дело № 2-2138/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2018 года г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Косенко В.А., при секретаре Балашовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Юхненко Елены Александровны к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Советского района г. Воронежа» о восстановлении пропущенного срока для получения единовременной выплаты при рождении ребенка,
установил:
Юхненко Е.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что в <данные изъяты>. в г<данные изъяты> родились ее <данные изъяты> – ФИО2 и ФИО3
<данные изъяты>. согласно Постановлению Окружного Суда в Кутно, III отдел по делам семьи и несовершеннолетних <данные изъяты> ФИО3 и ФИО2 – ФИО1 лишен родительских прав на детей, ФИО3 и ФИО2 разрешено проживать за пределами страны происхождения.
13.03.2018г. Советским районным судом г. Воронежа вынесено решение, согласно которому установлен факт родственных отношений, а именно, что Юхненко Елена Александровна является <данные изъяты> ФИО2, <данные изъяты>., ФИО3, <данные изъяты>
После установления факта родственных отношений истец обратилась в КУВО «УСЗН Советского района г. Воронежа» с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка.
Решением от <данные изъяты> <данные изъяты> в назначении выплаты отказано, так как обращение за назначением единовременного пособия при рождении ребенка Войташек Александра 11,05.2017 г. р. последовало позднее шести месяцев со дня его рождения.
Решением от <данные изъяты> в назначении выплаты отказано, так как обращение за назначением единовременного пособия при рождении ребенка Войташек Вероники 11.05.2017г. р. последовало позднее шести месяцев со дня ее рождения.
Истец обратилась в суд с требованием восстановить Юхненко Е.А. срок для обращения в КУВО «УСЗН Советского района г. Воронежа» с заявлением о единовременной денежной выплате при рождении ФИО2 и ФИО3, <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Юхненко Е.А. поддержала изложенные в иске доводы, просила суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика КУВО «УСЗН Советского района г. Воронежа» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Воронежской области по доверенности Томилина Г.Д. в принятии решения полагалась на усмотрение суда.
Суд, выслушав доводы истца и представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39).
Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, одной из форм которой является предоставление соответствующих видов государственных пособий, Конституция Российской Федерации тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством.
В статье 26 "Конвенции о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) закреплено, что государства - участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством. Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка, а также любых соображений, связанных с получением благ ребенком от его имени.
Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относится в том числе: единовременное пособие при рождении ребенка.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.
Статьей 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н утвержден "Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (далее по тексту – Порядок N 1012н).
В абзаце первом п. 80 Порядка N 1012н воспроизведены положения, закрепленные в ст. 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ.
При этом в абзаце третьем п. 80 Порядка N 1012н предусмотрено:
«При обращении лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за пособием по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока обращения за ними решение о назначении пособия принимается территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием, определенных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 74 "Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 марта 2007 г. N 9019) с изменениями, внесенными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N 813н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 октября 2009 г. N 15107)».
Согласно правовой позиции, выраженной в решении Верховного Суда РФ от 05.03.2012 года N АКПИ12-33, оспариваемое нормативное положение (абзац третий п. 80 Порядка N 1012н), предоставляя территориальному органу Фонда социального страхования Российской Федерации право самостоятельного решения вопроса о восстановлении срока обращения за отдельными видами пособий, по своему содержанию не препятствует восстановлению этих сроков в судебном порядке при наличии уважительных причин их пропуска. Оспариваемая норма, закрепляя право территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации на принятие решения о назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока обращения при наличии уважительных причин его пропуска, фактически воспроизводит положения части 3 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и поэтому не может противоречить федеральному законодательству. Статья 17.1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" не содержит каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков, предусмотренных данной нормой, формальное истечение которых не отменяет право на получение государственных пособий.
Свидетельствами о рождении подтверждается, что <данные изъяты> у Елены Юхненко и ФИО1 родились дети: <данные изъяты> ФИО3 и <данные изъяты> ФИО2 (л.д. 12-17).
Согласно Постановлению Окружного Суда в Кутно, III отдел по делам семьи и несовершеннолетних от <данные изъяты>. <данные изъяты> ФИО3 и ФИО2 – ФИО1 лишен родительских прав <данные изъяты>; Елене Юхненко разрешено подать заявку на выдачу паспортов для несовершеннолетних; ФИО3 и ФИО2 разрешено проживать за пределами страны происхождения (л.д. 19-22).
Поскольку в свидетельствах о рождении детей не указано отчество матери, Юхненко Е.А. обратилась в суд за установлением факта родственных отношений с детьми.
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 13.03.2018г., вступившим в законную силу 17.04.2018г., установлен факт родственных отношений, а именно, что Юхненко Елена Александровна является <данные изъяты> ФИО2, <данные изъяты>., ФИО3, <данные изъяты> (л.д. 23-24).
27.04.2018г. истица обратилась в КУВО «УСЗН Советского района г.Воронежа» с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка, однако ответчик решениями от <данные изъяты> отказал Юхненко Е.А. в назначении единовременного пособия при рождении ребенка ФИО2, <данные изъяты> и ребенка ФИО3, <данные изъяты>., так как обращение последовало позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (л.д. 25, 26, 27).
Материалами дела подтверждена объективная невозможность обращения Юхненко Е.А. за назначением единовременного пособия в шестимесячный срок (дети родились в <данные изъяты>, для получения разрешения на проживание детей за пределами страны происхождения пришлось обращаться в суд, впоследствии в судебном порядке пришлось устанавливать факт родственных отношений с детьми), поэтому причины пропуска такого срока следует признать уважительными и восстановить этот срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Восстановить Юхненко Елене Александровне срок для обращения в Казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Советского района г. Воронежа» с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка: <данные изъяты> ФИО3, <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО2, <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Косенко В.А.
Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2018 года