отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, постоянно проживающим на территории автономного округа и нуждающимся в улучшении жилищных условий, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, а также членам их семей.
В рамках реализации указанной государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принят Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в автономном округе, подавшим до 31.12.2014 заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 29.12.2020 № 643-п, согласно подпунктам 7.5, 7.7 пункта 7 которого основаниями для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка являются:
получение участником мероприятия, подавшим заявление на получение субсидии после 31 декабря 2010 года, и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев направления материнского (семейного) капитала и (или) Югорского капитала на улучшение жилищных условий (в том числе за пределами автономного округа), получения за счет средств бюджета автономного округа компенсации части процентной ставки по ипотечным кредитам, заключенным до 31 декабря 2013 года, в том числе рефинансированным после указанной даты, а также приобретения жилого помещения большей площади, получения в установленном порядке гражданами, имеющими 3 и более детей, земельного участка бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома;
выявление в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов, не соответствующих действительности сведений.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, (дата) истец признана участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» (далее – Подпрограмма).
В заявлениях от 30.01.2013 о признании участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», от 12.04.2016 о предоставлении субсидии в планируемом 2017 году, от 14.02.2020 о включении в состав семьи, на который будет производиться расчет и выплата субсидии супруга Корнева К.В., от 05.10.2021 о предоставлении субсидии в планируемом 2022 году отсутствуют сведения о получении истцом субсидии из бюджета автономного округа в 2004 году.
Согласно письму Администрации Белоярского района от 07.02.2022 (номер) Корнева (Никитина) О.В. значится в деле гражданина Петрова А.В. о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья.
Согласно заявлению Петрова А.В. о приеме на учет на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, заявлению на получение субсидии на строительство или приобретение жилья от 26.12.2003 Никитина О.В. (истец) указана в качестве члена семьи - подчерицы.
Согласно пункту 1.2 договора - обязательства об использовании безвозмездной субсидии от 19.01.2004 (номер), заключенного между комитетом по делам малочисленных народов Севера МО г.Белоярский и Петровым А.В. субсидия очереднику предоставлена на состав семьи 4 человека при социальной норме 72 кв.м. общей жилой площади в размере 70% стоимости в размере 140 000 руб.
Получение Петровым А.В. указанной субсидии подтверждается архивной выпиской из приказа комитета по делам малочисленных народов Севера (номер) от 05.01.2004.
15.03.2004 зарегистрировано право собственности Петрова А.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес).
В уведомлении Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.03.2022 № 34-Исх-3614 указано, что Корнева О.В. утратила право на получение субсидии в соответствии с предоставлением жилищной субсидии по программе «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в составе семьи Петрова А.В. на приобретение жилого помещения по адресу: (адрес).
Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, считает его правильным, соответствующим требованиям закона и представленным доказательствам.
Суд обоснованно пришел к выводу о том, что ответчиком решение об исключении истца из списка участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31.12.2014 участниками подпрограмм», принято законно и обосновано.
Истец Корнева О.В. утратила основания для получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с момента установления обстоятельств, выявленных с получением субсидии в составе семьи Петрова А.В.
Корнева О.В. утратила право на участие в указанной подпрограмме, при этом истец была ознакомлена с условиями участия в подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» целевой программы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года №368-п и порядком реализации целевой программы, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2011 года № 108-п, с условиями предоставления государственной поддержки за счет средств бюджета автономного округа, что подтверждается заявлением на признание участником подпрограммы.
Однако в графе заявления на признание участником подпрограммы о получении государственной поддержки за счет бюджетов всех уровней на приобретение и (или) строительство жилых помещений истец соответствующую информацию не указала.
При таких обстоятельствах, основания для отмены по существу правильного решения и удовлетворения требований Корневой О.В. отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не являются основанием для отмены решения.
Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы все обстоятельства дела, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации всем представленным доказательствам дана оценка.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Корневой О.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 ноября 2022 года.
Председательствующий | Иванова И.Е. |
Судьи | Решетникова О.В.Степанова М.Г. |