Решение по делу № 2-1076/2022 от 29.07.2022

Дело № 2-1076/2022 (10RS0016-01-2022-006534-59)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сегежа                                 20 октября 2022 года

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Скрипко Н.В.,

при секретаре Никитенко Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Грачева А.И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Дом» о защите прав потребителей, -

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением к ответчику по тем основаниям, что зарегистрирован и проживает в доме 2 по улице Ленина в г. Сегеже Республики Карелия. Управляющей организацией спорного жилого дома является ООО «УК Дом», договором управления многоквартирного дома установлено, что предметом договора является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в жилом доме. С момента принятия дома в управление с 1 сентября 2010 года косметический ремонт подъездов жилого дома не производился, хотя в соответствии с нормами действующего законодательства периодичность такого вида работ должна составлять 3-5 лет, что свидетельствует о нарушении прав истца со стороны ответчика. На основании изложенного просил суд обязать ООО «УК Дом» произвести работы по косметическому ремонту подъезда № 5 дома 2 по улице Ленина в г. Сегеже Республики Карелия в срок до 1 октября 2022 года в соответствии с локальной сметой № 7144, в том числе с частичным ремонтом пола в местах его разрушения (на лестничных пролетах и клетках, а также в тамбуре), взыскать с ответчика неустойку за неисполнение указанных работ в установленные сроки в размере 209 016 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., штраф по закону «О защите прав потребителей», расходы на оплату услуг представителя в размере 12 000 руб.

В ходе рассмотрения дела по существу истцом были заявлены уточненные исковые требования, в соответствии с которыми Грачев А.И. просил суд обязать ответчика исполнить обязанность по косметическому/текущему ремонту подъезда № 5 дома 2 по улице Ленина в г. Сегеже Республики Карелия в срок до 1 октября 2022 года согласно локальной смете № 7144, в том числе с частичным ремонтом пола в местах его разрушения (на лестничных пролетах и клетках, а также в тамбуре), который не осуществлялся ООО УК Дом» в период правления многоквартирным домом с 1 сентября 2010 года по 31 июля 2022 года, остальные требования оставлены без изменения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору.

Истец Грачев А.И. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Осипова О.В. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала, дополнительно пояснила, что начиная с 2010 года в доме ремонт подъездов не производился, они находятся в плачевном состоянии, список необходимых работ ответчиком не оспаривается. Не отрицала тот факт, что собственниками жилых помещений решения о проведения ремонта подъездов не принималось, так же как и решения о том, за счет каких средств данные работы должны быть проведены. Однако проведение косметических ремонтов входит в перечень работ, обязанность по проведению которых лежит на ответчике, в связи с чем считала, что в любом случае управляющая компания обязана их провести. Полагала, что до настоящего времени управляющей компанией в жилом доме является УК Дом», так как собственниками жилых помещений было принято решение о продлении договора управления. Считала заявленные требования законными и обоснованными, в связи с чем просила их удовлетворить.

Ответчик ООО «УК Дом» своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя. Ранее представитель ответчика по доверенности Митянина В.Е. заявленные требования не признала, дополнительно пояснила, что жильцами спорного дома не было принято решение о необходимости проведения в доме косметического ремонта указанного подъезда, а также решение о том, за счет каких средств подобный ремонт может быть проведен. В настоящее время жилой дом исключен из реестра лицензии управляющей организации, договор управления прекратил свое действие в связи с истечением его срока, решения о продлении срока действия договора собственники жилых помещений не приняли.

Третье лицо Яковлева Л.А. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала, дополнительно пояснила, что жильцы спорного дома к управляющей организации с требованием о проведении ремонта подъезда не обращались, так как такие работы как косметический ремонт относятся к периодическим работам и должны производиться регулярно по истечении определенного времени. Собрание по поводу проведения ремонта собственниками помещений жилого дома не проводилось, решение о финансировании работ не принималось.

Третье лицо Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовало, об уважительности причин не явки не сообщало.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (пункт 4.1); принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (пункт 4.2).

Совет многоквартирного дома осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 7 части 5 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правила содержания общего имущества устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно статьям 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее Правила), предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1) Правил).

Правилами также предусмотрено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17). Текущий ремонт общего имущества производится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (пункт 18).

Решение о необходимости проведения ремонтных работ должно быть основано на акте осмотра, составленном в соответствии с пунктами 13 и 14 Правил, в котором отражаются результаты осмотра общего имущества и соответствие проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также меры (мероприятиях), необходимые для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).

По смыслу приведенных норм закона ремонт общего имущества многоквартирного дома проводится по решению общего собрания собственников помещений в этом доме и за счет средств этих собственников.

В судебном заседании установлено, что квартира №... дома №... по улице №... в г. Сегеже Республики Карелия на праве собственности принадлежит Грачеву А.И., о чем последним в дело представлено свидетельство о государственной регистрации права от 6 октября 2015 года и сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

В соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №... по улице №... в форме заочного голосования от 25 декабря 2018 года председателем совета дома избрана Яковлева Л.А., членами совета дома – Яковлева Л.А., И. и К.

1 мая 2018 года в соответствии с протоколом общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома от 27 апреля 2018 года заключен договор управления многоквартирным домом № 2 по улице Ленина в г. Сегеже Республики Карелия (далее – договор управления), из положений п. 2.1 которого следует, что в соответствии с указанным договором управляющая организация от своего имени и за счет собственника помещений за плату осуществляет управление многоквартирным домом, которое включает в себя оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома: согласно перечня работ, утвержденного на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома и являющимся неотъемлемой частью договора, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Из раздела терминов договора управления следует, что к текущему ремонту относится комплекс работ, выполняемых для обеспечения или восстановления работоспособности элементов конструкций здания или инженерных коммуникаций с целью поддержания нормального уровня их эксплуатационных показателей, выполняемый в плановом порядке.

В силу п. 3.1.1 договора управления управляющая организация обязуется обеспечить качественное и своевременное выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с условиями договора.

Собственник жилого помещения в свою очередь обязуется в том числе, нести расходы по содержанию и ремонту принадлежащего ему помещения на основании «Правил пользования жилыми помещениями», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25, а также по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома соразмерно доле в праве на общее имущество в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, из положений п. 2 которых следует, что в состав общего имущества многоквартирного дома, в том числе включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Согласно локальной смете № 7144 в отношении подъезда № 5 стоимость косметического подъезда с перерасчетом в ценах на 3 квартал 2021 года составляет 209 016 руб., при этом необходимо произвести следующие виды работ:

- ремонт штукатурки внутренних стен по камню и бетону,

- ремонт штукатурки потолков по камню и бетону цементно-известковым раствором,

- ремонт штукатурки откосов,

- окраска масляными составами ранее окрашенных металлических решеток и оград без рельефа,

- окраска масляными составами деревянных поручней,

- окраска масляными составами плинтусов и галтелей,

- окраска масляными составами торцов лестничных маршей,

- улучшенная масляная окраска ранее окрашенных дверей тамбура.

В обоснование доводов о необходимости проведения в подъезде косметического ремонта третьим лицом в дело представлена фототаблица.

Ответчик указанную стоимость проведения работ по косметическому ремонту подъездов оспаривал, в обоснование своей позиции представил:

- акт комиссионного обследования подъезда № 5 спорного жилого дома от 19 сентября 2022 года, в соответствии с которым стены лестничной клетки окрашены масленой краской на высоту 1,5 метра от поверхности пола, выше до потолка клеевой окраской, потолки покрыты клеевой окраской. Красочный слой на стенах и потолке местами потемнел, загрязнился, отслоился. На всех этажах подъезда установлены окна ПВХ в исправном состоянии, откосы и подоконники в удовлетворительном состоянии. Входные двери в подъезд металлические с доводчиком, оборудованы домофоном, находятся в рабочем состоянии. В тамбуре дверной блок в исправном состоянии. Капитальный ремонт здания производился Фондом капитального ремонта в 2019-2020 годах,

- смету № 338 на сумму 31 782 руб., из содержания которой следует, что в спорном подъезде жилого дома №... по улице <...> в г. Сегеже Республики Карелия необходимо произвести окраску клеевыми составами улучшенными стен и окраску улучшенной масляной краской стен в два раза с расчисткой старой краски.

Также решением Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору №... от 14 сентября 2022 года исключен из реестра лицензий Республики Карелия многоквартирный дом №... по улице <...> в г. Сегеже Республики Карелия лицензиата ООО «УК Дом» с 1 октября 2022 года на основании представленных в соответствии с нормами действующего законодательства документами.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Правовые отношения в связи с предоставлением управляющей организацией гражданам - потребителям услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома регулируются статьями 36, 153 - 155, 158, 161, 164 Жилищного кодекса РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".

Согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Наличие обязанности управляющей организации по надлежащему техническому содержанию общего имущества многоквартирного дома не является безусловным основанием для удовлетворения требований любого собственника помещений в нем о проведении текущего ремонта общего имущества дома при отсутствии предусмотренной законом процедуры принятия соответствующего решения и его реализации.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что решение собственников жилого дома о проведении текущего ремонта подъезда указанного многоквартирного жилого дома на момент обращения истца с настоящим иском не принималось, собственники помещений жилого дома не согласовали между собой перечень ремонтных работ подъезда, сроки проведения ремонта и объем его финансирования.

Суд также принимает во внимание, что истцом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих угрозу жизни и здоровью лиц, проживающих в доме, а также последствий, которые могли бы возникнуть в результате не проведения работ по ремонту подъезда. Представленные в дело фототаблицы не могут служить безусловным доказательством в указанной части, поскольку суд не обладает специальными познаниями для достоверной оценки представленных на фото повреждений, ходатайств о проведении судебной строительной экспертизы сторонами по делу не заявлялось.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные Грачевым А.И. требования удовлетворению не подлежат.

Принимая во внимание, что суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований о необходимости возложения на ответчика обязанности по проведению косметического ремонта подъезда спорного жилого дома, оснований для удовлетворения требований о взыскании неустойки, штрафа в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», компенсации морального вреда, а также расходов на оплату услуг представителя не имеется, поскольку указанные требования являются производными от первоначального.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Грачева А.И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Дом» о защите прав потребителей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                            Н.В. Скрипко

Решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено 27 октября 2022 года.

2-1076/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Грачев Андрей Игоревич
Ответчики
ООО "Управляющая компания Дом"
Другие
Яковлева Лидия Александровна
Осипова Оксана Васильевна
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Скрипко Н.В.
Дело на странице суда
segezhsky.kar.sudrf.ru
29.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2022Передача материалов судье
03.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.08.2022Предварительное судебное заседание
08.09.2022Судебное заседание
22.09.2022Судебное заседание
07.10.2022Судебное заседание
20.10.2022Судебное заседание
27.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2022Дело оформлено
20.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее