Решение
Имением Российской Федерации
14 декабря 2020 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего: судьи М.К. Батхиева,
при секретаре Саговой Х.Т.,
с участием административного истца Ахкильгова М.М., административного ответчика-начальника юридического отдела военного комиссариата РИ Тангиева Б.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Ахкильгова Магомет-Башира Магометовича к призывной комиссии <адрес> комиссариата Республики Ингушетия (далее – ВК) о признании незаконным решения призывной комиссии по <адрес> и <адрес> Республики Ингушетия выразившееся в отказе военного билета по достижению 27 лет,
установил:
Административный истец обратился с иском о признании незаконным решения призывной комиссии по <адрес> и <адрес> Республики Ингушетия выразившееся в отказе военного билета по достижению 27 лет. Отказ мотивирован тем, что он «не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». Просит признать незаконным решение призывной комиссии ВК по <адрес> и <адрес> РИ принятое в отношении него и обязать выдать военный билет по достижению 27 лет.
Ахильгов М.М. просил иск удовлетворить в полном объеме.
Тангиев Б.С. иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения сторон, изучив и исследовав доказательства, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со ст.22, 25, 26, 28 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате (военном комиссариате субъекта Российской Федерации) до отправки к месту прохождения военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 4, 8, 13, 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение о призыве) призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.
В силу п.1 ст. 28 Закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Согласно п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нём присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и её членами.
Таким образом, решение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, может быть принято только в отношении граждан, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состояли (или обязаны были состоять) на воинском учёте и подлежали призыву на военную службу.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ-39 установлено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву, призывная комиссия на основании документов воинского учета выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 34 Положения о призыве на военную службу; далее – Положение). Исключение составляют случаи, при которых:
гражданин имел право на освобождение от военной службы (п. 1-2 ст. 23 закона о воинской обязанности);
в отношении гражданина велось дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении него передано в суд (подп. "в" п. 3 ст. 23 закона о воинской обязанности);
гражданин был признан негодным к службе по состоянию здоровья (п. 4 ст. 23 закона о воинской обязанности);
гражданину была предоставлена отсрочка от призыва (ст. 24 закона о воинской обязанности).
Также судебная коллегия пришла к выводу, что контроль за наличием у призывника оснований для освобождения или отсрочки от призыва возложены на комиссариат (п. 18 Положения). За проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу, также отвечает военный комиссариат (п. 1 ст. 5, ст. 26 закона о воинской обязанности). На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 ст. 26 закона о воинской обязанности). Если вручить гражданину повестку невозможно, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (п. 2 ст. 31 закона о воинской обязанности). Призывник, не явившийся по повестке без уважительных причин, считается уклоняющимся от военной службы (п. 4 ст. 31 закона о воинской обязанности). После создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии (п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе). Вызову подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
То есть именно на военный комиссариат, сделал вывод ВС РФ, и возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам. При этом Суд напомнил, что неисполнение гражданином конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для его освобождения или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением обязанностей по воинскому учету или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу (постановление КС РФ от 30HYPERLINK "http://base.garant.ru/70779358/".10.HYPERLINK "http://base.garant.ru/70779358/"2014 №-П "По делу о проверке конституционности пHYPERLINK "http://base.garant.ru/70779358/".HYPERLINK "http://base.garant.ru/70779358/"1 стHYPERLINK "http://base.garant.ru/70779358/".HYPERLINK "http://base.garant.ru/70779358/"3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части HYPERLINK "http://base.garant.ru/70779358/"реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской РеспубликHYPERLINK "http://base.garant.ru/70779358/"иHYPERLINK "http://base.garant.ru/70779358/"").
Вместе с тем в отношении Ахкильгова М.М. каких-либо действий, направленных на его призыв на военную службу военный комиссариат не предпринял, повестки не направлял. Эти обстоятельства, по мнению Суда, свидетельствуют о том, что Ахкильгов М.М. не прошел военную службу по призыв по независящим от него причинам.
Так, в силу ч. ч. 1-2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, в судебном заседании не было установлено обстоятельств, подтверждающих факт уклонения Ахкильгова М.М. от воинской службы до достижения им возраста 27 лет.
Следовательно, призывная комиссия была не вправе при принятии решения о зачислении Ахкильгова М.М. в запас признавать его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Ответчиками в нарушение требований ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ не представлены суду доказательства уклонения истца от призыва на военную службу до достижения возраста 27 лет.
В силу ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
П.7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что оспариваемый акт призывной комиссии в отношении Ахкильгова М.М. не может быть признан законным и подлежит отмене.
На основании изложенного, административное исковое заявление Ахкильгова М.М. о признании незаконным решения призывной комиссии подлежит удовлетворению с возложением на призывную комиссию <адрес> и <адрес> обязанности выдать военный билет установленного образца.
Руководствуясь ст.ст. 95, 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
Исковые требования Ахкильгова Магомет-Башира Магометовича к призывной комиссии <адрес> комиссариата Республики Ингушетия о признании незаконным решения призывной комиссии по <адрес> и <адрес> Республики Ингушетия выразившееся в отказе военного билета по достижению 27 лет удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение призывной комиссии <адрес> и <адрес> Республики Ингушетия, принятое в отношении Ахкильгова Магомет-Башира Магометовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать призывную комиссию <адрес> и <адрес> выдать Ахкильгову Магомет-Баширу Магометовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, военный билет по достижению 27 лет
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: Судья
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: