Решение по делу № 11-12684/2020 от 05.11.2020

Судья Барашева М.В.

Дело № 2-2038/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-12684/2020

26 ноября 2020 года    г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего    Давыдовой В.Е.,

судей                    Онориной Н.Е., Тетюева С.В.

при секретаре            Перепечиной В.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 01 сентября 2020 года по иску Златоустовского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российское железные дороги» о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Онориной Н.Е. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений на неё, объяснения представителя ответчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по доверенности Шумаковой Н.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, помощника прокурора Тимшину Е.А., возражавшую по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Златоустовский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к открытому акционерному обществу «Российское железные дороги» (далее по тексту ОАО «РЖД») о возложении обязанности проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Тундуш, образовать (сформировать) или привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции <данные изъяты> подразделения транспортной безопасности, прошедшие аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России от 01 апреля 2015 года №145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним» в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование иска указано, что Златоустовской транспортной прокуратурой проводилась проверка исполнения субъектами транспортной инфраструктуры законодательства о транспортной безопасности. По результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на станции <данные изъяты> Южно-Уральской железной дороги, которая является объектом транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», расположенной в зоне деятельности на и территории ЮУЖД - филиала ОАО «РЖД». Согласно Реестру категорированных объектов транспортной инфраструктуры Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) объекту транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции <данные изъяты> ЮУЖД присвоен реестровый номер <данные изъяты> установлена вторая категория. Действующая в настоящее время оценка уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры, не соответствует вступившим в силу с 1 июля 2017 г. требованиям по обеспечению транспортной безопасности. На момент проверки, дополнительная оценка уязвимости ОАО «РЖД» в нарушение закона в отношении станции Тундуш не проведена. Установленный законом срок проведения дополнительной оценки уязвимости станции истек 1 августа 2017 г. Кроме того, ответчиком не исполняются требования законодательства о транспортной безопасности в части обеспечения охраны указание объекта транспортной безопасности от актов незаконного вмешательства. В целях охраны объекта транспортной безопасности не создано и не привлечено подразделение транспортной безопасности. Полагает, что несвоевременное принятие мер, направленных на исполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, может повлечь за собой осуществление противоправных действий, совершение террористического акта, создает угрозу безопасности деятельности транспортного комплекса, причинение вреда жизни и здоровью пассажиров при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом, материального ущерба.

В судебном заседании помощник транспортного прокурора Златоустовской транспортной прокуратуры Власкина М.Н. от исковых требований в части возложения на ОАО «РЖД» обязанности обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Тундуш отказался, отказ принят судом.

В остальной части помощник транспортного прокурора Златоустовской транспортной прокуратуры Власкина М.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Рябова И.В. с иском прокурора не согласилась, представила письменные возражения.

Представители третьих лиц Федерального агентства железнодорожного транспорта, Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта в судебное заседание не явились, извещены.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе и дополнений к ней, ответчик ОАО «РЖД» просит отменить решение суда, вынести решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что судом допущено неверное толкование норм материального права, истцом бездействие ответчика не доказано, ОАО «РЖД» приняты все меры по исполнению требований нормативных актов в сфере обеспечения транспортной безопасности объектов инфраструктуры на текущем этапе их реализации. Нельзя возлагать обязанность на ОАО «РЖД» образовать или сформировать подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры в отсутствие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Требования заявлены преждевременно. Ответчиком был проведен комплекс соответствующих мероприятий по оценке, разработке и направлению на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности. План возвращен для дальнейшей работы.

Требование образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России от 01.04.2015 №145 преждевременно в части исполнения.

Обоснованность требований прокурора должна рассматриваться в совокупности норм и требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 года №495, Федерального закона №16-ФЗ от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности», Федерального закона №223-ФЗ от 18.07.2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Формулировка резолютивной части решения суда влечет неисполнимость решения, так как план объекта транспортной инфраструктуры не утвержден. Исковые требования направлены на будущее время, поэтому удовлетворению не подлежат. Ссылается на то, что истцом не представлены доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц.

В дополнениях к апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что исковые требования прокурора обоснованы подп. 3 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495. С 24 октября 2020 года вступили в законную силу Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные постановлением Правительства от 08 октября 2020 года № 1633. В силу подп. «в» п. 5 вышеназванных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности. Данная обязанность корреспондирует подп. «и» п. 5 Требований, согласно которому из перечня документов, копии которых прилагаются к плану обеспечения транспортной безопасности, исключены положение (устав) привлеченного подразделения транспортной безопасности, копии договора о привлечении указанного подразделения. Данные документы подлежат приложению к плану в течение одного либо четырех месяцев с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения транспортной безопасности.

Требованиями № 1633 нормативно закреплено, что привлечение подразделения транспортной безопасности является этапом реализации планов обеспечения транспортной безопасности, исполнение данной обязанности обусловлено наличием у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, возражений на неё, заслушав объяснения представителя ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Шумаковой Н.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Тимшину Е.А., возражавшую по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО «РЖД» является собственником сооружения станции <данные изъяты> ЮУЖД (нежилое здание поста электрической централизации, площадью 510,5 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, с. Тундуш, ст. Тундуш) (л.д. 5).

Златоустовской транспортной прокуратурой 08 сентября 2018 года проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на категорированных объектах транспортной инфраструктуры станциях ЮУЖД, расположенных на территории Златоустовского городского округа.

Проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства к охране объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) станции Тундуш не привлечено подразделение транспортной безопасности (л.д. 8).

Согласно реестру категорированных объектов транспортной инфраструктуры Федерального агентства железнодорожного транспорта объекту транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции <данные изъяты> ЮУЖД присвоен реестровый номер ЖСТ304610, установлена 2 категория (л.д. 67-68).

Росжелдором 11 июня 2019 года в отношении указанного объекта транспортной инфраструктуры утверждены материалы по дополнительной оценке уязвимости. С учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, объекту присвоена 2 категория уязвимости. Изменения в План объекта транспортной безопасности предоставлялись 10 сентября 2019 года, в связи с несоответствием изменений Требованиям Росжелдором 07 октября 2019 года отказано в утверждении (л.д. 72).

Как установлено судом, и не оспорено ответчиком, на спорном объекте транспортной инфраструктуры не создано и не привлечено подразделение транспортной безопасности, а также отсутствует обеспеченность техническими средствами охраны.

Разрешая спор по существу, руководствуясь требованиями Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и разработанными в его исполнение нормативными правовыми актами, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры- станции Тундуш подразделения транспортной безопасности, прошедшие аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России от 01 апреля 2015 года № 145.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда в силу следующего.

Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств регламентированы Федеральным законом от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон № 16-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10).

В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно пункту 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности; порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Во исполнение названной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2010 года № 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в соответствии с пунктом 3 которого план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций.

На момент разрешения судом настоящего спора действовали утвержденные постановлением Правительства от 26 апреля 2017 года № 495 Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Подпунктом 3 пункта 5 указанных Требований была установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Как установлено судом, данная обязанность ответчиком в отношении объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Тундуш ЮУЖД, оценка уязвимости которого была утверждена 11 июня 2019 года, исполнена не была, план обеспечения транспортной безопасности данного объекта до настоящего времени в установленном порядке не утвержден. При том, что ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлен срок направления вышеназванного плана на утверждение в трехмесячный срок со дня оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

Поэтому, несмотря на то, что в у ответчика отсутствует утвержденный план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры судом первой инстанции обосновано возложена на ОАО «РЖД» обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры- железнодорожной станции Тундуш подразделения транспортной безопасности, прошедшие аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России от 01 апреля 2015 года № 145. При этом суд обоснованно исходил из того, что отсутствие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности спорного объекта транспортной инфраструктуры по сути свидетельствует о фактическом бездействии ОАО «РЖД» по его разработке. В связи с чем, соблюдение законных требований по обеспечению транспортной безопасности не может быть поставлено в зависимость от действий ОАО «РЖД» по разработке плана обеспечения транспортной безопасности.

Не влекут отмены обжалуемого решения суда ссылки в апелляционной жалобе ответчика на то, что Требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 495, прекратили свое действие.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года № 1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Согласно п. 4 вышеназванных Требований данный документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

В силу подп. «в» п. 5 Требований № 1633 субъекты транспортной безопасности обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

На основании подпунктов «д», «е» пункта 5 Требований № 1633 субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которая сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде; и на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

Подпунктом «и» п. 5 Требований предусмотрена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры конкретные организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, копии которых прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта.

В силу подп. «ж» п. 5 Требований № 1633 субъект транспортной инфраструктуры обязан реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно в предусмотренные им сроки: для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; для объектов транспортной инфраструктуры III и IV категорий - в течение одного года со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Объект транспортной инфраструктуры – железнодорожная станции Тундуш ЮУЖД была включена в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры на основании решения Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31 июля 2012 года. Таким образом, срок реализации плана обеспечения транспортной безопасности на данном объекте истек, а ответчиком данный план, соответствующий Требованиям, не представлен на утверждение.

В силу вышеизложенного, судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы ОАО «РЖД» о том, что Требованиями по обеспечению транспортной безопасности от 08 октября 2020 года нормативно закреплены положения о безусловной недопустимости возложения на субъекты транспортной безопасности обязанностей образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделения транспортной безопасности для целей обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры до утверждения планов обеспечения транспортной безопасности.

Как установлено судом и не опровергнуто ответчиком, надлежащих мер к утверждению в установленном порядке плана обеспечения транспортной безопасности ОАО «РЖД» не принято, что следует из его отсутствия до настоящего времени, при том, что истекли нормативно установленные сроки для его реализации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не доказано бездействие ОАО «РЖД», ответчиком приняты все необходимые меры по исполнению требований нормативных актов, предъявленные прокурором требования в части установления сроков исполнения являются преждевременными, не принимаются судебной коллегией, как голословные, не подтвержденные документально.

Исходя из анализа положений Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и разработанных в его исполнение Требований обеспечения транспортной безопасности № 1633 от 08 октября 2020 года, не принятие субъектом транспортной безопасности мер по разработке в установленные сроки плана обеспечения транспортной безопасности не освобождает субъект транспортной безопасности от обязанности, предусмотренной подпунктом «в» пункта 5 вышеуказанных Требований. Составление плана обеспечения транспортной безопасности, соответствующего Требованиям, является обязанностью ОАО «РЖД», и неисполнение данной обязанности не должно препятствовать обеспечению безопасности соответствующего объекта транспортной инфраструктуры.

Иные доводы апелляционной жалобы оснований к отмене обжалуемого решения не содержат, по существу сводятся к выражению несогласия с правильными по существу выводами суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняются судебной коллегией.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 01 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

11-12684/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Златоустовский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО Российские железные дороги
Другие
Уральское Территориальное Управление Федерального агентства железнодорожного транспорта
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Онорина Наталья Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
06.11.2020Передача дела судье
26.11.2020Судебное заседание
03.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2020Передано в экспедицию
26.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее