Решение по делу № 33-1623/2015 от 14.07.2015

Дело      Председательствующий в первой

Категория 13                              инстанции Гаркуша О.М.

                                 Докладчик в апелляционной

                                      инстанции Володина Л. В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2015 г. судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи - Володиной Л.В.,

судей           - Дудкиной Т.Н., Клочко В.П.,

секретарь         - Журавлева Н.А.,

с участием:

представителя истца - Бессельман Е.В.,

представителя ответчика

ФКУ «Управление Черноморского флота» - Виноградова И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе по докладу судьи Володиной Л.В. гражданское дело по иску военного прокурора – войсковая часть 32015 к войсковой части 86863, Федеральному казенному учреждению «Управление черноморского флота» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда, с представлением военного прокурора – войсковая часть 32015 на решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 19 мая 2015 г., -

у с т а н о в и л а:

военный прокурор – войсковая часть 32015 в феврале 2015 г. обратился с иском в суд, просил обязать войсковую часть 86863 в срок до 01 июня 2015 г. организовать проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места заведующего складом – 3 единицы, обязать Федеральное казенное учреждения «Управление Черноморского флота» в срок до 01 июня 2015 г. обеспечить финансирование мероприятий по проведению в войсковой части 86863 специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места заведующим складом – 3 единицы.

Требования иска мотивированы тем, что военной прокуратурой проведена проверка соблюдения трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда должностными лицами войсковой части 86863. Проведенной проверкой установлено, что командиром войсковой части 86863 в нарушение требований Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» при введении вновь организованных рабочих мест гражданского персонала – заведующего складом в количестве 3-х единиц, не проведена специальная оценка условий труда, чем нарушаются права работников.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 19 мая 2015 г. в удовлетворении иска отказано.

В представлении истец просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права. Истец указывает, что судом первой инстанции не учтено, что отсутствие необходимого финансирования проведения специальной оценки условий труда не освобождает ответчиков от обязанности ее проведения. Истец просит принять новое решение об удовлетворении иска.

В возражениях на представление ответчик ФКУ «Управление Черноморского флота» просит в удовлетворении представления отказать.

Представитель ответчика войсковой части 86863 в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил. Согласно сведениям Почты России ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика войсковой части 86863.

Заслушав доклад судьи-докладчика, объяснения представителя истца, который просил представление удовлетворить, объяснения представителя ответчика ФКУ «Управление Черноморского флота», который просил решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации в пределах доводов представления, обсудив указанные доводы, обсудив доводы возражений на представление, коллегия судей считает, что представление подлежит удовлетворению.

Принимая решение по делу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ответчики в/ч 86863 18 марта 2015 г. направив заявку на финансирование, а ФКУ «Управление Черноморского флота» направив в Центр финансово-экономического обеспечения ЧФ РФ уведомление о необходимости проведения мероприятия по истребованию от Департамента финансового планирования МО РФ денежных средств на проведение специальной оценки условий труда на 2015 г. выполнили требования закона об организации проведения специальной оценки условий труда.

С такими выводами суда коллегия судей согласиться не может.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу части 1 и статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случае ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Согласно части 2 статьи 17 указанного закона внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части 1 настоящей статьи случаев.

В соответствии с пунктом 2статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ "ОСК ЦВО" и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.

Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что на основании Директивы Министра Обороны РФ от 14 мая 2014 г. № Д-024 с 01 декабря 2014 г. сформирована войсковая часть 86863 (л.д. 55).

18 марта 2015 г. войсковой частью 86863 подана бюджетная заявка на лимиты бюджетных обязательств на 2015 г. в связи с необходимостью проведения комплекса мероприятий по специальной оценке условий труда 20 рабочих мест, в т.ч. трех рабочих мест заведующего складом (л.д. 53-54).

В соответствии с Положением о ФКУ "Управление Черноморского Флота", утвержденным Министром обороны Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 902, исходя из целей, задач и видов деятельности, в полномочия ФКУ "Управление Черноморского Флота" входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения, размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерациями и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (пункт 30).

Таким образом, обязанность по исполнению запроса войсковой части 86863 о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части 86863 путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ "Управление Черноморского Флота", как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ "Управление Черноморского Флота".

Вывод суда о выполнении ответчиками требований по организации проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочего места заведующего складом является ошибочным.

Суд не учел, что до предъявления иска действия по организации проведения специальной оценки условий труда ответчиками выполнены не были. Доказательства направления ответчиком ФКУ «Управления Черноморского флота» в Центр финансово-экономического обеспечения ЧФ РФ уведомления о необходимости проведения мероприятия по истребованию от Департамента финансового планирования Министерства Обороны РФ денежных средств на проведение комплекса работ по специальной оценке условий труда на 2015 г. отсутствуют.

Суд также не учел, что отсутствие финансирования для проведения специальной оценки условий труда не освобождает ответчиков от обязанности проведения специальной оценки условий труда.

Коллегия судей обращает внимание на то, что иск прокурором предъявлен до истечения шестимесячного срока, установленного для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, однако на момент принятия решения судом первой инстанции и до настоящего времени внеплановая специальная оценка условий труда в войсковой части 86863 не проведена.

При таких обстоятельствах, исходя из положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований к войсковой части 86863 о возложении обязанности организовать проведение специальной оценки условий труда в данной войсковой части в отношении рабочего места заведующим складом – 3 единицы, а также исковых требований к ФКУ «Управление Черноморского флота» об обеспечении финансирования мероприятий по проведению в войсковой части 86863специальной оценки условий труда в отношении рабочего места заведующим складом – 3 единицы..

Учитывая, что заявленный истцом срок для проведения оценки истек, судебная коллегия полагает возможным установить достаточный срок для исполнения возложенной на ответчиков обязанности – до 01 октября 2015 г.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 19 мая 2015 г. отменить.

Принять новое решение.

Иск военного прокурора – войсковая часть 32015 к войсковой части 86863, Федеральному казенному учреждению «Управление черноморского флота» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда удовлетворить.

Обязать войсковую часть 86863 в срок до 01 октября 2015 г. организовать проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места заведующего складом – 3 единицы.

Обязать Федеральное казенное учреждения «Управление Черноморского флота» в срок до 01 октября 2015 г. обеспечить финансирование мероприятий по проведению в войсковой части 86863 специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места заведующим складом – 3 единицы.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий - Л.В. Володина

Судьи: - Т.Н. Дудкина

- В.П. Клочко

33-1623/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Володина Любовь Васильевна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
03.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее