№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 16 июня 2021 г.
Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
при секретаре Червонной А.В.,
с участием представителя административного ответчика финансового управления администрации г. Оренбурга Ерёминой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецовой В.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова В.В. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, полагая, что в результате бездействия должностных лиц нарушено её право на исполнение в разумный срок решения суда об обязании муниципального органа предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование иска указал, что решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 30 апреля 2019 г., вступившим в законную силу, администрация г.Оренбурга обязана предоставить ей по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади за счёт расходных средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, предусмотренных на указанные цели.
На основании исполнительного листа от 16 сентября 2019 г. возбуждено исполнительное производство, однако до настоящего времени решение не исполнено.
Просила взыскать с финансового управления администрации г.Оренбурга в свою пользу 142 930,92 рублей в качестве компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Определением судьи Оренбургского областного суда от 1 июня 2021 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство финансов Оренбургской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области.
В судебном заседании представитель административного ответчика финансового управления администрации г. Оренбурга, администрации г.Оренбурга Ерёмина Е.Е., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований. Полагала, что требования к администрации г.Оренбурга и финансовому управлению администрации г. Оренбурга необоснованны.
Административный истец Кузнецова В.В., представители административного ответчика Министерства финансов Оренбургской области, заинтересованных лиц администрации г.Оренбурга, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика финансового управления администрации г. Оренбурга, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В силу части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Как следует из материалов гражданского дела № решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 апреля 2019 г. администрация г. Оренбурга обязана предоставить Кузнецовой В.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади за счёт расходных средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, предусмотренных на указанные цели.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 30 июля 2019 г. решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 апреля 2019 г. оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу.
На основании исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области от 19 сентября 2019 г. возбуждено исполнительное производство. Должнику предложено в пятидневный срок добровольно исполнить решение суда.
На момент рассмотрения дела в суде доказательств исполнения решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 апреля 2019 г. не представлено.
Суд приходит к выводу, что Кузнецова В.В. обладает правом на обращение в суд с требованиями о присуждении компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок, поскольку решение, вступившее в законную силу 30 июля 2019 г., на основании которого возбуждено исполнительное производство 19 сентября 2019 г., до рассмотрения дела в суде, не исполнено.
Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта на момент вынесения решения суда по настоящему иску составляет более 1года 8 месяцев, что нельзя признать разумным.
Основания и механизм присуждения компенсации при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на государственные органы и организации обязанность исполнить обязательство в натуре, установлены Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера».
Согласно пункту 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрено, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Органом исполнительной власти Оренбургской области как субъекта Российской Федерации, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета области, является Министерство финансов Оренбургской области.
Поскольку решением суда установлена обязанность предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Оренбургской области, суд приходит к выводу, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна быть присуждена за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, так как судом установлено, что решение судебного органа не исполнено ввиду несвоевременного выделения средств субъектом Российской Федерации на эти цели.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Доказательств того, что органы власти, на которые законом возложена обязанность исполнения решения суда, действовали эффективно и использовали все имеющиеся у них ресурсы для достижения цели исполнения решения суда, в настоящее дело не представлено.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к задачам административного судопроизводства относится в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Установление факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (части 3 и 4 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, с учётом требований действующего законодательства, принципа разумности, справедливости, а также в соответствии с практикой Европейского Суда по правам человека, суд считает размер заявленных требований завышенным, учитывая длительность неисполнения решения суда и фактические обстоятельства дела, в пользу административного истца подлежит взысканию денежная сумма в размере 80 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Кузнецовой В.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Оренбургской области за счёт средств бюджета Оренбургской области в пользу Кузнецовой В.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей, перечислив их на расчётный счёт № открытый на имя Кузнецовой В.В. в ПАО Сбербанк, ИНН Банка получателя №, БИК Банка получателя №, корреспондентский счёт №, код подразделения №.
Решение о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф.Селютина