Дело № 2-257/2022 (№ 2-1974/2021)
УИД33RS0003-01-2021-003484-92
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 марта 2022 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Пруцковой Е.А.,
при секретаре Григорьевой А.О.,
с участием
истца Полянского А.В.,
представителя истца Яковенко И.Г.,
представителя ответчика Усачевой С.А.,
представителя третьего лица Воеводиной А.А.,
представителя третьего лица Нефеденко Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимир гражданское дело по иску Полянского А.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области о включении периодов работы в страховой и специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Полянский А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в страховой и специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование иска указал, что обратился в ГУ УПФР в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи со стажем творческой работы более 25 лет. Решением ГУ УПФР в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) от 06.05.2021 № 17067 в назначении пенсии досрочно отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. На дату обращения стаж творческой работы отсутствует.
Полянский А.В. не согласился с данным решением, обратился в суд и, уточнив исковые требования (...), просил:
Признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) от 06.05.2021 № 17067 об отказе Полянскому А.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Обязать ответчика включить в специальный стаж Полянского А.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды:
- с 05.05.1985 по 16.04.1987 прохождения военной службы по призыву в составе 12 оркестра штаба Средне-Азиатского военного округа;
- с 05.10.1988 по 21.11.1988 и с 02.12.1988 по 01.08.1990 работы в должности артиста оркестра Алма-Атинского государственного цирка;
- с 20.08.1990 по 01.09.1992 работы преподавателем в Бестюбинской средней школе;
- с 22.09.1992 по 10.04.1997 работы в должности артиста-инструменталиста Кустанайской областной филармонии;
- с 03.08.1998 по 28.05.1999 и с 01.08.2000 по 27.01.2021 работы в должности артиста оркестра ГКОУ Владимирской области «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси».
Обязать ответчика включить в страховой стаж Полянского А.В. периоды:
- с 20.08.1990 по 01.09.1992 работы преподавателем в Бестюбинской средней школе;
- с 22.09.1992 по 10.04.1997 работы в должности артиста-инструменталиста Костанайской областной филармонии.
Обязать ответчика назначить Полянскому А.В. досрочную страховую пенсию по старости с 28.01.2021.
В связи с реорганизацией государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области, определением судьи от 07.02.2022, занесенным в протокол судебного заседания (...) с согласия истца произведена замена ответчика на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области.
В судебном заседании истец Полянский А.В. и его представитель Яковенко И.Г. поддержали требования, изложенные в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ ОПФР по Владимирской области Усачева С.А., действующая на основании доверенности от 10.01.2022 № 12 (...), исковые требования не признала. Указала, что истцу не может быть назначена досрочная страховая пенсия по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Поддержала позицию, изложенную в решении об отказе в установлении пенсии (...). Просила отказать истцу в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области "Центр классической музыки" – А.А. Воеводина, действующая на основании доверенности от 10.01.2022 (...), полагала исковые требования относительно включения в специальный стаж периода с 03.08.1998 по 28.05.1999 и с 01.08.2000 по 27.01.2021 работы истца в должности артиста оркестра ГКОУ Владимирской области «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» подлежащими удовлетворению. Вопрос о разрешении остальных исковых требований оставила на усмотрение суда. Дополнительно пояснила, что Полянский А.В. в указанные периоды действительно работал в ГКОУ Владимирской области «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» в должности артиста оркестра, музыкальный инструмент тромбон. ГКОУ Владимирской области «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» является профессиональным художественным коллективом, что закреплено региональными и локальными нормативными актами. Также учреждение имеет соответствующий код ОКВЭД – 92.31.21 (Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений).
Третьим лицом также представлен отзыв на исковое заявление (...).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Владимирской областной профсоюзной организации работников культуры – председатель Нефеденко Л.И., действующая на основании Постановления от 14.01.2020 «О выборах председателя Владимирской областной организации Российского профсоюза работников культуры» (...), полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Полянский А.В., ... года рождения, обратился в ГУ УПФР в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФР в г. Владимире Владимирской области(межрайонное) от 06.05.2021 № 17067 в назначении пенсии досрочно отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. На дату обращения стаж творческой работы отсутствует (...).
Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая требования Полянского А.В. о включении в страховой стаж периодов с 20.08.1990 по 01.09.1992 работы преподавателем в Бестюбинской средней школе и с 22.09.1992 по 10.04.1997 работы в должности артиста-инструменталиста Кустанайской областной филармонии, суд приходит к следующему.
Указанные периоды трудовой деятельности протекали не территории Республики Казахстан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Согласно ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования п.2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств – до 13.03.1992.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктами 59, 60 Правил № 1015 также установлено, что документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).
Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Из изложенного следует, что при назначении страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Казахстане) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 13.03.1992, подтверждаются документами, содержащими сведения о трудовом стаже, без легализации. Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже, приобретенном на территории иностранного государства после распада СССР, подтверждаются путем направления запросов в адрес компетентных органов этих государств.
Кроме того, периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г., учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Периоды работы с 20.08.1990 по 01.09.1992 работы преподавателем в Бестюбинской средней школе и с 22.09.1992 по 10.04.1997 работы в должности артиста-инструменталиста Кустанайской областной филармонии отражены в трудовой книжке Полянского А.В. (...).
В отношении периода работы Полянского А.В. в Бестюбинской средней школе с 20.08.1990 по 01.09.1992 уточняющих справок не представлено. Однако суд полагает необходимым включить данный период работы в страховой стаж истца, поскольку данный период работы имел начало до 13.03.1992, не прерывался до 01.09.1992. Исследовав в судебном заседании оригинал трудовой книжки Полянского А.В., суд приходит к выводу, что запись о работе в Бестюбинской средней школе произведена с соблюдением правил, изложенных в Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда от 20 июня 1974 г. N 162 и действующей в спорный период, запись произведена в хронологическом порядке, с указанием основания для внесения записей о приеме и увольнении работника, без исправлений, заверена печатью организации, в которой в оригинале трудовой книжки наименование организации хорошо читаемо.
Период работы истца с 22.09.1992 по 10.04.1997 в должности артиста-инструменталиста Костанайской областной филармонии приходится на время после 13.03.1992 и должен быть подтвержден справками компетентных органов, организаций или архивными справками.
Истцом представлена справка КГКП Костанайская областная филармония им. Е. Умурзакова от 15.07.2021 № 01-12/346, в которой подтвержден период работы истца с 22.09.1992 по 10.04.1997 в должности артиста-инструменталиста Костанайской областной филармонии (до 1997 Кустанайская областная филармония) (...).
Учитывая изложенное данный период также подлежит учету в страховой стаж истца.
Разрешая требования Полянского А.В. о включении периода работы с 22.09.1992 по 10.04.1997 работы в должности артиста-инструменталиста Кустанайской областной филармонии в специальный стаж, суд приходит к следующему.
Нормы Соглашения от 13 марта 1992 г. применяются и в случае установления права на пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, то есть в отношении прав граждан на досрочную страховую пенсию по старости применяется российское пенсионное законодательство, что также подтверждается п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", в соответствии с которым для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Порядок и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. В соответствии с данной правовой нормой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Подпунктом о п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 (далее – Список № 447), с применением положений пункта 2 указанного постановления. При этом начиная с 1 января 2019 г. в отношении лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), которым в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста, указанный Список применяется с учетом положений части 1(1) статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 3 Списка № 447 при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2 настоящего Списка):
артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.
Кроме того, п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, засчитываются все виды творческой деятельности, предусмотренной прилагаемым Списком.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Данный период работы истца приходится на период до регистрации Полянского А.В. в системе обязательного пенсионного страхования – 08.12.2000 (...), в связи с чем особые условия труда могут быть подтверждены документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В трудовой книжке истца (...) указано, что Полянский А.В. 22.09.1992 принял инструменталистом (тромбон).
В справке КГКП Костанайская областная филармония им. Е.Умурзакова от 15.07.2021 № 01-12/346 указано, что истец с 22.09.1992 по 10.04.1997 работал в должности артиста-инструменталиста Костанайской областной филармонии (до 1997 Кустанайская областная филармония) (...).
Указание в наименовании должности «инструменталист» означает артист, играющий на музыкальном инструменте.
Учитывая приведенные требования законодательства, период работы истца с 22.09.1992 по 10.04.1997 в должности артиста-инструменталиста Кустанайской областной филармонии подлежит зачету в специальный стаж.
В то же время отсутствуют основания для включения в специальный стаж истца как артиста периода работы с 20.08.1990 по 01.09.1992 преподавателем в Бестюбинской средней школе, поскольку должность «преподаватель» не поименована Списком № 447, а средняя школа не является профессиональным художественным коллективом.
Разрешая требования Полянского А.В. о включении в специальный стаж периода с 05.05.1985 по 16.04.1987 прохождения военной службы по призыву в составе 12 оркестра штаба Средне-Азиатского военного округа, суд приходит к выводу об удовлетворении данных требований по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 2 п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447, в стаж творческой работы артистов театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.
Из справки № 27, выданной 19.01.2022 Военным комиссариатом Владимирской области Минобороны России усматривается, что Полянский А.В. действительно проходил военную службу по призыву в период с 27.06.1985 по 16.04.1987 в составе 12 оркестра штаба Средне-Азиатского военного округа в звании рядовой, музыкант военных оркестров (...).
Указанный период прохождения военной службы по призыву также отражен в военном билете истца (...).
Таким образом, период с 05.05.1985 по 16.04.1987 прохождения военной службы по призыву в составе 12 оркестра штаба Средне-Азиатского военного округа подлежит зачету в специальный стаж Полянского А.В.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода с 05.10.1988 по 21.11.1988 и с 02.12.1988 по 01.08.1990 работы в должности артиста оркестра Алма-Атинского государственного цирка, суд приходит к следующему.
Данный период работы истца приходится на период до регистрации Полянского А.В. в системе обязательного пенсионного страхования – 08.12.2000 (...), в связи с чем особые условия труда могут быть подтверждены документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В трудовой книжке Полянского А.В. указано, что 05.10.1988 истец принят в Алма-Атинский госцирк на должность артиста оркестра (тромбон), уволен 21.11.1988, принят на ту же должность 02.12.1988, уволен 01.08.1990 (...).
Кроме того, в материалах дела имеются:
- архивная справка КГУ «Государственный архив города Алматы» Управления культуры города Алматы от 19.04.2021 № 04-12/2799, в которой подтвержден период работы истца с 05.10.1988 по 21.11.1988 в должности артиста оркестра Алма-Атинского государственного цирка (...);
- архивная справка КГУ «Государственный архив города Алматы» Управления культуры города Алматы от 19.04.2021 № 04-12/2800, в которой подтвержден период работы истца с 02.12.1988 по 01.08.1990 в должности артиста оркестра Алма-Атинского государственного цирка (...).
Учитывая изложенное, отсутствуют основания для исключения указанного периода из специального стажа истца, а требования Полянского А.В. в указанной части подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, Списком № 447 не предусмотрено льготное пенсионное обеспечение для артистов, играющих на духовых ин6струментах в цирках, не могут быть приняты во внимание, поскольку в спорный период работы истца действовало Постановление Совмина СССР от 28.12.1967 N 1169 "Об объединении решений Правительства СССР о пенсиях за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов", в соответствии с которым пенсии за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене назначаются играющим на духовых инструментах артистам концертных организаций, концертных эстрадных оркестров, оркестров цирков.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода работы с 03.08.1998 по 28.05.1999 и с 01.08.2000 по 27.01.2021 работы в должности артиста оркестра ГКОУ Владимирской области «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси», суд приходит к следующему.
Указанный период отражен в трудовой книжке Полянского А.В. (...).
Данный период не закодирован работодателем как работа в особых условиях.
Между тем, представителем ГАУК ВО «Центр классической музыки», являющегося правопреемником ГКОУ Владимирской области «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси», представлены суду:
- справка территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области от 22.12.2011 № 12-02-23/411463, в соответствии с которой учреждению присвоен код 92.31.21 – деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений (...);
- карта специальной оценки условий труда № 19 по должности артист оркестра (духовая группа) от 18.05.2018 (...), по результатам которой установлено, что работники, занятые на данной должности, имеют право на досрочное назначение пенсии;
- уточняющая справка ГАУК ВО «Центр классической музыки» от 05.02.2021 № 20 (...);
- Устав ГАУК ВО «Центр классической музыки», в соответствии с п.2.2. которого предметом деятельности центра является создание, публичное исполнение, съемка и запись на все виды материальных носителей концертов и концертных программ симфонической, хоровой и оперной музыки во Владимирской области и за ее пределами, осуществление постановок в жанре музыкального театра, организация, участие в проведении гастролей, конкурсов, фестивалей и других культурно-массовых мероприятий (...
В ходе судебного разбирательства представитель ГАУК ВО «Центр классической музыки», что Владимирский Губернаторский симфонический оркестр является профессиональным художественным коллективом.
Учитывая изложенное, период работы истца с 03.08.1998 по 28.05.1999 и с 01.08.2000 по 27.01.2021 работы в должности артиста оркестра ГКОУ Владимирской области «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» подлежит включению в специальный стаж за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы 11 дней в 2002 году, 3 дня в 2003 году, 4 дня в 2004 году, которые отражены на лицевом счете истца (...).
Принимая во внимание выводы данного решения, 25 лет творческой деятельности возникло у Полянского А.В. на 28.06.2016.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с заявлением о назначении пенсии Полянский А.В. обратился 28.01.2021, суд полагает необходимым назначить истцу досрочную страховую пенсию с указанной даты.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Полянского А.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Полянского А.В. периоды:
- с 27.06.1985 по 16.04.1987 прохождения военной службы по призыву в составе 12 оркестра штаба Средне-Азиатского военного округа;
- с 05.10.1988 по 21.11.1988 и с 02.12.1988 по 01.08.1990 работы в должности артиста оркестра Алма-Атинского государственного цирка;
- с 22.09.1992 по 10.04.1997 работы в должности артиста-инструменталиста Кустанайской областной филармонии;
- с 03.08.1998 по 28.05.1999 и с 01.08.2000 по 27.01.2021 работы в должности артиста оркестра ГКОУ Владимирской области «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы 11 дней в 2002 году, 3 дня в 2003 году, 4 дня в 2004 году.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области включить в страховой стаж Полянского А.В. периоды:
- с 20.08.1990 по 01.09.1992 работы преподавателем в Бестюбинской средней школе;
- с 22.09.1992 по 10.04.1997 работы в должности артиста-инструменталиста Кустанайской областной филармонии.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области назначить Полянскому А.В. страховую пенсию по старости с 28 января 2021.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимир Владимирской области от 06.05.2021 № 17067 в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии.
В остальной части исковые требования Полянского А.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области в пользу Полянского А.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 05.04.2022.
Председательствующий судья Е.А. Пруцкова