Дело №--
УИД: №--
Категория: 2.211
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2022 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующий судья Королёв Р.В.,
секретарь судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Нотариальной палате Республики Татарстан об оспаривании справки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском в обоснование требований указав, что --.--.---- г. в отношении него как нотариуса нотариальной палатой Республики Татарстан была проведена плановая проверка организации работы нотариуса, по результатам которой была составлена и подписана соответствующая справка (далее – Справка), с некоторыми пунктами которой истец не согласился.
ФИО2 в обоснование своих требований приводит ссылки на отдельные пункты вышеуказанной справки, в том числе указывая следующее.
Комиссией установлено, что Зямиловым Р.В. периодически размещается информация о нотариальной конторе в газете «Новая жизнь», а также в социальной сети «В Контакте», что является нарушением пунктов 9.3 и 9.4 Кодекса профессиональной этики. Однако в соответствии с частью 7 статьи 16 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус обязан информировать граждан и юридических лиц, в частности, о своем местонахождении. Как указывает истец, он опубликовывал информацию о местонахождении нотариальной палаты и интересы другого нотариуса не нарушены.
Истец также указывает, что устанавливает информацию об отсутствии заявителя в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, через прикладную систему «Экспресс». Помимо этого истец ссылается на то, что в статье 6.1 Федерального закона № 115-ФЗ нет прямой ссылки к совершению нотариального действия.
Комиссией также указано, что не учитываются требования пункта 33 Регламента, а именно, при удостоверении договоров не фиксируется заверение соответствующей стороны о правах третьих лиц в отношении жилой недвижимости, что истец считает субъективным мнением проверяющих, нотариальные действия в суде никем не оспорены в порядке статьи 33 Основ о нотариате.
Указание комиссии на то, что истцом как нотариусом при удостоверении договора купли-продажи объекта недвижимости не фиксируются сведения об ограничениях/обременениях на отчуждаемый объект, не конкретизировано.
Также истец указывает на то, что комиссия по проверке организации работы нотариуса вышла за пределы своих полномочий, потому что действия истца связаны с нотариальным делопроизводством в электронном виде, ведущимся в системе ЕИС в порядке и по содержанию, установленным двумя Приказами Министерства юстиции РФ. Все нотариальное делопроизводство, как бумажное, так и электронное, проверяется совместной Комиссией по проверке нотариального делопроизводства, создаваемой Управлением Минюста РФ по РТ и Нотариальной палатой РТ. Параллельная проверка двумя комиссиями недопустима, поэтому все решение проверочной комиссии по проверке организации работы нотариуса в данной части должно признаваться незаконным.
На основании изложенного истец просит признать недействительными решения проверочной комиссии по результатам проверки организации работы нотариуса, указанные в Справке от --.--.---- г..
В ходе рассмотрения дела, истец уточнил исковые требования, а именно просил признать недействительными решения проверочной комиссии по результатам проверки организации работы нотариуса, указанные в Справке от --.--.---- г.: страницы Справки 6-7 абзацы шестой и седьмой, с первого по пятый; страницы Справки 7-8 абзац с восьмого по первый; страница Справки 8 абзац второй, четвертый, десятый; страница Справки 9 абзацы третий, четвертый; страницы Справки 9-10 абзацы с пятого по четвертый; страница Справки 10 абзацы с пятого по девятый; страницы Справки 10-11 абзацы с десятого по первый; страница Справки 11 абзацы со второго по шестой; страница Справки 12 абзац третий.
Истец в судебном заседании исковые требования подержал, просил удовлетворить.
Представители ответчика в судебном заседании просили в удовлетворении искового заявления отказать, указав, что справка о результатах проверки организации работы нотариуса считается окончательно оформленной после подписания всеми членами комиссии и проверяемым. Акты контрольных (надзорных) мероприятий (в рассматриваемом случае – Справка о результатах проверки) не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решения, поскольку является средством фиксации выявленных нарушений (пункт 6 Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»). Окончательное решение по результатам проверки нотариуса выносится Правлением Нотариальной палаты Республики Татарстан, что не учтено истцом. Комиссия осуществляла проверку в рамках своих полномочий. В предусмотренные сроки оспариваемая справка была предоставлена истцу. Окончательное решение по оспариваемой справке принято Правлением Нотариальной палаты Республики Татарстан --.--.---- г. – объявлен выговор нотариусу ФИО2 и назначена повторная проверка. Указанное решение истцом не обжалуется. Нотариус ФИО2 --.--.---- г. представил отчет об устранении выявленных в ходе проверки его деятельности нарушений, тем самым признав их. Истцом не соблюдены требования части 4 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно, истцом не обозначено, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения его прав, свобод или законных интересов.
Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствие с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 9 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, - в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Согласно частям 1, 7 статьи 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений.
В соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности; ежегодно устанавливает обязательные для применения нотариусами размеры платы за оказание услуг правового и технического характера, не превышающие предельных размеров платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, установленные Федеральной нотариальной палатой; размещает на официальном сайте нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию об установленных размерах платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера; определяет перечень поселений или населенных пунктов, входящих в состав нотариального округа, в которых отсутствует нотариус и имеется потребность в совершении нотариальных действий; по мере необходимости, но не реже двух раз в год утверждает график приема населения в указанных поселениях или населенных пунктах и незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента его утверждения доводит указанный график приема населения до сведения соответствующего должностного лица местного самоуправления и территориального органа юстиции; обеспечивает соблюдение нотариусами указанного графика приема населения.
Согласно статье 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Приказа Минюста России от 16 апреля 2014 года N 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» контроль за исполнением Правил нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют территориальные органы.
Контроль за исполнением Правил нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют территориальные органы совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации (далее - нотариальные палаты) в порядке, установленном главой XIII Правил.
Плановая проверка исполнения Правил проводится один раз в четыре года.
Проверка исполнения Правил нотариусом, впервые приступившим к осуществлению нотариальной деятельности, проводится через год после наделения его полномочиями нотариуса.
Проверка исполнения Правил может проводиться в иные сроки, если законодательством субъекта Российской Федерации для проведения проверок организации работы нотариуса установлены специальные сроки.
В силу пункта 190 Правил нотариального делопроизводства, утвержденных приказом Минюста России от 16 апреля 2014 года N 78, по итогам проверки составляется справка, в которой указываются, в том числе замечания, выявленные в ходе проверки, и предложения по результатам проверки.
По итогам проверки составляется справка по итогам проверки исполнения Правил, в которой указываются следующие сведения:
фамилия, имя, отчество (при наличии) нотариуса;
реквизиты приказа территориального органа о назначении на должность нотариуса, номер записи в реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
адрес электронной почты территориального органа и нотариальной палаты для направления возражений в электронной форме;
место нахождения нотариальной конторы;
нарушения, в случае их выявления в ходе проверки, с описанием нарушения и указанием нарушенной нормы Правил;
предложения по результатам проверки;
особое мнение членов комиссии (при наличии);
сведения о возражениях проверяемого нотариуса по итогам проверки (при наличии).
Выявленные и исправленные в ходе проведения проверки нарушения Правил включаются в справку с пометкой "Устранено в ходе проверки".
В соответствии с пунктом 192.3 вышеуказанных правил, в случае если нотариус, в отношении которого проводилась проверка, не согласен с замечаниями комиссии, указанными в справке, он вправе представить возражения в течение трех рабочих дней, со дня получения справки. Указанный срок может быть продлен по просьбе нотариуса решением комиссии.
В установленные справкой сроки нотариус направляет отчет о проделанной работе по устранению нарушений Правил в территориальный орган и нотариальную палату (пункт 192.5 Правил нотариального делопроизводства, утвержденных приказом Минюста России от 16 апреля 2014 года N 78).
В силу пункта 193 Правил нотариального делопроизводства, утвержденных приказом Минюста России от 16 апреля 2014 года N 78, повторная проверка проводится не позднее чем через год после проведения плановой проверки, в ходе которой выявлены нарушения Правил и по результатам которой принято решение о проведении повторной проверки.
По итогам повторной проверки комиссия принимает одно из следующих решений, которое отражается в справке:
1) признать работу нотариуса удовлетворительной;
2) направить материалы проверки в нотариальную палату для возбуждения дисциплинарного производства в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации и решения вопроса о привлечении нотариуса к дисциплинарной ответственности.
Судом установлено, что --.--.---- г. в отношении нотариуса нотариальной палаты Республики Татарстан ФИО2 была проведена плановая проверка организации работы нотариуса, по результатам которой была составлена и подписана справка о результатах проверки организации работы нотариуса Спасского нотариального округа Республики Татарстан ФИО2, составленная --.--.---- г., согласно которой по результатам проверки членами Комиссии были выявлены ряд грубых нарушений в работе нотариуса Спасского нотариального округа ФИО2, и нотариусу ФИО2 в течение двух месяцев со дня проведения проверки необходимо представить в Нотариальную палату Республики Татарстан отчет о проделанной работе по устранению выявленных недостатков.
--.--.---- г. истцом в адрес Нотариальной палаты Республики Татарстан были представлены возражения по Справке о результатах проверки от --.--.---- г..
--.--.---- г. Справка о результатах проверки нотариуса ФИО2 рассмотрена Правлением Нотариальной палаты Республики Татарстан и вынесено решение:
1. ввиду нарушения срока, предусмотренного Пунктом 11.2 Положения 2018 года, пунктом 6.7 Положения 2022 года возражения нотариуса ФИО2от --.--.---- г. на Справку о результатах проверки организации работы от --.--.---- г., оставить без рассмотрения;
2. признать работу нотариуса ФИО2 неудовлетворительной;
3. в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 12.46 Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации за допущенные нотариусом ФИО5 дисциплинарные проступки, указанные в пунктах 10.2.1, 10.2.2, 10.2.4, 10.2.27, 10.2.30, 10.2.32, 10.2.33 Кодекса, привлечь его к дисциплинарной ответственности, наложив меру дисциплинарного взыскания – выговор;
4. по истечении года со дня проведения рассматриваемой проверки назначить повторную проверку исполнения нотариусом Зямиловым Р.В. профессиональных обязанностей.
Пункт 12.46 Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении фактов, установленных в ходе проверок организации работы нотариуса, Правление нотариальной палаты субъекта Российской Федерации вправе принять решение о привлечении нотариуса к дисциплинарной ответственности без возбуждения дисциплинарного производства. При необходимости организации дополнительной проверки фактов, установленных в ходе проверок организации работы нотариуса, Правление вправе принять решение о возбуждении дисциплинарного производства и направить материалы в Комиссию по профессиональной этике нотариусов.
Факты, являющиеся предметом рассмотрения и оценки Правления нотариальной палаты в соответствии с пунктом 12.46 Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, устанавливаются в ходе проверки организации работы нотариуса соответствующей Комиссией по проверке и указываются в справке (акте) по результатам проверки. При этом предусмотрено обжалование результатов проверки, отраженных в справке, до момента ее направления в нотариальную палату. В связи с этим к моменту поступления справки в нотариальную палату обстоятельства, связанные с нарушением, уже установлены комиссией, осуществлявшей проверку. То есть, комиссия, осуществляющая проверку организации работы нотариуса, фактически исполняет функции Комиссии нотариальной палаты по профессиональной этике нотариусов (Комиссия по этике) - устанавливает факты нарушения, рассматривая при этом все обстоятельства нарушения по существу, исследуя и оценивая представленные доказательства, в том числе, возражения нотариуса.
При проверке Правлением нотариальной палаты субъекта Российской Федерации обстоятельств, установленных комиссией в ходе проверки организации работы нотариуса и отраженных в справке, Правление вправе принять решение о привлечении нотариуса к дисциплинарной ответственности, если нет необходимости дополнительной проверки фактов, установленных в ходе проверки, Правление нотариальной палаты принимает решение о возбуждении дисциплинарного производства и направлении материалов на разбирательство в Комиссию по этике.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со статьей 87 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.). Акты проверки, исходящие от органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, могут быть оспорены как решения, если в нарушение Закона о контроле в них содержатся требования, предусмотренные частью 2 статьи 90 указанного закона.
Документы, подтверждающие определенные обстоятельства, в том числе правовой статус лица или правовой режим имущества, и не являющиеся исходя из их содержания решениями, не подлежат самостоятельному оспариванию (например, удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний). Вместе с тем в судебном порядке могут быть оспорены решения, основанные на зафиксированных данными документами обстоятельствах, либо решения, на основании которых уполномоченным органом выданы указанные документы.
Как пояснил в судебном заседании истец ФИО2 решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности, вынесенное на основании справки о результатах проверки организации работы нотариуса Спасского нотариального округа Республики Татарстан ФИО2 от --.--.---- г., составленной --.--.---- г., оспаривается им по другому гражданскому делу.
Таким образом, учитывая, что оспариваемая справка является одним из доказательств в дисциплинарном производстве о привлечении к дисциплинарной ответственности, суд приходит к выводу об отсутствии основании для удовлетворения исковых требований ФИО2 к Нотариальной палате Республики Татарстан, поскольку сами по себе содержащиеся в справке по итогам проверки отдельные замечания комиссии нотариальной палаты не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо права и свободы истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12,56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления ФИО2 (ИНН ---) к Нотариальной палате Республики Татарстан (ИНН 1653001668) об оспаривании справки – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.В. Королёв
Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2022 года.