Дело № 2-3971/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Петропавловск – Камчатский
Петропавловск – Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Киракосян Т.Т.
при секретаре ФИО3,
с участием помощника Камчатского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4, представителей ответчика ФИО6, ФИО7, представителя третьего лица ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «Южные электрические сети Камчатки» о возложении обязанности совершения определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Камчатский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Южные электрические сети Камчатки» (далее – ОАО «ЮЭСК») о возложении обязанности оформить в установленном порядке право пользования водным объектом (река Пенжина) в целях забора (изъятия) водных ресурсов при эксплуатации объектов водоснабжения села Каменское, ссылаясь на те обстоятельства, что ОАО «ЮЭСК» при эксплуатации объектов водоснабжения <адрес> использует в целях забора воды реку Пенжина, при этом не имеет разрешительных документов на право пользования водным объектом. В нарушение требований действующего законодательства в области пользования водными объектами ответчиком не приняты меры по оформлению права пользования водным объектом. В связи с чем, Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю ДД.ММ.ГГГГ ответчику выдано предписание № об устранении нарушения условий использования водного объекта с требованием обеспечить соблюдение положений Водного кодекса в части оформления права пользования водным объектом (река Пенжина). Постановлением мирового судьи судебного участка № Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение предписания об оформлении права пользования водным объектом ОАО «ЮЭСК» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (дело № 5а-2262/14). ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ЮЭСК» выдано новое предписание об устранении нарушений № 1961/14-02, которое также оставлено без исполнения. Постановлением мирового судьи судебного участка № Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение предписания об оформлении права пользования водным объектом ОАО «ЮЭСК» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (дело № 5а-14362/14).
Указал, что осуществление ответчиком деятельности по забору воды в отсутствие правоустанавливающих документов ведет к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и установленного порядка пользования водными объектами.
На основании изложенного камчатский межрайонный природоохранный прокурор просил суд обязать ОАО «ЮЭСК» в течение двух месяцев, со дня вступления решения в законную силу, оформить в установленном порядке право пользования водным объектом (река Пенжина) в целях забора (изъятия) водных ресурсов при эксплуатации объектов водоснабжения села Каменское.
В судебном заседании представитель истца помощник Камчатского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представители ответчика ФИО6, ФИО7, действующие на основании доверенностей, заявленные исковые требования считали необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указали, что водозабор из поверхностного водного объекта <адрес> является собственностью Администрации Пенжинского муниципального района. Имущество передано ответчику по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ года, объект принят в состоянии на момент передачи «в законсервированном состоянии, требующий восстановления». Согласно условий договора Администрация Пенжинского муниципального района обязалась передать ответчику документацию к имуществу. Вместе с тем Администрацией не были переданы санитарно-эпидемиологическое заключение, проект зон санитарной охраны, программы регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной. Указанные документы необходимы для оформления права пользования водным объектом река Пенжина в целях забора (изъятия) водных ресурсов. Ответчик не имеет возможности самостоятельно получить санитарно-эпидемиологическое заключение и подготовить документы для оформления права пользования водным объектом (река Пенжина), в связи с отсутствием в <адрес> микробиологической лаборатории для изготовления анализа воды, необходимого для получения санитарно-эпидемиологического заключения, а так же в связи с тем, что затраты на сбор, оформление и разработку необходимых документов исключены из тарифов РСТиЦ Камчатского края, а собственник имущества – Администрация Пенжинского муниципального района до настоящего времени не профинансировала выполнение работ по приведению водозабора в соответствие санитарно-эпидемиологическому законодательству.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования, заявленные Камчатским межрайонным природоохранным прокурором считала обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку договор водопользования ответчиком не заключен, чем нарушены нормы Водного кодекса РФ, ответчик трижды привлекался к административной ответственности за неисполнение предписаний Росприроднадзора, однако договор водопользования так и не заключен. Считала, что действиями ответчика причиняется ущерб государству.
Выслушав пояснения представителя истца, пояснения представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как следует из ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц
Согласно ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).
Статьей 6 ВК РФ предусмотрено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 11 ВК РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование в частности для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.
Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Предоставление водного объекта в пользование для забора водных ресурсов осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого в соответствии с Правилами подготовки и заключения договоров водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 165 (ред. от 23.05.2013) "О подготовке и заключении договора водопользования"
Перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования, определен пунктами 7 и 8 вышеуказанных Правил.
В судебном заседании установлено, что с 2013 года ОАО «ЮЭСК» использует водный объект (река Пенжина) для забора воды, с целью обеспечения холодного водоснабжения <адрес>, в отсутствие договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Указанные обстоятельства подтверждаются предписаниями Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю № 1961/13-02, № об устранении нарушения условий использования водного объекта, а так же Постановлениями мирового судьи судебного участка № Камчатского края по делу № 5а-2262/14 от ДД.ММ.ГГГГ и по делу № 5а-14362/14 от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которым за неисполнение предписаний об оформлении права пользования водным объектом ОАО «ЮЭСК» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и сторонами в ходе судебного заседания не оспаривалось.
Как следует из сообщения Администрации сельского поселения «<адрес>» Пенжинского муниципального района Камчатского края и подтверждается материалами дела в <адрес> эксплуатацию объектов водоснабжения осуществляет ОАО «ЮЭСК» согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № 27.
Договор на водопользование объектом (река Пенжина), в целях забора (изъятия) водных ресурсов при эксплуатации объектов водоснабжения <адрес>, ответчиком в настоящее время не заключен.
На основании изложенного, с учетом вышеуказанных правовых норм, суд приходит к выводу, что осуществление ОАО «ЮЭСК» деятельности по забору воды в отсутствие разрешительной документации, учитывая установленную законом обязательность договорного регулирования использования водных ресурсов, ведет к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению прав граждан и интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использованию природных ресурсов, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования Камчатского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на ОАО «ЮЭСК» обязанности оформить в установленном порядке право пользования водным объектом (река Пенжина) в целях забора (изъятия) водных ресурсов при эксплуатации объектов водоснабжения села Каменское.
Доводы представителей ответчика о том, что ОАО «ЮЭСК» не имеет возможности самостоятельно получить санитарно-эпидемиологическое заключение и подготовить документы для оформления права пользования водным объектом (река Пенжина), в связи с отсутствием в <адрес> микробиологической лаборатории для изготовления анализа воды, необходимого для получения санитарно-эпидемиологического заключения, а так же о том, что затраты на сбор, оформление и разработку необходимых документов исключены из тарифов РСТиЦ Камчатского края, а собственник имущества – Администрация Пенжинского муниципального района до настоящего времени не профинансировала выполнение работ по приведению водозабора в соответствие санитарно-эпидемиологическому законодательству, не освобождают ответчика ОАО «ЮЭСК» от обязанности оформления права пользования водным объектом (река Пенжина) в целях забора водных ресурсов, в связи с его использованием.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нём срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание наличие угрозы нарушения прав граждан и интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также требования разумности, суд считает возможным установить срок ответчику для исполнения решения суда в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░