Дело № 2а-6705/2021
УИД 75RS0001-02-2021-009757-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 декабря 2021 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Марковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Верховод Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов Забайкальского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю Ермоленко Т.С., Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП РОССИИ по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № №-ИП от 20.03.2019г.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Забайкальского края в лице представителя по доверенности Пешкова А.И. обратилось в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. На основании исполнительного листа, выданного по решению Могочинского районного суда Забайкальского края от 26.09.2018г., было возбуждено исполнительное производство, предметом исполнения которого является обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края профинансировать КГСАУ «Забайкаллесхоз» для выполнения вышеуказанных мероприятий в течении 10 дней с момента вступления решения в законную силу, а именно обеспечить ЛПФ Амазарское и Давендинское Северного межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз» противопожарной техникой, а также произвести ремонт неисправной техники Северного межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз».
Ссылаясь на то, что в целях исполнения решения суда в части проведения ремонта неисправной техники подведомственным учреждением Министерства КШСАУ «Забайкаллесхоз» был произведен ремонт вездехода ГАЗ-3403932, трактора лесопожарного ТЛП-4. Также ведется работа по списанию следующей техники – автоцистерны пожарной АЦ-1., 6-40 (У001), МЛК УАЗ-390094 (М684;), автоцистерны пожарной АЦ-1,6-40 (М685). С целью исполнения решения в части укомплектования Могочинского участка Северного межрайонного отдела противопожарным инвентарем КГСАУ «Забайкаллесхоз» на указанный участок был передан следующий инвентарь: мотопомпы (5шт), канистры для воды (4 шт.), лопаты (18 шт.), спецодежда (согласно штатному расписанию), бензопилы (2 шт.), зажигательные аппараты (4 шт.), емкости РДВ-300 (5шт.), спальные мешки (25 шт.), палатки (4 шт.), РЛО (согласно штатному расписанию). Кроме того, в связи с отсутствием денежных средств для финансирования КГСАУ «Забайкаллесхоз» во исполнение решения суда, Министерством направлен запрос в Министерство финансов Забайкальского края о финансировании для исполнения судебного решения. Полагает, что по требованиям исполнительного документа Министерством предприняты все возможные меры для надлежащего исполнения исполнительного документа. При этом для полного исполнения решения суда имеются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства, выраженные в отсутствии денежных средств.
Вместе с тем, 22.04.2019г. судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП Феофановой С.С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока до 30.04.2019 г., просит освободить от взыскания исполнительского сбора.
Представитель Министерства природных ресурсов Забайкальского края, судебный пристав-исполнитель по исполнению особо важных ИП УФССП России по Забайкальскому краю Ермоленко Т.С., МО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю, надлежаще извещенные, в зал суда не явились, причину не явки не сообщили.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Согласно ст. 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на исполнении в Межрайонном отделе по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное в отношении Министерства природных ресурсов Забайкальского края на основании исполнительного документа, выданного по решению Могочинского районного суда Забайкальского края от 20.03.2019г.
Предметом исполнения названного исполнительного производства является: обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края профинансировать КГСАУ «Забайкаллесхоз» для выполнения вышеуказанных мероприятий в течении 10 дней с момента вступления решения в законную силу, а именно обеспечить ЛПФ Амазарское и Давендинское Северного межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз» противопожарной техникой, а также произвести ремонт неисправной техники Северного межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз».
Материалами дела также подтверждается, что 22.04.2019 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю в рамках вышеназванного исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании с Министерства природных ресурсов Забайкальского края исполнительских сборов в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительных документов в добровольном порядке в установленный срок.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).
Частью 6 статьи 112 названного закона предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом ч. 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
В качестве обстоятельств, подтверждающих отсутствие вины должника, административный истец указывает на частное исполнение решения суда. В целях исполнения решения суда в части проведения ремонта неисправной техники подведомственным учреждением Министерства КГСАУ «Забайкаллесхоз» был произведен ремонт вездехода ГАЗ-3403932, трактора лесопожарного ТЛП-4. Также в настоящее время ведется работа по списанию следующей техники - автоцистерны пожарной АД-1,6-40 (У001), МЛК. УАЗ-390094 (М684), автоцистерны пожарной АЦ-1,6-40 (М685).
Во исполнение решения суда в части укомплектования Могочинского участка Северного межрайонного отдела противопожарным инвентарем КГСАУ «Забайкаллесхоз» на указанный участок был передан следующий инвентарь: мотопомпы (5 шт.), канистры для. воды (4 шт.), лопаты (18 шт.), спецодежда (согласно штатному расписанию), бензопилы (2 шт.), зажигательные аппараты (4 шт.), емкости РДВ-300 (5 шт.), спальные мешки (25 шт.), палатки (4 шт.), РЛО (согласно штатному расписанию), что п одтверждается накладными.
В качестве непреодолимых обстоятельств, находящихся вне контроля административного истца указано, что в связи с отсутствием денежных средств для финансирования КГСАУ «Забайкаллесхоз» во исполнение решения суда, Министерством направлен запрос в Министерство финансов Забайкальского края о финансировании для исполнения судебных решений. 26 октября 2021 года Министерство финансов Забайкальского края сообщает о том, что выделить дополнительные средства краевого бюджета для исполнения решения суда не представляется возможным.
Вышеизложенное указывает на отсутствие бездействия со стороны должника по исполнительному производству.
Каких-либо доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требования исполнительного листа, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено, ответчиком не представлено.
При наличии вышеуказанных объективно непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленные сроки, суд приходит к выводу об отсутствии вины административного истца в неисполнении требования исполнительного документа об обязании Министерства природных ресурсов Забайкальского края профинансировать КГСАУ «Забайкаллесхоз» для выполнения вышеуказанных мероприятий в течении 10 дней с момента вступления решения в законную силу, а именно обеспечить ЛПФ Амазарское и Давендинское Северного межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз» противопожарной техникой, а также произвести ремонт неисправной техники Северного межрайонного отдела КГСАУ «Забайкаллесхоз», а именно финансовое обеспечение выполнения государственных работ, что дает основание для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Освободить Министерства природных ресурсов Забайкальского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю Ермоленко Т.С., Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП РОССИИ по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от 20.03.2019г.,
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Читы.
Судья О.А. Маркова