Дело № 2-3990/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2022 года г.Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы
в составе судьи Морева Е.А.,
при секретаре Столбушкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вохомского района в интересах Сидоровой Татьяны Павловны к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании организовать обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями,
установил:
Прокурор Вохомского района обратился в суд с иском в интересах Сидоровой Татьяны Павловны, требования мотивированы тем, что прокуратурой Вхомского района на основании заявления Сидоровой Т.П. проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан. В ходе проверки установлено, что Сидорова Татьяна Павловна, <дата> года рождения, состоит на учете у врача-эндокринолога с <дата> с диагнозом: .... Согласно выписке из медицинской карты врачом-эндокринологом ФИО1 назначены лекарственные препараты: Метформин 850 мг - 2 ед. в сутки, Гликлазид 30 мг - 1 ед. в сутки. В связи с наличием указанного заболевания Сидоровой Т.П. необходим ежедневный контроль уровня сахара в крови. Согласно информации, представленной ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница», Сидорова Т.П. тест-полосками для определения глюкозы в крови не обеспечивалась. Со ссылкой на нормы действующего законодательства в области охраны здоровья граждан прокурор полагает, что Сидорова Т.П., как лицо, страдающее заболеванием сахарный диабет 2 типа, подлежит обеспечению средствами диагностики - тест-полосками для определения сахара в крови, бесплатно. Неполучение соответствующих медицинских изделий Сидоровой Т.П. свидетельствует о ненадлежащей организации обеспечения медицинскими изделиями Департаментом здравоохранения Костромской области.
На основании изложенного прокурор просит обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать бесперебойное обеспечение Сидоровой Татьяны Павловны медицинскими изделиями в виде тест-полосок для определения сахара в крови в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.
В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Палюлина Т.Ю., заявленные исковые требования поддержала.
В судебное заседание Сидорова Т.П. не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности Пашкина Л.М. исковые требования не признала, поскольку действующее законодательство Костромской области предусматривает обеспечение тест–полосками только лиц, не достигших 18 лет. Кроме того, истцу не выписывался рецепт, что исключает обязанность ответчика по обеспечению истца указанным медицинским изделием.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, по заявленным требованиям, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет основные принципы охраны здоровья, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Статьей 43 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ установлено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).
Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).
Согласно ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Федеральная программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 №1506, определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Согласно разделу VIII Федеральной программы, территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В абзаце 3 раздела I (Общие положения) Федеральной программы содержится предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой.
Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610; Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2299; Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», к медицинским изделиям, отпускаемым по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, относятся, в частности, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 №748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру.
В соответствии с Федеральным законом №323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (п. 1 ч. 4 ст. 81).
Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.
Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 22.07.2011 Сидорова Т.П., <дата> года рождения, состоит на учете у врача-эндокринолога с ....
Согласно выписке из медицинской карты врачом-эндокринологом Сидоровой Т.П. назначены лекарственные препараты: Метформин 850 мг - 2 ед. в сутки, Гликлазид 30 мг - 1 ед. в сутки.
В связи с наличием указанного заболевания Сидоровой Т.П. необходим ежедневный контроль уровня сахара в крови.
Из материалов дела и информации ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» следует, что Сидорова Т.П. тест-полосками для проведения диагностики сахара в крови не обеспечивалась, так как они не закупались департаментом здравоохранения Костромской области и в ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» не поступали.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. №715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому заболевание сахарный диабет включено в перечень социально значимых заболеваний.
В соответствии со статьей 6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения РФ, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2017 № 522-а была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2018 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Аналогичные постановления № 556-а в части гарантий на 2019-2021 г.г,. № 511-а в части гарантий на 2020-2022 г.г., № 648-а в части гарантий на 2021-2023 г.г., № 639-а в части гарантий на 2022-2024 г.г. изданы Администрацией Костромской области соответственно 24.12.2018, 23.12.2019, 29.12.2020, 27.12.2021.
В соответствии с п. 32 (Постановление от 29.12.2017 № 522-а), п.39 (Постановление от 23.12.2019 № 511-а) программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 10.12.2018 № 1506 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 г. и 2021 г., которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание «диабет», при оказании амбулаторно-клинической помощи.
В соответствии с положениям ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Исходя из указанного, тест-полоски к глюкометру являются медицинскими изделиями, применяемыми для определения уровня глюкозы в крови в соответствии с приказом Минздрава России от 09.11.2012 № 858н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете».
Согласно приложению №1 Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», лица с заболеванием диабет обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами, инсулиновыми шприцами и иглами к ним, средствами диагностики.
Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.
При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что бесплатному обеспечению тест-полосками подлежат только граждане до 18 лет, является несостоятельным.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру и инсулиновых игл не только детей, но и взрослых, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.
В связи с изложенным, ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению тестами для определения глюкозы в крови не отвечает требованиям закона.
Вопреки доводам представителя ответчика не обеспечение истца тест-полосками связанно исключительно с бездействием ответчика, не принявшего мер к закупке и распределению медицинского изделия между медицинскими учреждениями, аптеками, что также подтверждается заключением больницы.
Таким образом, учитывая вышеизложенное и обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г.Костромы подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Вохомского района удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Сидоровой Татьяны Павловны, <дата> года рождения, тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови по медицинским показаниям в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: