Решение по делу № 2-30/2017 от 16.01.2017

Дело №2-30/2017

В окончательной форме решение составлено 17 марта 2017 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Пеновский районный суд Тверской области, в составе председательствующего судьи Худяков В.А.,

при секретаре Рейверт Т.А.,

с участием представителя истца Суворовой Е.С.,

представителя материального истца Макеевой А.В.,

представителя 3-его лица Тимофеевой Т.В.,

в открытом судебном заседании 14 марта 2017 г. в п. Пено Тверской области, рассмотрев гражданское дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к МУП «Пено-Сервис» о запрете использования земельного участка для размещения на нём отходов и о проведении работ по рекультивации земельного участка,

установил:

    Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ в лице Управления Россельхознадзра по Тверской и Псковским областям, а также в защите интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Пено-Сервис» (далее Предприятие) о запрете в использовании для размещения отходов производства и бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения расположенного по адресу <адрес> до получения лицензии на право осуществлении деятельности, по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, с включением сведений об объекте размещения в отходов Государственный реестр объектов размещения отходов, а также о возложении обязанности разработать проект восстановления (рекультивации) указанного земельного участка и проведение работ по восстановлению качества почв земельного участка до состояния предшествующего загрязнению производственными и твердыми коммунальными отходами.

    В основании иска указано, что в ходе проведенной прокурором проверки установлено, что одним из основных видов деятельности МУП «Пено-Сервис в соответствии с Уставом является вывоз бытовых отходов от жилых зданий и прочих потребителей и др. (п.3.3 Устава).

Предприятие осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, в том числе сбор, транспортирование и размещение твердых коммунальных отходов, в связи с чем им заключены договора на сбор, транспортирование твердых коммунальных отходов с юридическими и физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

    Транспортирование отходов осуществляется с использованием техники, от контейнерных площадок заказчиков до места размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>.

Указанный земельный участок имеет категорию как земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования общей площадью 1,1250 га.

При этом земельное законодательство не предусматривает предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для размещения отходов.

В Государственный реестр объектов размещения отходов эксплуатируемая МУП «Пено-Сервис» свалка отходов не внесена.

    Прокуратурой и контролирующими органами неоднократно принимались меры административного воздействия в отношении МУП «Пено-Сервис» по факту незаконного размещения и складирования им на указанном земельном участке отходов.

В нарушение действующего законодательства МУП «Пено-Сервис» не имеет лицензии на сбор, транспортирование, размещение и обезвреживание отходов I-IV класса опасности.

    Допущенные Предприятием нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающих на территории Пеновского района, а также приезжающих в него граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, предусмотренные статей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Помощник прокурора Суворова Е.С. в судебном заседании поддержала заявленный иск, пояснив, что МУП «Пено-Сервис» в течение длительного времени осуществляло вывоз бытовых отходов на земельный участок, расположенный <адрес>. Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и размещение на нем отходов запрещено. В результате деятельности ответчика почва земельного участка была захламлена.

Представитель материального истца Управления Россельхознадзора в Тверской и Псковской областях Макеева А.В., поддержала заявленный природоохранным прокурором иск.

Ответчик МУП «Пено-Сервис» в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещены. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика.

Представитель 3-его лица Администрации Пеновского района Тимофеева Т.В. также полагала подлежащим удовлетворению заявленный иск. Пояснила, что Администрацией района принимаются меры по созданию на территории Пеновского района полигона ТБО.

3-е лицо, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области и Управление Росприроднадзора в Тверской области своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находит, что заявленный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что согласно п.3.3 устава одним из основных видов деятельности МУП «Пено-Сервис» является вывоз бытовых отходов от жилых зданий и прочих потребителей (л.д.114-117).

МУП «Пено-Сервис» на основании заключенных договоров оказывало услуги по вывозу твердых бытовых отходов (л.д.126-145).

Вывоз и складирование бытовых отходов осуществлялось ответчиком на земельный участок с кадастровым номером , расположенный в районе <адрес>. При этом указанный земельный участок согласно кадастровой выписки отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного использования (л.д.60-108).

МУП «Пено-Сервис» в 2016 г. осуществляло деятельность по сбору, транспортированию бытовых отходов, не имея лицензии на осуществление указанного вида деятельности (146-151).

В результате деятельности Предприятия земельный участок с кадастровым номером , расположенный <адрес>, захламлен отходами (л.д.22-59, 152-169).

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона РФ от 10 января 2002 г. N№7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Из положений ч.1 ст. 22 Закона РФ от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Пунктом 7 статьи указанного Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ установлен прямой запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Из положений ст. 9 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» и п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона РФ от 04 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Деятельность по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности относится к лицензируемым видам деятельности.

Статьей 49 ГК РФ определено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (абз.3 п.1). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (абз.2 п.3).

Положениями п.2 ст.1065 ГК РФ предусмотрено что, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Статьей 6 Закона РФ «Об охране окружающей среды» установлено, что к полномочиям органов государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды отнесены право на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Поскольку было установлено, что МУП «Пено-Сервис» осуществляет деятельности по сбору, размещению бытовых отходов, относящихся в IV классу опасности без соответствующей лицензии и размещает такие отходы на земельном участке, не предназначенном для этих целей, то требования прокурора о запрете такой деятельности являются обоснованными и законными.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В ст. 77 ЗК РФ дано понятие земель сельскохозяйственного назначения. Так землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Из положений ст. 78 ЗК РФ следует, что земли сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для размещения отходов.

Частью 1 ст.76 ЗК РФ установлено, что юридические лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Согласно ст.13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель производится в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Таким образом также обоснованы заявленные прокурором требования о возложении на МУП «Пено-Сервис» как на причинителя вреда почвам обязанности по разработке проекта восстановления (рекультивации) нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером и проведении работ по рекультивации почв земельного участка до состояния предшествующего загрязнению производственными и твердыми коммунальными отходами.

В соответствии ч.1 ст.103 ГПК РФ, также подп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ, с ответчика МУП «Пено-Сервис», надлежит взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере, определенном в абз.2 подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ, поскольку прокурор освобожден при подаче заявления в суд от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, Пеновский районный суд Тверской области

решил:

исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к МУП «Пено-Сервис» о запрете использования земельного участка для размещения на нём отходов и о проведении работ по рекультивации земельного участка удовлетворить в полном объеме.

Запретить МУП «Пено-Сервис» использовать земельный участок с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения расположенный по адресу <адрес> для размещения несанкционированной свалки.

Запретить МУП «Пено-Сервис» осуществлять деятельность по размещению отходов на земельном участке с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения расположенного по адресу <адрес> до получения лицензии на право осуществлении деятельности, по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, с включением сведений об объекте размещения в отходов Государственный реестр объектов размещения отходов.

Возложить на МУП «Пено-Сервис» обязанность разработать в аккредитованной организации проект восстановления (рекультивации) нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу д. <адрес> и обязать их в срок до 01 декабря 2017 г. на основании разработанного проекта восстановления (рекультивации) нарушенных земель провести комплекс работ по приведению качества почв земельного участка до состояния предшествующего загрязнению производственными и твердыми коммунальными отходами.

    Взыскать с МУП «Пено-Сервис» в доход муниципального образования Пеновский района государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд, через Пеновский районный суд Тверской области, в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Федеральный судья В.А.Худяков

2-30/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям
Осташковская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
МУП "Пено-Сервис"
Другие
Управление Росприроднадзора по тверской области
Администрация Пеновского района
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области
Суд
Пеновский районный суд Тверской области
Дело на сайте суда
penovsky.twr.sudrf.ru
16.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2017Передача материалов судье
18.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2017Судебное заседание
14.03.2017Судебное заседание
17.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее